Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории страны от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Руководителям организации важно помнить перечень своих задач в рамках планирования и ведения гражданской обороны:
- подготовка населения в области гражданской обороны;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Сотрудникам, ответственным за реализацию данного направления работы, следует:
1. Обеспечить проведение классификации организаций. Необходимо определить категорию организаций, исходя из их значимости для обороны и экономики, с указанием их роли в чрезвычайных ситуациях. Для категорирования следует провести анализ рисков и значимости объектов, утвердить собственно категории и довести информацию до ответственных сотрудников. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804дсп "Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения", приказом МЧС России от 28 ноября 2016 г. N 632дсп "Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне" с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 7 июня 2018 г. N 244дсп, а также методическими рекомендациями по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденными заместителем Министра МЧС России А.П. Чуприяном от 11 ноября 2016 г. N 2-4-71-69-11дсп.
2. Разработать и внедрить документацию по планированию и ведению гражданской обороны:
- положение об организации гражданской обороны;
- планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- программа инструктажа для новых сотрудников, журнал ознакомления с данным инструктажем;
- перечень необходимых материалов для гражданской обороны.
3. Определить полномочия. Следует распределить задачи по планированию мероприятий гражданской обороны и обеспечить устойчивость функционирования организаций в военное время. Следует назначить работников, ответственных за задачи гражданской обороны, а также определить численность подразделений в зависимости от размера организации.
4. Обеспечить управления процессами. Важно создать комиссию по эвакуации и повышению устойчивости и организовать управление через специально назначенных работников.
5. Выстроить систему коммуникаций по линии планирования и ведения гражданской обороны. Два важные задачи: обеспечить регулярный сбор и передачу данных в рамках установленных регламентов; отрабатывать регулярно процедуры обмена информацией на учениях.
6. Обеспечить подготовку сотрудников, ответственных за гражданскую оборону. Отдельно изучить удостоверения о повышении квалификации, которые сотрудники могли получить в рамках программ дополнительного профессионального образования. При отсутствии сведений о прохождении специального обучения обеспечить прохождение сотрудниками данных программ. Следует также подготовить график инструктажей и тренировок с личным составом и обеспечить их регулярное проведение.
7. Создать необходимые запасы через организацию хранения средств индивидуальной и коллективной защиты, а также через подготовку резервов продовольствия, медицинских и иных материалов.
8. Для обеспечения защиты работников и обучающихся необходимо предпринять следующие меры:
- создать системы оповещения и информирования сотрудников;
- установить локальные системы оповещения в зонах повышенной опасности;
- разработать планы эвакуации работников и обучающихся, а также эвакуацию ценностей;
- подготовить безопасные районы для размещения эвакуированных;
- подготовка в рамках обеспечения коллективной защиты защитных сооружений для укрытия, а также обеспечение их готовность и техническое обслуживание;
- подготовка планов выдачи и распределения в условиях чрезвычайных ситуаций средств защиты органов дыхания и медицинских комплектов.
9. Обеспечить подготовку к контрольным мероприятиям, а также их проведение:
- установка графика проверок готовности;
- регулярная оценка состояния защитных сооружений и систем оповещения;
- проверка готовности сил и средств гражданской обороны;
- организация учений для проверки готовности к реальным угрозам.
Исчерпывающий перечень мероприятий зафиксирован в разработанных в 2023 году методических рекомендациях по планированию и ведению гражданской обороны в организациях, подведомственных Минобрнауки России. Указанные методические рекомендации размещены на портале "Интерактивная карта профилактической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации" в разделе "Методматериалы". Доступ к разделу можно получить посредством личного кабинета образовательной организации высшего образования. В случае его отсутствия необходимо направить контактные данные ответственного лица (ФИО, должность, контактный номер телефона, адрес электронной почты) на адрес электронной почты info@ncpti.ru для регистрации личного кабинета.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875