Чрезвычайные события, связанные с обучающимися, являются одной из наиболее острых проблем современного общества: инциденты в образовательных организациях поднимают вопросы о безопасности обучающихся, не только физической, но и психологической. Непосредственная включенность обучающихся в такие психотравмирующие события, как суицид и самоповреждающее поведение, травля, гибель близких и родственников обучающихся, снижает их адаптационные возможности, нарушает коммуникативное взаимодействие участников образовательных отношений, образовательный процесс, что становится серьезным вызовом для педагогического коллектива и педагога-психолога (психолога в сфере образования) (далее - педагог-психолог). Своевременное оказание психологической помощи позволит минимизировать негативные последствия экстренных и кризисных ситуаций, снизить суицидальный риск, риск возникновения травли, оказать помощь участникам образовательных отношений в проживании горя по поводу утраты близких и родственников. Для этого необходима не только кадровая обеспеченность педагогами-психологами, владеющими профессиональными компетенциями оказания помощи в экстренных и кризисных ситуациях и осуществляющими помощь на основе требований профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" <11>, но и системный подход к организации экстренной психологической помощи в образовательной среде.
--------------------------------
<11> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".
Таким образом, очевидна потребность в разработке методических рекомендаций, содержащих алгоритмы деятельности педагогов-психологов по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений в случае выявления суицидального риска среди обучающихся, в ситуации травли, в ситуации гибели близких и родственников участников образовательных отношений.
В рамках методической помощи педагогам-психологам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций (далее вместе - образовательная организация) специалистами Федерального координационного центра по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет" предлагаются рекомендации по оказанию участникам образовательных отношений экстренной и кризисной психологической помощи в ситуациях суицида и суицидальных действий обучающихся, ситуации травли в образовательной среде, ситуации гибели близких и родственников обучающегося.
Предлагаемые методические рекомендации представлены описанием алгоритмов деятельности педагога-психолога
- в случае выявления суицидального риска среди обучающихся, в ситуации совершения суицидальных действий и (или) самоубийства обучающегося; при организации психологического сопровождения родителей (законных представителей) обучающегося в ситуации совершения им суицидальных действий;
- в случае выявления в образовательной организации травли, включая деятельность педагога-психолога в составе рабочих групп, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;
- в ситуации гибели близких и родственников обучающегося (оказание экстренной и кризисной психологической помощи обучающемуся в случае гибели близких и родственников; планирование и осуществление мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению обучающегося при проживании утраты близкого).
Рассматриваемые ситуации являются комплексными и многоуровневыми и требуют реализации принципа единства действий и требований педагогического коллектива при организации психолого-педагогического сопровождения. В первую очередь, при организации работы образовательной организации с любыми ситуациями, требующими вмешательства, необходимо создание объединения, которое будет комплексно рассматривать возникшую ситуацию и слаженно применять необходимые меры - это может быть социально-психологическая служба, совет профилактики, служба примирения либо другой компонент целостной системы деятельности образовательной организации. В данных методических рекомендациях используется обобщающее понятие Рабочая группа, создаваемая с целью выявления и/или реагирования на выявленные ситуации, требующие вмешательства. В состав Рабочей группы могут входить следующие сотрудники образовательной организации: руководитель образовательной организации, заместитель руководителя, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее - советник по воспитанию), педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, иные педагогические работники (далее - участники Рабочей группы). Деятельность Рабочей группы координирует заместитель руководителя или советник по воспитанию.
Представленные в методических рекомендациях алгоритмы действий педагогов-психологов образовательной организации в ситуации, требующей оказания экстренной и кризисной помощи, могут использоваться в их профессиональной деятельности в полном объеме с учетом специфики образовательной организации, уровня квалификации педагога-психолога. Кроме того, настоящие методические рекомендации будут полезны социальному педагогу и представителям администрации образовательной организации.
В рамках проведения психологической диагностики педагог-психолог ориентируется на психодиагностический инструментарий, представленный в Открытом реестре психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества, с описанием минимально необходимых условий и требований их использования (заимствования) и реализации в образовательной организации <12>.
--------------------------------
<12> Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях (вместе с "Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации"): Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N Р-193. - URL: https://rospsy.ru/node/759 (дата обращения: 16.12.2024).
В рамках проведения просветительских мероприятий, коррекционно-развивающей работы педагог-психолог может использовать программы, ставшие лауреатами Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде, проводимого Общероссийской общественной организацией "Федерация психологов образования России".
Программы, ставшие лауреатами Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде, размещены в открытом доступе (ссылка: https://rospsy.ru/KPresults).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875
