|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-средовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;
- беседа в целях сбора социально-средового анамнеза инвалида, в том числе опрос, анкетирование (при необходимости с использованием адаптированных бланков и (или) с опорой на сохранные анализаторы), при необходимости сбор сведений о ранее выданных инвалиду собаках-проводниках;
- тестовые задания и функциональные пробы с целью выявления сохранных и утраченных социально-средовых навыков:
|
Индивидуальный
|
|
|
-
|
персональной сохранности в окружающей среде (оценка возможности самоконтроля инвалида и его информированности о действиях, необходимых при резком ухудшении самочувствия (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
передвижения и ориентировки, включая ориентировку внутри сооружений городской инфраструктуры, на улице, в том числе с использованием ТСР и вспомогательных устройств (кресла-коляски; телефонные устройства с невизуальным доступом; спутниковые навигаторы с речевым выходом и возможностью голосового набора или со встроенными видеоувеличителями (лупами); трости белые тактильные и другое), включая собак-проводников (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
пользования общественным транспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств специальными приспособлениями и информационными системами со звуковым оповещением (поручни; откидной низкий пол; система радиоинформирования и звукового ориентирования и другое), построение маршрута передвижения на общественном транспорте (ориентировка в номерах и направлениях рейсов, знание пунктов пересадки при передвижении в рамках нужного маршрута и другое) (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
пользования банкоматами, терминалами регистрации электронных услуг (медицинские организации, покупка билетов и так далее);
|
|
|
|
-
|
распоряжения денежными средствами, в том числе владение алгоритмом совершения товарно-денежных отношений (покупка продуктов, оплата услуг и проезда, элементарное понимание стоимости услуг), контроль социальных выплат (понимание суммы пенсии, заработный платы, ориентировка в датах выплат) (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
составления и пользования визуальных инструкций и подсказок (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной), в том числе с использованием средств АДК (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
рационального поведения в обычной и экстремальной ситуациях (при встрече с агрессивно настроенным человеком, с незнакомым животным, в местах большого скопления людей и так далее);
|
|
|
|
- определение уровня осведомленности о приспособлении инфраструктурной среды к нуждам инвалида;
- выявление актуального уровня включенности инвалида в культурно-досуговую среду;
- выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для инвалида, в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее);
- формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего:
|
|
|
|
-
|
оценку социально-средового статуса инвалида как возможности ориентации, передвижения и взаимодействия в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) (сохранен, нарушен, утрачен);
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-средовой реабилитации и абилитации инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных технических устройств и другое
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-средовой реабилитации и абилитации;
- о доступной и безбарьерной городской, транспортной и информационной инфраструктуре (об обеспечении автотранспортных средств специальными приспособлениями для обеспечения комфортного передвижения инвалида (откидной низкий пол, поручни и так далее); о действующей системе радиоинформирования и звукового ориентирования (включая устройства звукового сопровождения на светофорах), о тактильных и (или) тактильно-звуковых мнемосхемах, а также об использовании ТНУ и так далее;
- о мерах соблюдения безопасности жизнедеятельности инвалида в социальной среде (городской, транспортной, информационной), а также о правилах здоровьесберегающего поведения и соблюдения личной гигиены в общественных местах и местах скопления людей (ношение маски и перчаток, дезинфекция предметов, избегание лиц, имеющих признаки ОРВИ и других заболеваний и другое) (при необходимости);
- о способах ориентировки на улице и в помещениях, в том числе посредством визуальных инструкций и подсказок (при необходимости);
- о правилах заполнения информацией карточек, идентификационных браслетов, бирок произвольного вида и их использования, а также о возможностях применения системы визуальной поддержки (инструкций, правил, подсказок), регулирующей поведение и структурирующей деятельность инвалидов в условиях социальной среды;
- о методах АДК, в том числе посредством коммуникаторов, пиктограмм (при необходимости);
- о деятельности региональных диспетчерских служб для инвалидов по слуху (при необходимости);
- о доступных для инвалида видах культурно-досуговой деятельности (посещение театров, концертов, экскурсий и так далее);
