Противодействие идеологии терроризма в образовательном пространстве
Руководителям организации важно помнить перечень своих задач в рамках противодействия идеологии терроризма:
- утвердить положение/приказ о деятельности в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма;
- назначить проректора, ответственного за работу по противодействию идеологии терроризма, утвердить должностную инструкцию;
- определить структурное подразделение, ответственное за реализацию профилактической работы, и внести соответствующие изменения в его положение;
- утвердить общий план образовательной организации по противодействию идеологии терроризма и профилактике экстремизма либо план, включающий перечень профилактических мероприятий;
- поручить организацию работы по реализации мониторинга качества профилактической работы в образовательной организации;
- поручить организацию работы по реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 - 2028 годы.
Сотрудникам, ответственным за реализацию данного направления работы, следует:
1. Провести ревизию/актуализацию/разработку (в случае отсутствия) локальных нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность по обеспечению профилактической работы: положение/приказ о деятельности в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма; положение о деятельности структурного подразделения, ответственного за реализацию профилактической работы; приказы о назначении ответственных, должностные инструкции. Важно подчеркнуть, что положение о деятельности в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма (первый обозначенный в перечне выше документ) может быть как отдельным документом, так и отдельным разделом в рамках общего документа образовательной организации высшего образования по реализации воспитательной работы.
2. Провести ревизию/актуализацию/разработку перечня мероприятий по противодействию идеологии терроризма и профилактике экстремизма на уровне всей образовательной организации. Данный перечень может быть отражен как в форме отдельного документа (план по противодействию идеологии терроризма и профилактике экстремизма), так и в форме раздела общего плана по реализации воспитательной работы среди обучающихся. Планы работы должны содержать наименование мероприятий, сроки реализации и информацию об ответственных за их реализацию должностных лицах.
Важно подчеркнуть, что для составления общего плана необходимо предварительно и регулярно собирать информацию о планируемых мероприятиях от всех структурных подразделений образовательной организации. На основе полученной информации составлять общий план работы и корректировать его при необходимости.
3. Провести ревизию/актуализацию работы в сфере информационного сопровождения профилактической деятельности:
- проверить наличие и качество работы образовательной организации с интернет-ресурсом "Интерактивная карта профилактической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации" <4>. Ресурс используется как обязательный инструмент по загрузке отчетности о реализации проведенной профилактической работы, в первую очередь о реализации мероприятий в рамках исполнения Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 - 2028 годы. В случае отсутствия личного кабинета образовательной организации или замены ответственного за работу с ресурсом исполнителя доступ можно создать/восстановить через обращение к НЦПТИ.
--------------------------------
<4> Ссылка на интернет-ресурс: https://map.ncpti.ru/
4. Выстроить систему постоянного мониторинга обстановки в образовательной организации. Мониторинг состоит из нескольких аспектов:
- оценка реализации проведенной за последние полгода/год профилактической работы: насколько полно был реализован ранее принятый план работы, какие результаты были получены по итогам проведенной работы;
- результаты регулярных тестирований и социологических исследований на предмет обнаружения деструктивных явлений и информационных угроз, а также обучающихся, подверженных или подпавших под влияние деструктивных идей;
- личные наблюдения специалистов, ответственных за профилактику и реализующих профилактическую работу, сделанные в рамках профилактических мероприятий, поскольку такие мероприятия используются не только для профилактического воздействия, но и для оценки обстановки, выявления лиц, подверженных или подпавших под влияние деструктивных идей.
Регулярно проводимый мониторинг позволяет оперативно выявлять существующие проблемы, выстраивать общую, адресную и индивидуальную профилактику, обеспечивать внесение корректировок в планы профилактической работы.
5. Обеспечить включение профилактической компоненты в образовательный процесс для широкого охвата обучающихся. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 27 февраля 2023 г. N 208 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, предусматривающие изучение студентами вопросов противодействия терроризму и освоение ими соответствующих компетенций. Данную задачу можно выполнить в том числе через включение в дисциплины гуманитарного характера ряда интерактивных образовательных мероприятий профилактического характера, сценарии которых изложены в специальных сборниках НЦПТИ <5>. Обязательно к выполнению задачи привлекать преподавателей-предметников (юристы, социологи, политологи и т.д.), которые могут объяснить отдельные нюансы проблематики.
