II. Общие положения

2.1. Состояние здоровья работающего населения определяет качество трудового потенциала, перспективы промышленного развития, а также устойчивость и конкурентоспособность экономики Российской Федерации [8 - 10].

2.2. В условиях снижения численности населения трудоспособного возраста, как основного источника рабочей силы, укрепление и сохранение здоровья работающего населения Российской Федерации приобретает особую значимость, а в число приоритетов входит задача по снижению уровня трудовых потерь, в том числе по причине ВН в связи с заболеваниями <8>.

--------------------------------

<8> Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309.

2.3. В настоящее время особое внимание уделяется изучению причин потери трудоспособности по приоритетным профессиональным группам работающего населения, с учетом субъектов предпринимательской деятельности, которые формируют наибольший объем трудовых потерь по причине временной нетрудоспособности. В качестве приоритетных групп рекомендуется также учитывать работников, условия труда которых характеризуются средним и более высоким уровнем риска <9>.

--------------------------------

<9> Р 2.2.3969-23 "Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки", утвержденное руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.09.2023.

2.4. Результаты анализа показателей заболеваемости, приводящей к временной нетрудоспособности работников на объектах повышенного риска, позволяют обосновать разработку и реализацию межведомственных мер и программ по укреплению здоровья работающего населения, снижению влияния различных факторов, формирующих основные риски, наряду с мерами по улучшению условий труда [2, 4, 7].

2.5. Оценка уровня ЗВУТ и анализ причин ВН осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране персональных данных <10>.

--------------------------------

<10> Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ).

2.6. Действующее в Российской Федерации законодательство об охране персональных данных <11> ограничивает возможности использования данных ЗВУТ по конкретным причинам болезни на уровне субъекта предпринимательской деятельности, исключая доступ работодателей, специалистов в сфере медицины труда <12> и общественного здоровья к нозологическим причинам ВН [7]. Тем не менее использование деперсонифицированных данных и данных в разрезе статистических отчетных форм по заболеваемости работающего населения позволяет проводить специальные эпидемиологические и статистические исследования по изучению причинно-следственных связей между воздействием фактора и неблагоприятным ответом со стороны здоровья населения.

--------------------------------

<11> Статья 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ.

<12> ГОСТ Р 59240-2020 "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования к организации медицинского обеспечения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья работников", введенный приказом Росстандарта от 08.12.2020 N 1259-ст.

2.7. Для управления рисками экономических потерь от ВН необходимы результаты статистического анализа ЗВУТ в разрезе конкретных предприятий, позволяющих координировать взаимодействие работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления в целях снижения суммарной продолжительности ВН <13>.

--------------------------------

<13> Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309.

2.8. Применение предлагаемых в настоящих МР алгоритмов оценки уровня ЗВУТ и анализа причин ВН позволит получить сведения о числе случаев и длительности ВН в разрезе профессиональных, стажевых, поло-возрастных и иных групп, а также объектов риска для эффективного прогнозирования и управления рисками экономических потерь от ВН [2, 7].