- об адаптации музеев для лиц с нарушением сенсорных функций (зрения, слуха), в том числе посредством подключения слухового аппарата инвалида к системе индукционных петель; использования видеогидов с субтитрами и переводом на русский жестовый язык; тактильных экспонатах с тифлометками; указателях с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля; аудиогидах с тифлокомментариями и другое (при необходимости);
- об адаптации учреждений культуры для лиц с нарушением слуха, в том числе о наличии показа в кинотеатрах сеансов национальных фильмов с субтитрами;
- о различных видах народного и декоративно-прикладного искусства, которыми может заниматься инвалид по месту жительства;
- о работе кружков по интересам, творческих мастерских, театральных студий, в том числе адаптированных для слепых и слабовидящих (при необходимости);
- о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий;
- о возможностях участия инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях и другое;
- об организациях, осуществляющих деятельность в сфере безбарьерного (инклюзивного) туризма;
- о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях регионального, всероссийского, международного уровней и возможности участия в них или посещения инвалида;
- о деятельности общественных организаций, направленных на работу с инвалидами, и о способах взаимодействия с ними и другое
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-средовое консультирование по вопросам:
- обеспечения персональной безопасности (сохранности) инвалида в окружающей среде (градостроительной, образовательной, производственной), включая правила здоровьесберегающего поведения и соблюдения личной гигиены, а также с учетом мер по минимизации риска получения травмы в случаях ухудшения самочувствия, в частности, в момент нахождения на ступеньках, балконе, у края платформы, вблизи водоемов и так далее;
- специфики использования ТСР и вспомогательных технических устройств в зависимости от среды пребывания и поставленной задачи (при необходимости);
- информационного наполнения карточек, идентификационных браслетов, бирок произвольного вида (фамилия, имя, отчество (при наличии) инвалида, адрес места жительства, информация о заболевании и так далее) и их правильного использования;
- составления визуальных инструкций и подсказок для безопасного нахождения в условиях социальной среды (при необходимости);
- индивидуальных особенностей сенсорной адаптации инвалида к условиям внешней среды (использование шумоподавляющих наушников при вероятности громких звуков; солнцезащитных очков при гиперчувствительности к ярким источникам света) (при необходимости);
- показаний и противопоказаний к обеспечению инвалидов с нарушением сенсорных функций (зрения) собакой-проводником и порядке организации обеспечения (при необходимости);
- особенностей посещения с собакой-проводником объектов транспортной инфраструктуры, включая пользование железнодорожным и авиационным транспортом, а также условий и порядка использования мест отдыха или ожидания собаки-проводника (при необходимости);
- особенностей посещения с собакой-проводником общественных мест (аптека, поликлиника, магазин, службы быта и так далее) с учетом условий вынужденного доступа (при необходимости);
- подбора досуга (содействие в выборе театров, концертов, мероприятий), доступного для инвалида;
- обеспечения активного досуга инвалида посредством его участия в специально организованных мероприятиях, экскурсиях, выставках, а также посещения библиотек, театров, океанариумов, зоопарков (в том числе контактных);
- механизма получения услуг по проведению досуга (запись в группы по интересам, выбор организации для досуговой деятельности и так далее);
- самостоятельного планирования путешествий (в том числе рекреационного туризма): покупке путевок, самостоятельному бронированию билетов, отелей, оформлению виз и загранпаспортов;
- доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов, в том числе с использованием "Карты доступности объектов по субъектам Российской Федерации", портала "Доступная среда" и другое;
а также по другим вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации, по запросу инвалида и (или) члена семьи
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Мероприятия, направленные на восстановление, формирование и поддержание навыков:
- самостоятельной ориентировки и передвижения на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и других инфраструктур, в том числе с использованием ТСР и вспомогательных технических устройств (включая техники слежения рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью трости белой тактильной; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции; передвижение с опорой на сохранные анализаторы и так далее), а также с использованием визуальных инструкций и подсказок (при необходимости);
- самостоятельного и безопасного передвижения в кресле-коляске, на протезе по различной поверхности (асфальт, гравий, песок и так далее), а также преодоления барьеров, связанных с доступом к различным объектам городской инфраструктуры (спуск-подъем по пандусу, лестничным маршам (с перилами, без перил), одиночным ступенькам, бордюрам, горкам и другое) в рамках занятий "Школа колясочника" и "Школа ходьбы (на протезе)" (при необходимости);
- самостоятельной посадки-высадки из автомобиля (с учетом владения техникой складывания-раскладывания кресла-коляски) (при необходимости);
