Срок действия документа ограничен 31 декабря 2027 года.

28. Содержание, кратность и формат реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

28. Содержание, кратность и формат реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации для детей-инвалидов:

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Кратность мероприятия, ед.

Формат реализации мероприятия

Социально-педагогическая диагностика

Первичная социально-педагогическая диагностика

- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключение логопеда, педагога-дефектолога и других специалистов);

- сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя);

- проведение педагогического (дефектологического и (или) логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе:

Индивидуальный

-

уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и другого) (в соответствии с возрастом);

-

уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом;

-

уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом;

-

предпочтений и интересов у ребенка-инвалида;

-

уровня сформированности навыков артикуляции (образования звуков речи);

-

уровня сформированности функций плавности и непрерывности речи;

-

уровня владения языком, в том числе уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи;

-

уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и другого, как в устной, так и в письменной форме;

-

уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;

-

уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида;

-

уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной и дополнительной коммуникацией (при необходимости);

-

уровня сформированности навыков планирования досуга;

-

уровня развития духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида в соответствии с возрастом;

-

уровня владения ассистивно-коммуникативными технологиями (интернет-мессенджеры, обеспечивающие текстовую, голосовую и видеосвязь);

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и другого;

- формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего, в том числе:

-

оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида как возможности получения качественного образования (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

-

оценку родительской компетенции по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

-

оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования;

-

разработку индивидуального плана социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в полустационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании ТСР и ассистивных технологий и другое

Итого

1

Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика

- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя);

- проведение педагогического (дефектологического и (или) логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (домены МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"):

Индивидуальный

-

уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и другого);

-

уровня сформированности навыков артикуляции (образования звуков речи);

-

уровня сформированности функций плавности и непрерывности речи;

-

уровня владения языком, в том числе уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи;

-

уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и другого, как в устной, так и в письменной форме;

-

уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;

-

уровня общей осведомленности и познавательной активности;

-

уровня сформированности навыков планирования досуга;

-

уровня развития духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида в соответствии с возрастом;

-

уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида;

-

уровня владения ассистивно-коммуникативными технологиями (интернет-мессенджеры, обеспечивающие текстовую, голосовую и видеосвязь);

-

уровня владения альтернативной и дополнительной коммуникацией (при необходимости);

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и другого;

- беседа с ребенком-инвалидом и (или) с родителем/законным представителем/уполномоченным представителем ребенка-инвалида с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации;

- формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего:

-

оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

-

оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

-

оценку эффективности проведенного курса социально-педагогической реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается);

-

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации

Итого

1

Итого по мероприятию

2

Информирование

Информирование ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации;

- о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида, а также о возможности получения образования по специализированным образовательным программам: адаптированной образовательной программе, адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальной индивидуальной программе развития и другим);

- об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- о доступных для ребенка-инвалида видах творческой, в том числе публичной, деятельности (участие в театральных постановках, пение, игра на музыкальных инструментах, танцы, декламирование стихов и другое);

- о возможностях участия ребенка-инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях разного уровня и направления;

- о существующих способах альтернативной и дополнительной коммуникации, а также о современных ассистивно-коммуникативных технологиях;

- о необходимости полового воспитания ребенка-инвалида и другое

Индивидуальный, групповой

Итого по мероприятию

5

Диапазонный показатель

4 - 6

Консультирование

Проведение консультирования ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:

- подбора и использования специальных учебных пособий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;

- разработки образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования;

- выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступностью;

- индивидуального подбора варианта альтернативной коммуникации с учетом нуждаемости и возможностей ребенка-инвалида (система визуальной поддержки (инструкции, правила, подсказки), карточки PECS, пиктограммы и другое);

- социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма), в том числе с целью повышения педагогической компетенции родителей/законных представителей/уполномоченных представителей ребенка-инвалида, а также диапазона и широты их знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения обучающих занятий;

- определения интересов ребенка-инвалида и связанных с ними направлений творческой деятельности и другого;

- повышения мотивации к активному участию в культурной жизни общества, а также к изучению и освоению культурного наследия;

- духовного воспитания и развития ребенка-инвалида;

- патриотического воспитания ребенка-инвалида;

- формирования экологической культуры;

- возможностей развития интеллектуально-познавательной сферы (расширение общего кругозора) ребенка-инвалида посредством участия в интеллектуально-досуговых мероприятиях (образовательных экскурсиях, литературных вечерах, тематических мероприятиях и так далее);

- полового воспитания ребенка-инвалида;

- духовного воспитания и развития ребенка-инвалида;

а также по различным вопросам, относящимся к социально-педагогической реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя)

Индивидуальный

Итого по мероприятию

5

Диапазонный показатель

4 - 6

Практические коррекционно-развивающие занятия

- достижение сотрудничества с ребенком-инвалидом и установление руководящего контроля во взаимодействии с ним;

- формирование у ребенка опыта игровой, практической, познавательной, творческой и других видов деятельности (с учетом возраста);

- формирование (восстановление) навыка произвольного поведения в процессе учебной деятельности (понимание и выполнение инструкций, выдерживание времени занятий в учебном режиме, длительного удержания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности и другое);

- формирование (восстановление) коммуникативных навыков, устной и письменной речи (в том числе проведение тренинга функциональной коммуникации);

- формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и другое);

- обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях, включая дифференциацию собственности вещей, понимание/соблюдение личных границ и другое;

- формирование навыка альтернативной и дополнительной коммуникацией (при необходимости);

- проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие творческих и ремесленных навыков у ребенка-инвалида с учетом его возраста, возможностей, интересов и способностей;

- развитие творческой инициативы и самореализации ребенка-инвалида посредством занятий декоративно-прикладным искусством (вязание, резьба по дереву, лепка и так далее);

- расширение опыта активного культурно-досугового поведения (обучение планированию и содержательному наполнению свободного времени ребенка-инвалида);

- развитие духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида с целью привития социальных и морально-нравственных норм посредством совместного (группового) просмотра и осуществления параллельного смыслового анализа фильмов, спектаклей, прочтения художественных литературных произведений с последующим обсуждением в группе (по возрасту);

- формирование эстетического отношения к окружающему миру и интереса к искусству и культурной жизни общества (показ художественных произведений разных эпох, знакомство с культурой и традициями разных народов, различными религиями и другое);

- обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя методам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для самостоятельной организации занятий в домашних условиях;

- обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (порталом федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" <11>, электронной медицинской картой и другим) и другое

Индивидуальный, групповой

Итого по мероприятию

18

Диапазонный показатель

10 - 26

ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ

30

ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

20 - 40

--------------------------------

<11> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N 2334 "Об утверждении Правил использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для направления гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, объединениями граждан, в том числе юридическими лицами, обращений и сообщений в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам, а также для получения и обработки такими органами и организациями указанных обращений и сообщений и направления ответов на такие обращения и сообщения".