--------------------------------
<5> Ссылка на сборники сценариев: https://ncpti.su/materialy/metodichki/
6. Обеспечить включение в реализацию профилактической работы как внутренних (система наставничества/кураторства, психологическая служба, управление по работе с иностранными обучающимися, социологическая служба (при наличии), органы студенческого самоуправления/профсоюз), так и внешних субъектов профилактики (другие образовательные организации высшего образования, правоохранительные органы, органы исполнительной власти в сфере образования и молодежной политики, некоммерческий сектор, религиозные организации).
Коммуникации между внутренними субъектами профилактики необходимо выстроить посредством обращения руководителя структурного подразделения, ответственного за реализацию профилактической работы, к проректору, который курирует данную работу. Проректору необходимо обратиться либо к ректору, либо к другим проректорам, которые курируют деятельность остальных внутренних субъектов профилактики, для систематизации процесса и обеспечения бесперебойной коммуникации.
Качественное взаимодействие с внешними субъектами обеспечивать путем заключения соглашений о деятельности, совместному планированию мероприятий и поддержанию постоянной связи между ответственными за взаимодействие.
7. Провести оценку того, как проводится в образовательной организации адресная и индивидуальная профилактическая работа.
Реализация данных видов профилактики предполагает следующий алгоритм: - организация и проведение системного мониторинга образовательного пространства на предмет наличия представителей групп риска (в первую очередь обозначенных в преамбуле Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 - 2028 годы) через тестирование (только психологами) и сбор информации об обучающихся кураторами/наставниками/педагогами для оценки активности в учебных группах и выявления возможных проблем обучающихся;
- планирование и проведение профилактической адресной работы с группами лиц и индивидуальной работы с отдельными лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма;
- привлечение психологической службы к проведению тестирования, психологических тренингов, адресных мероприятий и индивидуальных консультаций с обучающимися для отслеживания динамики состояния психологического климата в коллективах и психологического состояния лиц, с которыми ведется индивидуальная профилактическая работа;
- обязательное привлечение представителей правоохранительных органов в случае совершения противоправных действий обучающимися, с которыми ведется профилактическая работа.
Психологическая служба при организации адресного/индивидуального профилактического воздействия должна составлять план работы и отчет о проведенной работе на каждый выявленный случай.
8. Провести оценку методического и кадрового обеспечения работы в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма:
- определить наличие и достаточность материалов методического характера, разработанных и одобренных аппаратом НАК, Минобрнауки России и иными федеральными органами исполнительной власти, в полномочия которых входят вопросы обеспечения профилактической работы;
- определить уровень подготовки специалистов, ответственных за обеспечение работы через индивидуальные беседы и тестирования. Отдельно изучить удостоверения о повышении квалификации, которые сотрудники могли получить в рамках программ дополнительного профессионального образования. При отсутствии сведений о прохождении специального обучения обеспечить прохождение сотрудниками данных программ.
Исчерпывающий перечень мероприятий по противодействию идеологии терроризма зафиксирован в следующих документах:
- методические рекомендации по реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 - 2028 годы в образовательных организациях высшего образования (разработаны в 2024 году);
- методические рекомендации по организации адресной и индивидуальной профилактики в образовательных организациях высшего образования (разработаны в 2023 году);
- сборники сценариев профилактических мероприятий (три сборника, разработаны в период с 2022 по 2024 годы).
Указанные методические рекомендации размещены на портале "Интерактивная карта профилактической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации" в разделе "Методматериалы". Доступ к разделу можно получить посредством личного кабинета образовательной организации высшего образования. В случае его отсутствия необходимо направить контактные данные ответственного лица (ФИО, должность, контактный номер телефона, адрес электронной почты) на адрес электронной почты info@ncpti.ru для регистрации личного кабинета.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875