2.4. Алгоритм действий педагога-психолога в случае выявления в образовательной организации травли среди обучающихся

2.4. Алгоритм действий педагога-психолога в случае выявления

в образовательной организации травли среди обучающихся

2.4.1. Направления деятельности педагога-психолога в случае выявления травли среди обучающихся:

- профилактическая работа, направленная на предотвращение случаев дальнейшего распространения и развития травли в образовательной организации;

- проведение психологической диагностики, позволяющей определить факторы риска вовлечения обучающихся в травлю и ресурсы ее преодоления;

- сопровождение случая травли в случае ее выявления;

- организация индивидуальной и групповой работы с обучающимися.

2.4.2. Деятельность педагога-психолога строится на принципах немедленного реагирования, работы в педагогическом коллективе, обязательной профилактики явления.

2.4.3. При установлении факта либо подозрении о существовании ситуации травли среди обучающихся педагог-психолог сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации образовательной организации или участнику Рабочей группы в установленном порядке.

2.4.4. Педагог-психолог при выявлении травли в образовательной организации консультирует классного руководителя, социального педагога, представителей администрации образовательной организации, советника по воспитанию по вопросам психолого-педагогического сопровождения участников травли, конструктивного поведения участников образовательных отношений в ситуации травли, безопасного эмоционального реагирования, организации психологически безопасной образовательной среды; проводит, при необходимости, кризисное консультирование.

2.4.5. Профилактическая работа педагога-психолога по предотвращению случаев травли в образовательной организации.

В рамках психологической профилактики педагог-психолог на основе полученных диагностических данных изучения психологического климата, психоэмоциональных состояний и индивидуальных особенностей психологического развития обучающихся разрабатывает рекомендации, проводит профилактические мероприятия со всеми участниками образовательных отношений.

Профилактическая работа педагога-психолога выстраивается на трех уровнях:

- первичная профилактика - направлена на позитивную социальную адаптацию обучающихся, обеспечение психологической безопасности образовательной среды и профилактику социально-психологической дезадаптации обучающихся;

- вторичная профилактика - включает в себя систему мер психолого-педагогической поддержки обучающихся группы повышенного риска, направленной на устранение факторов риска травли и предупреждение перехода факторов риска в дезадаптацию;

- третичная профилактика - организованное психолого-педагогическое сопровождение, направленное на предотвращение ситуации травли, возможности ее возобновления и восстановления благоприятного социально-психологического климата в образовательной среде.

Профилактическая работа имеет усиленный эффект, если параллельно осуществляется индивидуальная работа с обучающимися из группы риска, проявляющими тенденцию к агрессивному поведению и подавляющему доминированию, проявляющих повышенную тревожность, боязливость, исключенными из группы сверстников (в силу разнообразных причин).

В рамках профилактической работы, позволяющей своевременно выявлять отклонения в групповой динамике и выявлять становление явлений травли на их раннем этапе, педагог-психолог:

- организует и проводит просветительские мероприятия для обучающихся образовательной организации по вопросам создания благоприятного социально-психологического климата, принципам конструктивного общения и разрешения конфликтов;

- организует и проводит просветительские мероприятия для педагогических работников образовательной организации по вопросам формирования благоприятного социально-психологического климата, вопросам групповой динамики и ее нарушениям, раскрывает явление травли;

- организует проведение социометрических исследований, осуществляет обработку и анализ полученных данных. Проводит сравнительный анализ динамики крайних статусных ролевых позиций обучающихся ("формальный" и "неформальный" лидеры, "отверженные");

- проводит изучение ценностно-ориентационного единства учебных коллективов, на основании которого выявляет ключевые ценностные предпочтения групп, определяет обучающихся, демонстрирующих крайние варианты ценностных предпочтений, для пролонгированного наблюдения социального статуса;

- проводит адресную психологическую диагностику с целью определения ресурсов обучающихся, находящихся в зоне риска проявления дисфункциональных состояний (тревога, агрессия, самоповреждающее поведение, акцентуации характера).

2.4.6. Педагог-психолог в случае выявления факта травли организует свою работу в соответствии со следующими этапами:

Подготовительный этап включает проведение анализа и уточнение информации, полученной из обращения участников образовательных отношений или выявленных фактов травли. На основе полученных данных разрабатываются совместные с педагогическими работниками психокоррекционные мероприятия, а также психолого-педагогические мероприятия для участников травли. Данные мероприятия включаются в разрабатываемый Рабочей группой план профилактической работы.

