IV. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

46. Государственный экологический контроль осуществляется посредством проведения следующих видов контрольных (надзорных) мероприятий:

а) инспекционный визит;

б) рейдовый осмотр;

в) документарная проверка;

г) выездная проверка.

47. Инспекционный визит проводится путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом.

Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо объекта контроля.

48. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) инструментальное обследование;

д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо объекта контроля.

49. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать 1 рабочий день.

50. Рейдовый осмотр проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию объектов контроля, которыми владеют и (или) пользуются несколько лиц, находящихся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.

Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение и (или) пользование объектом контроля.

51. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) отбор проб (образцов);

ж) инструментальное обследование;

з) испытание;

и) экспертиза.

52. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней.

53. При проведении рейдового осмотра инспектор вправе взаимодействовать с находящимися на производственном объекте лицами.

54. В случае если в результате рейдового осмотра выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт) в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.

55. Документарная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа, ее предметом являются сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного органа.

В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении контрольного органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц государственного экологического контроля.

56. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

57. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный орган направляет в адрес контролируемого лица требование о представлении иных необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого требования контролируемым лицом. Указанные в данном требовании документы направляются в контрольный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного экологического контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием о представлении в течение 10 рабочих дней со дня выявления ошибки и (или) противоречия необходимых пояснений любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого требования контролируемым лицом. Контролируемое лицо, представляющее в контрольный орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного экологического контроля, вправе дополнительно представить в контрольный орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

58. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным органом контролируемому лицу требования о представлении необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов до момента представления указанных в требовании документов в контрольный орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного экологического контроля, и требования о представлении необходимых пояснений в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный орган.

59. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим и (или) пользующимся производственными объектами, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного органа.

Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо объекта контроля.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

60. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) отбор проб (образцов);

ж) инструментальное обследование;

з) испытание;

и) экспертиза.

61. Осмотр заключается в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков) и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Осмотр не проводится в отношении жилых помещений.

Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

62. Досмотр заключается в проведении визуального обследования помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров) и иных предметов со вскрытием помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), в том числе с удалением примененных к ним пломб, печатей или иных средств идентификации, с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Досмотр не проводится в отношении жилых помещений.

Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только с применением видеозаписи.

По результатам досмотра инспектором составляется протокол досмотра, в который вносится перечень досмотренных помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров), а также вид, количество и иные идентификационные признаки исследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

63. Опрос заключается в получении инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.

Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

64. Получение письменных объяснений заключается в запросе инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (далее - объяснения).

Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.

Инспектор вправе собственноручно составить объяснения со слов лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.

65. Истребование документов заключается в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации.

Копии изготовленных на бумажном носителе документов представляются на бумажном или машинном носителе информации в виде электронных образов (скан-копий) документов. В случае проведения инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки копии документов на машинном носителе информации представляются для ознакомления инспектору во время проведения соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае представления копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, представляются контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно в течение 1 рабочего дня со дня получения требования ходатайством в письменной форме уведомляет инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение 1 рабочего дня со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий документ, вручаемый контролируемому лицу под подпись или направляемый ему почтовым отправлением или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого документа контролируемым лицом.

66. Отбор проб (образцов) заключается в изъятии (выборке) инспектором, экспертом или специалистом проб (образцов) воды, почвы, сточных и (или) дренажных вод, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

По результатам отбора проб (образцов) инспектором, экспертом или специалистом составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора, эксперта или специалиста, составившего протокол, сведения о контролируемом лице (фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (должностного лица) или полное наименование юридического лица, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля) или его представителе (фамилия, имя и отчество (при наличии), должность (при наличии), присутствовавших при отборе проб (образцов), иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).

В случае отказа контролируемого лица или его представителя от подписания протокола отбора проб (образцов) инспектор, эксперт или специалист делает соответствующую отметку в протоколе.

67. Инструментальное обследование заключается в совершении инспектором или специалистом по месту нахождения объекта контроля действия с использованием специального оборудования и (или) технических приборов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

При проведении инструментального обследования используются измерительные, испытательные приборы и инструменты, мини-лаборатории и переносные аппараты, прошедшие в случае необходимости метрологическую поверку, а также государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам инструментального обследования инспектором или специалистом составляется протокол инструментального обследования, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора или специалиста, составившего протокол, сведения о контролируемом лице (фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (должностного лица) или полное наименование юридического лица, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля), предмет обследования, используемые специальное оборудование и (или) технические приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования.

68. Испытание заключается в совершении специалистом по месту осуществления им деятельности действий с использованием специального оборудования и (или) технических приборов, указанных в абзаце втором пункта 67 настоящего Порядка, для исследования проб (образцов) почвы по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

По результатам испытания специалистом составляется протокол испытания, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы специалиста, составившего протокол, сведения о контролируемом лице (фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (должностного лица) или полное наименование юридического лица, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), предмет испытания, используемые специальное оборудование и (или) технические приборы, применяемые методики испытания, результат испытания, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении испытания, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для проведения оценки результатов испытаний.

69. Экспертиза заключается в проведении исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники и которые поставлены инспектором в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

70. Конкретное экспертное задание может включать одну или несколько из следующих задач экспертизы:

а) установление фактов, обстоятельств;

б) установление тождества или различия;

в) установление объективных свойств и состояний имеющихся в наличии образцов;

г) проведение оценки образца на соответствие заданным критериям;

д) установление соответствия образца существующим принципам и нормам права;

е) установление соответствия образца заданной системе нормативно-технических требований;

ж) установление последствий изменения образца по заданной программе его развития.

71. Экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией по поручению контрольного органа.

При назначении и осуществлении экспертизы контролируемые лица имеют право присутствовать с разрешения инспектора при осуществлении экспертизы и давать объяснения эксперту, а также знакомиться с заключением эксперта или экспертной организации.

Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения объекта контроля непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.

Время осуществления экспертизы зависит от вида экспертизы и устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае по соглашению между контрольным органом и экспертом или экспертной организацией.

Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.

72. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается инспектором самостоятельно.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.

В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи прилагаются к акту, предусмотренному пунктом 73 настоящего Порядка.

Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.