- пользования общественным транспортом (включая составление маршрутов передвижения), в том числе с учетом оборудования транспортных средств информационными системами со звуковым оповещением, специальными приспособлениями (откидной низкий пол, поручни и так далее) (при необходимости);
- эффективного и безопасного социального и средового взаимодействия в различных ситуациях нахождения инвалида на объектах городской среды (транспортной, культурной и других), в том числе умения обращаться за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом, в частности, при ухудшении самочувствия, а также потребности в помощи окружающих, в целом (в том числе формирование алгоритма помощи; контактные данные родственника, лечащего врача на бумажном носителе по типу "тревожных карточек"), включая использование средств АДК (при необходимости);
- самопомощи при резком ухудшении самочувствия в условиях градостроительной, транспортной и других инфраструктур (при необходимости);
- пользования банкоматами, терминалами регистрации электронных услуг (в том числе услуги медицинских учреждений), а также электронными ресурсами (электронные карты и другое), включая покупку авиа- и железнодорожных билетов и так далее;
|
С, Неиндивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
|
- распоряжения денежными средствами, в том числе в процессе денежных расчетов при оплате услуг и покупок, планирование месячного бюджета (фиксация финансовых поступлений и планируемых трат) и так далее;
- персональной безопасности в условиях городской среды (в частности, при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками), а также самостоятельного подъема с креслом-коляской при опрокидывании и так далее (при необходимости);
- рационального поведения в обычной и экстремальной ситуациях (при встрече с агрессивно настроенным человеком, с незнакомым животным, в местах большого скопления людей и так далее);
- использования, при необходимости, собаки-проводника;
- пользования картой доступности социальных объектов и тому подобное
|
|
|
Социально-средовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос инвалида, в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации (при необходимости с использованием адаптированных бланков, оптических средств коррекции слабовидения и (или) с опорой на сохранные анализаторы);
- тестовые задания и функциональные пробы с целью выявления сохранных и утраченных социально-средовых навыков (домены МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь", "Главные сферы жизни"):
|
Индивидуальный
|
|
|
-
|
персональной сохранности в окружающей среде (оценка возможности самоконтроля инвалида и его информированности о действиях, необходимых при резком ухудшении самочувствия (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
передвижения и ориентировки, включая ориентировку внутри сооружений городской инфраструктуры, на улице, в том числе с использованием ТСР и вспомогательных устройств (кресла-коляски; телефонные устройства с невизуальным доступом; спутниковые навигаторы с речевым выходом и возможностью голосового набора или со встроенными видеоувеличителями (лупами); трости белые тактильные и другое), включая собак-проводников (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
пользования общественным транспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств специальными приспособлениями и информационными системами со звуковым оповещением (поручни; откидной низкий пол; система радиоинформирования и звукового ориентирования и другое), построение маршрута передвижения на общественном транспорте (ориентировка в номерах и направлениях рейсов, знание пунктов пересадки при передвижении в рамках нужного маршрута и другое) (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
пользования банкоматами, терминалами регистрации электронных услуг (медицинские организации, покупка билетов и так далее);
|
|
|
|
-
|
распоряжения денежными средствами, в том числе владение алгоритмом совершения товарно-денежных отношений (покупка продуктов, оплата услуг и проезда, элементарное понимание стоимости услуг), контроль социальных выплат (понимание суммы пенсии, заработный платы, ориентировка в датах выплат) (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
составления и пользования визуальных инструкций и подсказок (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной), в том числе с использованием средств АДК (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
рационального поведения в обычной и экстремальной ситуациях (при встрече с агрессивно настроенным человеком, с незнакомым животным, в местах большого скопления людей и так далее);
|
|
|
|
- выявление неустранимых барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для инвалида, в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее);
- разработка заключения по итогам повторной социально-средовой диагностики инвалида, содержащего:
|
|
|
|
-
|
оценку социально-средового статуса инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного реабилитационного курса на основании определения динамики социально-средового статуса инвалида;
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности инвалида (члена семьи) реализованными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации
|
|