Выявление травли в учебных коллективах возможно из нескольких источников по результатам:

- профилактических мероприятий и групповой скрининговой диагностики;

- обращения к педагогу-психологу непосредственно самого обучающегося, его родителей (законных представителей) по факту травли;

- обращения к педагогу-психологу классного руководителя, иного педагогического работника по факту травли;

- в процессе психолого-педагогического наблюдения.

Педагог-психолог совместно с педагогическими работниками определяет социальные роли участников травли ("агрессор", "жертва", "свидетели") и проводит, в первую очередь, с пострадавшим(-ими) индивидуальную беседу, в рамках которой устанавливаются: фактическая картина произошедшего; степень и вид причиненного вреда; степень готовности пострадавшего(-их) говорить о произошедшем и решать проблему.

Основной этап включает в себя действия педагога-психолога, направленные на коррекцию социально-психологического климата, оказание психологической помощи пострадавшим участникам травли.

Работа с "жертвой". Интенсивность и содержание психолого-педагогической помощи зависит от степени нанесенного ущерба. Кризисная психологическая помощь направлена на работу со страхом посещения образовательной организации, общения со сверстниками, снятием повышенной тревожности. Психолого-педагогическая помощь может носить пролонгированный, плановый характер и быть направленной как на стабилизацию позитивных отношений в учебном коллективе, укрепление межличностных связей, так и на развитие индивидуальной личностной целостности, научения уверенной позиции и снятия фобических реакций у пострадавших от травли.

Работа с "агрессором(ами)". Психолого-педагогическая помощь "агрессору(ам)" направлена на выяснение мотивов поведения, научение другим паттернам общения/решения конфликтов/и пр., в зависимости от зоны дефицита и мотива. Рекомендуется работа с членами семьи "агрессора". Если "агрессором" является педагогический работник, проводится индивидуальное консультирование педагога, при его согласии. При отсутствии такого согласия вопросы деструктивного педагогического общения рассматриваются представителями администрации или Рабочей группой.

Работа со "свидетелями" травли. При организации психолого-педагогической помощи, как в индивидуальной, так и в групповой форме, особое внимание уделяется проговариванию пережитого опыта в безопасной обстановке с обязательным соблюдением правил конфиденциальности. При организации групповой работы обеспечивается чувство безопасности всем участникам. Проводятся групповые занятия, направленные на снижение уровня конфликтности, сплочение (при отсутствии острой фазы конфликта), на понимание и осознание произошедшего, принятие решения о недопустимости травли в любых формах.

Работа педагога-психолога с родителями (законными представителями) обучающихся:

- оказание психологической помощи, в том числе кризисной, по запросу родителей (законных представителей);

- проведение консультаций для родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в травле, по вопросам реализуемых в семье стратегий воспитания, детско-родительских отношений, поиска причин вовлечения в ролевые позиции участников травли ("жертва", "агрессор", "свидетели"), определения психологических и иных ресурсов преодоления деструктивных ролевых позиций и поведенческих реакций; обсуждается и разрабатывается стратегия реагирования родителей (законных представителей) на проявление травли, в том числе условия, при которых родители (законные представители) могут обсуждать эту ситуацию с обучающимися;

- информирование родителей (законных представителей) о желательности консультации обучающегося (при необходимости) у медицинских специалистов (невролог, психиатр, клинический психолог) и выдача направления на посещение медицинского специалиста. В направлении родители (законные представители) письменно подтверждают согласие или отказ от направления к медицинским специалистам.

Завершающий этап. После снятия острых кризисных состояний у участников травли педагог-психолог планирует проведение мероприятий (в том числе совместно с педагогическими работниками), направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата и умения распознавать признаки травли всеми участниками образовательных отношений.

1. Педагог-психолог корректирует планируемую деятельность (диагностическую, просветительскую, коррекционно-развивающую, методическую) в соответствии с анализом текущей ситуации, выявленной проблематикой и установленным Рабочей группой планом профилактической работы, направленной на предотвращение схожих ситуаций среди обучающихся в дальнейшем.

2. Организует проведение методических семинаров, тренинговых групп для педагогических работников с целью обмена опытом работы со случаями травли, обмена методическими материалами для классных часов, посвященных профилактике травли и поддержке, в случае необходимости.

3. Участвует в супервизиях и интервизиях педагогов-психологов для обмена опытом по результатам оказания экстренной и кризисной психологической помощи и оценке эффективности проводимых профилактических мероприятий.

При организации межведомственного взаимодействия возможно привлечение педагога-психолога к следственно-процессуальным действиям (особенно в ситуации совершения физического насилия или сексуализированных действий с несовершеннолетним обучающимися).