3.4. Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению в образовательной организации участников образовательных отношений в ситуации гибели близких в результате боевых действий

3.4. Рекомендации по психолого-педагогическому

сопровождению в образовательной организации участников

образовательных отношений в ситуации гибели близких

в результате боевых действий

3.4.1. В зависимости от обстоятельств, о смерти родителя (законного представителя) могут сообщать значимые взрослые. Выбор сообщающего зависит от степени эмоциональной близости, взаимного доверия. В образовательной организации сообщить о смерти родителя (законного представителя), в соответствии с действующим законодательством, могут должностные лица.

3.4.2. Важно создать в учебной группе (классе), образовательной организации такие условия, при которых обучающийся понимает, что окружающие люди разделяют его эмоции и готовы поддержать; что он продолжает быть значимым для других участников образовательных отношений.

3.4.3. Во взаимодействии с обучающимся важно ориентировать его на дальнейшую деятельность, на планирование ближайшего будущего.

3.4.4. С целью снижения тревожного состояния обучающегося, следует соблюдать следующие правила:

- если у обучающегося отсутствует желание общаться, предоставить ему возможность уединиться, помолчать;

- если обучающийся не может совладать со своими эмоциями, помочь ему выразить свои чувства, разобраться в них;

- в случае потери обучающимся контроля над поведением, ввести ясные и четкие ограничения, вместе с тем дать возможность овладеть позитивными формами разрешения ситуации;

- создать безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что все чувства имеют право на существование и нормальны в тяжелой ситуации, в том числе вина и боль, которую они чувствуют;

- возможно прояснение ложных трактовок, которые могут вести к неадекватному восприятию события, где пересмотр приоритетов, переоценка ценностей (чему можно научиться в этой ситуации, что действительно важно в жизни) могут помочь справиться с переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.

В дальнейшем реализуется план психолого-педагогической поддержки в процессе горевания, при необходимости и при наличии выраженных кризисных реакций - плана психолого-педагогической коррекции.

При разработке плана сопровождения обучающегося необходимо использовать методы и методики психологической диагностики, а также применять трехкомпонентную модель адаптации, структурными компонентами которой являются учебная, социально-психологическая и культурная адаптация. Учебная адаптация обучающихся осуществляется посредством включения их во внутришкольную жизнь, в том числе содействия педагогом-психологом оказанию обучающемуся дополнительной помощи в освоении образовательной программы и др.

Социально-психологическая адаптация обучающегося направлена на повышение качества социального взаимодействия участников образовательных отношений, помощь в установлении обучающимся конструктивных взаимоотношений в учебных группах, с педагогическими работниками образовательной организации, привлечение обучающегося к культурно-просветительским мероприятиям. Работа по включению обучающегося в культурно-образовательное пространство и благоприятный микросоциум позволит существенно снизить риск развития дезадаптационных тенденций и оказать ему содействие в расширении социальных связей, укреплении чувства значимости и формировании стрессоустойчивости. При необходимости дополнительных социальных мер поддержки обучающегося целесообразно организовать деятельности Рабочей группы по данному направлению.