Срок действия документа ограничен 31 декабря 2027 года.

44. Содержание, кратность и формат реализации мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет)

44. Содержание, кратность и формат реализации мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет):

Наименование реабилитационного мероприятия

Содержание мероприятия

Кратность мероприятия, ед.

Формат реализации мероприятия

Профориентационная диагностика

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации и абилитации (профессиональной ориентации) в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования, включая адаптированные анкеты (в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля) с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и другие); при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя;

- изучение медицинской документации с целью оценки состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний (клинико-функциональный диагноз, степень выраженности ОЖД, функциональных нарушений и так далее);

- тестовые задания для оценки степени сформированности профессионально-значимых качеств и готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния (домены МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Главные сферы жизни"); при необходимости с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, электронные лупы, дистанционные лупы и другие), а также с применением вербальных или адаптированных форм диагностического материала (отрицательная контрастность (60 - 100%), увеличенный размер изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) и другое) с опорой на слухоречевое и тактильное восприятие:

Индивидуальная

-

исследование психологического статуса ребенка-инвалида - состояние когнитивной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер, особенности нейродинамики психических процессов и умственной работоспособности с целью оценки сформированности необходимых для будущей профессии профессионально-значимых качеств (с учетом результатов социально-психологической диагностики);

-

оценка базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации - письма, счета, правильного чтения на языке письма и другое, в том числе с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости) (с учетом результатов социально-педагогической диагностики);

-

выявление уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида в различных профессиональных сферах;

-

исследование готовности к осознанному выбору профессии;

-

исследование профессиональных установок, интересов, желаний, индивидуальных предпочтений;

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения степени сформированности профессионально-значимых качеств, готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений у ребенка-инвалида;

- формирование заключения по результатам профориентационной диагностики, которое должно содержать, в том числе:

-

оценку готовности к осознанному выбору профессии;

-

оценку адекватности/неадекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния;

-

оценку сформированности профессионально-значимых качеств исходя из интересов, склонностей и предпочтений к будущей профессии;

-

оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

-

рекомендации по профориентации (профориентационное консультирование, профориентационная коррекция);

-

разработку индивидуального плана профориентации с указанием объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и ассистивных технологий и другое

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Информирование

Информирование ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:

- о различных профессиях, в том числе посредством использования профессиограмм (инженер по землеустройству, менеджер по рекламе, психолог, адвокат, инженер по нормированию труда, массажист, педагог-организатор - проводит занятия со слепыми в коррекционных школах, реабилитационных центрах, преподаватель);

- о состоянии рынка труда (востребованные профессии);

- об организациях, осуществляющих профессиональное обучение и переподготовку, в том числе для лиц с преимущественными нарушениями сенсорных функций (зрения);

- о профессиональных стандартах и требованиях к различным профессиям;

- об особенностях трудоустройства (составление резюме, необходимые документы и так далее);

- о способах получения профессии;

- о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий с целью расширения представлений о возможностях профессиональной самореализации в сферах культуры, искусства и креативных индустрий, в том числе с учетом возможности их рыночной реализации (как достижения экономической независимости ребенка-инвалида);

- о возможностях самостоятельного поиска вакансий посредством различных интернет-ресурсов (сайты по поиску работы), тематических ярмарок вакансий, средств массовой информации (газет, журналов) и других

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

2

Диапазонный показатель

1 - 3

Консультирование

Проведение консультирования ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:

- рационального (адекватного) профессионального самоопределения (выявление имеющихся проблем в области профессионального самоопределения);

- разработки образовательного маршрута (получения профессионального образования);

- выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и с оптимальной транспортной доступностью;

- мотивации к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и другое);

а также по различным вопросам профессиональной ориентации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя)

Индивидуальная

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Практические занятия

Практические занятия с ребенком-инвалидом с целью:

- формирования психологической готовности к выбору профессии;

- коррекции неадекватного профессионального выбора;

- формирования, коррекции и развития профессионально-значимых качеств, необходимых для будущей профессии;

- обучения навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и так далее)

Индивидуальная

Итого по мероприятию

3

Диапазонный показатель

2 - 4

Профессиональный отбор

- определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии, специальности, в том числе с учетом заключения врачебной комиссии медицинской организации;

- выполнение целевых профессиональных проб в формате серии последовательных имитационных (деловых) игр; творческих заданий исследовательского характера в частности, задание по изучению предложенных материалов (статьи, видеоролики и другие) по теме конкретной профессии с последующим докладом об изученном)

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Профессиональный подбор

- составление рекомендаций и перечня профессий, исходя из интересов, склонностей и предпочтений ребенка-инвалида, состояния рынка труда в субъекте Российской Федерации; определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии, специальности с учетом медицинского аспекта;

- оценка нуждаемости в обеспечении специальных условий на предполагаемом в дальнейшем рабочем месте: оснащение вспомогательными (рабочими) средствами и ТСР, приспособление рабочего места с учетом ведущего нарушения (оснащение видеоувеличителями, акустическими навигационными средствами и другими);

- составление заключения о результатах профориентации с рекомендациями в части подходящих для освоения ребенку-инвалиду профессий

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ

9

ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

7 - 11