II. Участники отношений государственного лесного надзора

7. Участники отношений государственного лесного надзора:

а) должностные лица надзорного органа, уполномоченные на осуществление государственного лесного надзора (далее - инспекторы);

б) должностные лица структурных подразделений ФСО России, подразделений, входящих в их состав, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении ФСО России, и их охранных зон (далее - подразделения);

в) контролируемые лица или их представители;

г) иные участники государственного лесного надзора (свидетели, эксперты, экспертные организации, специалисты).

8. Инспекторы:

а) руководитель надзорного органа;

б) заместитель руководителя надзорного органа;

в) должностные лица надзорного органа, которые в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) уполномочены на осуществление государственного лесного надзора.

9. Инспектор обязан:

а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

б) своевременно осуществлять предоставленные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений надзорного органа;

в) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

г) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного лесного надзора;

д) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

е) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

ж) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного причинения вреда (ущерба) их имуществу;

з) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

и) соблюдать установленные настоящим Порядком сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;

к) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

10. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов государственной охраны и решения надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты надзора;

б) знакомиться с документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе с документами, содержащими государственную, профессиональную и иную охраняемую законом тайну;

в) требовать от контролируемых лиц представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос контролируемых лиц, ограничения доступа к объектам надзора, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

е) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;

ж) приостанавливать в целях пресечения нарушения обязательных требований рубки лесных насаждений, осуществляемые контролируемыми лицами, не имеющими предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации документов;

з) осуществлять досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

и) задерживать в лесах граждан, нарушивших обязательные требования, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

к) изымать у граждан, нарушивших обязательные требования, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;

л) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ограничивать и предотвращать доступ контролируемых лиц, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;

м) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере государственного лесного надзора.

11. Инспектор не вправе:

а) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям надзорного органа;

б) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица (его представителя), за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица (его представителя) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

г) требовать представления документов, информации, проб (образцов) материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;

д) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного лесного надзора и составляющие государственную, профессиональную и иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

ж) превышать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

з) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено законодательством Российской Федерации и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.

12. Должностные лица подразделений имеют право:

а) в целях пресечения нарушения обязательных требований приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые контролируемыми лицами, не имеющими предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации документов;

б) осуществлять досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

в) задерживать в лесах граждан, нарушивших обязательные требования, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

г) изымать у граждан, нарушивших обязательные требования, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;

д) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ограничивать и предотвращать доступ контролируемых лиц, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах.

13. Взаимодействие контролируемого лица с надзорным органом, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через представителя. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом контролируемого лица или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. В качестве свидетеля может выступать лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

15. Участие лица в качестве свидетеля является добровольным.

16. В качестве свидетелей не могут привлекаться судья, прокурор, следователь, дознаватель, должностное лицо налогового органа, инспектор в отношении сведений, которые стали им известны в связи с исполнением служебных обязанностей.

17. За предоставление заведомо ложных сведений свидетель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем он должен быть предупрежден.

18. В качестве эксперта может привлекаться не имеющий личной заинтересованности в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, имеющий специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованный <2> Росприроднадзором <3> в целях привлечения к осуществлению экспертизы, проводимой при осуществлении государственного лесного надзора.

--------------------------------

<2> Пункт 2 Правил аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2328.

<3> Подпункт "б" пункта 3 Положения.

19. В качестве экспертных организаций могут привлекаться подведомственные Росприроднадзору центры лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам либо иные не заинтересованные в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

20. Работники экспертной организации, которые будут выступать в качестве экспертов, определяются экспертной организацией.

21. При осуществлении экспертизы эксперт, экспертная организация обязаны:

а) подготовить заключение на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;

б) не разглашать сведения, полученные в результате осуществления экспертизы, и не передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) соблюдать установленные сроки осуществления экспертизы.

22. При осуществлении экспертизы эксперт, экспертная организация вправе:

а) знакомиться с документами и материалами, относящимися к осуществлению экспертизы;

б) отказаться после получения документов и материалов от осуществления экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне их компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в их компетенцию;

в) запросить в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения документов и материалов для осуществления экспертизы дополнительные материалы и документы, необходимые для осуществления экспертизы;

г) уточнять поставленные перед ними вопросы в соответствии со своими специальными и (или) научными знаниями и компетенцией;

д) включать в заключение выводы об обстоятельствах, которые имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия и в отношении которых не были поставлены вопросы.

23. За дачу заведомо ложного заключения эксперт, экспертная организация несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем они должны быть предупреждены.

24. В ходе осуществления государственного лесного надзора надзорный орган может привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия надзорному органу, в том числе при применении технических средств. Для расчета размера вреда (ущерба), причиненного охраняемым законом ценностям, в качестве специалистов могут привлекаться работники подведомственных Росприроднадзору центров лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам.

25. При осуществлении отдельных контрольных (надзорных) действий специалист обязан:

а) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний и навыков, либо совершать такие действия, давать пояснения в отношении совершаемых им действий;

б) удостоверять своей подписью факт совершения действий, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а при необходимости удостоверять содержание и результаты этих действий, оформляя заключение;

в) не разглашать сведения, полученные в рамках его участия в совершении контрольных (надзорных) действий, и не передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

26. При осуществлении отдельных контрольных (надзорных) действий специалист имеет право:

а) знакомиться с материалами, связанными с совершением действий, в которых он принимает участие;

б) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания в отношении совершаемых им действий, подлежащие занесению в указанные документы.

27. За дачу заведомо ложных пояснений и (или) совершение неправомерных действий специалист несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем он должен быть предупрежден.