Действия персонала образовательной организации высшего образования, работников частной охранной организации и обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступлений в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников, подрыва с использованием самодельного взрывного устройства, поджога, атаки беспилотным воздушным судном, а также информационного взаимодействия образовательной организации с территориальными органами МВД России, Росгвардии и ФСБ России

Действия персонала образовательной организации

высшего образования, работников частной охранной

организации и обучающихся при совершении (угрозе

совершения) преступлений в формах вооруженного нападения,

размещения взрывного устройства, захвата заложников, подрыва

с использованием самодельного взрывного устройства, поджога,

атаки беспилотным воздушным судном, а также информационного

взаимодействия образовательной организации

с территориальными органами МВД России,

Росгвардии и ФСБ России

Сотрудникам, ответственным за реализацию данного направления работы, следует:

1. Совместно с руководством частной охранной организации, обеспечивающей безопасность образовательной организации, разработать и утвердить алгоритмы действий при совершении (угрозе совершения) преступления в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников, подрыва с использованием самодельного взрывного устройства, поджога, атаки беспилотным воздушным судном <3>. Документ должен быть подготовлен на основе разработанных межведомственной рабочей группой с участием представителей Минобрнауки России, Минпросвещения России, МЧС России, Росгвардии, ФСБ России "Алгоритмов действий персонала образовательной организации, работников частных охранных организаций и обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступления в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников, а также информационного взаимодействия образовательных организаций с территориальными органами МВД России, Росгвардии и ФСБ России" (разработаны в 2022 году, с дополнениями от 23.06.2023).

--------------------------------

<3> "АТАКА БВС" - это реализованное действие, когда БВС фактически наносит удар по объекту (например, зданию), происходит поражение цели (взрыв), в этом случае проводится эвакуация из пораженного объекта (здания).

"УГРОЗА атаки БВС" - это когда существует вероятность атаки БВС, например, поступила информация о движении БВС в сторону образовательной организации, в этом случае проводится эвакуация людей в защищенные помещения/укрытия.

2. На основе разработанной Минобрнауки России "Типовой модели действий нарушителя, совершающего на объекте образования преступление террористической направленности в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников, подрыва с использованием взрывного устройства, поджога, атаки (угрозы атаки) беспилотного воздушного судна", исходя из особенностей каждого объекта подготовить с учетом особенностей образовательной организации высшего образования (географическое расположение, близость к зоне проведения СВО, результаты мониторинга внутренней обстановки в организации) собственную типовую модель и утвердить ее на уровне руководства организации.

3. Провести анализ потенциальных угроз каждого охраняемого объекта/поста охраны, исходя из количества работников охраны, находящихся на посту, и на основе анализа совместно с охранной организацией разработать инструкцию, определяющую порядок действий работников охранной организации при совершении (угрозе совершения) преступлений террористической направленности.

В рамках анализа также зафиксировать:

- имеют ли посты охраны защищенные помещения. Для постов охраны следует предоставить защищенные помещения;

- расположение стационарных/мобильных кнопок тревожной сигнализации (далее - КТС). Они должны быть расположены в местах, откуда можно достаточно оперативно обеспечить активацию тревожной кнопки. Данные КТС должны располагаться так, что сотрудник охраны мог максимально оперативно и скрытно отправить сигнал при возникновении опасности;

- расположение мониторов видеонаблюдения. Они должны быть расположены на рабочем месте охраны таким образом, чтобы обеспечивать удобный обзор за объектами. Мониторы должны располагаться так, чтобы сотрудники охраны постоянно могли наблюдать за состоянием объектов с помощью систем видеонаблюдения.

4. При имеющихся возможностях администрации образовательной организации разместить службу, выполняющую функцию дежурно-диспетчерской, в отдельном защищенном помещении, если данные меры не были предприняты ранее.

5. Провести обучение работников охраны по алгоритмам действий при угрозе совершения террористических актов в формах вооруженного нападения, обнаружения взрывного устройства (предмета, похожего на взрывное устройство/бесхозного предмета), захвата заложников, подрыва (самодельного) взрывного устройства, поджога, атаки/угрозы атаки БВС, чтобы они знали свои обязанности и могли действовать быстро и слаженно. Регулярно проводить опросы работников охраны на предмет усвоения данных алгоритмов.

6. Провести серию внеплановых инструктажей о действиях при угрозе совершения террористических актов в формах вооруженного нападения, обнаружения взрывного устройства (предмета похожего на взрывное устройство/бесхозного предмета), захвата заложников, подрыва (самодельного) взрывного устройства, поджога, атаки/угрозы атаки БВС персонала и обучающихся образовательной организации.

7. Систематизировать и при необходимости актуализировать журналы проведения инструктажа персонала и обучающихся о порядке действий при угрозе совершения террористических актов в формах вооруженного нападения, обнаружения взрывного устройства (предмета, похожего на взрывное устройство/бесхозного предмета), захвата заложников, подрыва (самодельного) взрывного устройства, поджога, атаки/угрозы атаки БВС.

8. Обеспечить распространение в пространстве образовательной организации наглядных информационно-просветительских материалов об антитеррористической безопасности, о порядке действий при угрозе совершения террористических актов в формах вооруженного нападения, обнаружения взрывного устройства (предмета, похожего на взрывное устройство, бесхозного предмета), захвата заложников, подрыва (самодельного) взрывного устройства, поджога, атаки/угрозы атаки БВС. Использовать функционал информационных ресурсов, включая личные кабинеты обучающихся и персонала, для распространения данных материалов.

9. Увеличить количество тренировок персонала, обучающихся и работников охраны образовательной организации в соответствии с имеющимися алгоритмами действий, для закрепления навыков и оценки готовности к действиям при террористических угрозах. В настоящее время, согласно письму от 10.08.2022 N МН-23/746-ЕД "О проведении практических занятий", необходимо обеспечивать проведение таких тренировок по отработке действий обучающихся, персонала, сотрудников охраны не реже двух раз в течение учебного года.