28. Содержание, кратность и формат реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
28. Содержание, кратность и формат реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации для детей-инвалидов:
|
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключение логопеда, педагога-дефектолога и других специалистов); - сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - проведение педагогического (дефектологического и (или) логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе: |
||||||
|
уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и другого) (в соответствии с возрастом); |
||||||
|
уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом; |
||||||
|
уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом; |
||||||
|
уровня сформированности навыков артикуляции (образования звуков речи); |
||||||
|
уровня сформированности функций плавности и непрерывности речи; |
||||||
|
уровня владения языком, в том числе уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи; |
||||||
|
уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и другого, как в устной, так и в письменной форме; |
||||||
|
уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме; |
||||||
|
уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной и дополнительной коммуникацией (при необходимости); |
||||||
|
уровня развития духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида в соответствии с возрастом; |
||||||
|
уровня владения ассистивно-коммуникативными технологиями (интернет-мессенджеры, обеспечивающие текстовую, голосовую и видеосвязь); |
||||||
|
- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и другого; - формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего, в том числе: |
||||||
|
оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида как возможности получения качественного образования (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); |
||||||
|
оценку родительской компетенции по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; |
||||||
|
оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования; |
||||||
|
разработку индивидуального плана социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в полустационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании ТСР и ассистивных технологий и другое |
||||||
|
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - проведение педагогического (дефектологического и (или) логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (домены МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"): |
|||||
|
уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и другого); |
||||||
|
уровня сформированности навыков артикуляции (образования звуков речи); |
||||||
|
уровня сформированности функций плавности и непрерывности речи; |
||||||
|
уровня владения языком, в том числе уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи; |
||||||
|
уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и другого, как в устной, так и в письменной форме; |
||||||
|
уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме; |
||||||
|
уровня развития духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида в соответствии с возрастом; |
||||||
|
уровня владения ассистивно-коммуникативными технологиями (интернет-мессенджеры, обеспечивающие текстовую, голосовую и видеосвязь); |
||||||
|
уровня владения альтернативной и дополнительной коммуникацией (при необходимости); |
||||||
|
- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и другого; - беседа с ребенком-инвалидом и (или) с родителем/законным представителем/уполномоченным представителем ребенка-инвалида с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации; - формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего: |
||||||
|
оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); |
||||||
|
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; |
||||||
|
оценку эффективности проведенного курса социально-педагогической реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики); |
||||||
|
рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); |
||||||
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
||||||
|
Информирование ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации; - о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида, а также о возможности получения образования по специализированным образовательным программам: адаптированной образовательной программе, адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальной индивидуальной программе развития и другим); - об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; - о доступных для ребенка-инвалида видах творческой, в том числе публичной, деятельности (участие в театральных постановках, пение, игра на музыкальных инструментах, танцы, декламирование стихов и другое); - о возможностях участия ребенка-инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях разного уровня и направления; - о существующих способах альтернативной и дополнительной коммуникации, а также о современных ассистивно-коммуникативных технологиях; - о необходимости полового воспитания ребенка-инвалида и другое |
||||||
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - подбора и использования специальных учебных пособий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации; - разработки образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования; - выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступностью; - индивидуального подбора варианта альтернативной коммуникации с учетом нуждаемости и возможностей ребенка-инвалида (система визуальной поддержки (инструкции, правила, подсказки), карточки PECS, пиктограммы и другое); - социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма), в том числе с целью повышения педагогической компетенции родителей/законных представителей/уполномоченных представителей ребенка-инвалида, а также диапазона и широты их знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения обучающих занятий; - определения интересов ребенка-инвалида и связанных с ними направлений творческой деятельности и другого; - повышения мотивации к активному участию в культурной жизни общества, а также к изучению и освоению культурного наследия; - духовного воспитания и развития ребенка-инвалида; - патриотического воспитания ребенка-инвалида; - формирования экологической культуры; - возможностей развития интеллектуально-познавательной сферы (расширение общего кругозора) ребенка-инвалида посредством участия в интеллектуально-досуговых мероприятиях (образовательных экскурсиях, литературных вечерах, тематических мероприятиях и так далее); - полового воспитания ребенка-инвалида; - духовного воспитания и развития ребенка-инвалида; а также по различным вопросам, относящимся к социально-педагогической реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) |
||||||
|
- достижение сотрудничества с ребенком-инвалидом и установление руководящего контроля во взаимодействии с ним; - формирование у ребенка опыта игровой, практической, познавательной, творческой и других видов деятельности (с учетом возраста); - формирование (восстановление) навыка произвольного поведения в процессе учебной деятельности (понимание и выполнение инструкций, выдерживание времени занятий в учебном режиме, длительного удержания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности и другое); - формирование (восстановление) коммуникативных навыков, устной и письменной речи (в том числе проведение тренинга функциональной коммуникации); - формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и другое); - обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях, включая дифференциацию собственности вещей, понимание/соблюдение личных границ и другое; - формирование навыка альтернативной и дополнительной коммуникацией (при необходимости); - проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие творческих и ремесленных навыков у ребенка-инвалида с учетом его возраста, возможностей, интересов и способностей; - развитие творческой инициативы и самореализации ребенка-инвалида посредством занятий декоративно-прикладным искусством (вязание, резьба по дереву, лепка и так далее); - расширение опыта активного культурно-досугового поведения (обучение планированию и содержательному наполнению свободного времени ребенка-инвалида); - развитие духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида с целью привития социальных и морально-нравственных норм посредством совместного (группового) просмотра и осуществления параллельного смыслового анализа фильмов, спектаклей, прочтения художественных литературных произведений с последующим обсуждением в группе (по возрасту); - формирование эстетического отношения к окружающему миру и интереса к искусству и культурной жизни общества (показ художественных произведений разных эпох, знакомство с культурой и традициями разных народов, различными религиями и другое); - обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя методам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для самостоятельной организации занятий в домашних условиях; - обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (порталом федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" <11>, электронной медицинской картой и другим) и другое |
||||||
--------------------------------
<11> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N 2334 "Об утверждении Правил использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для направления гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, объединениями граждан, в том числе юридическими лицами, обращений и сообщений в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам, а также для получения и обработки такими органами и организациями указанных обращений и сообщений и направления ответов на такие обращения и сообщения".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875