III. Формирование, утверждение и изменение учетной политики, раскрытие учетной политики
7. Субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий и (или) функций, руководствуясь законодательством Российской Федерации, настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.
В случае, если полномочие по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством Российской Федерации другому государственному (муниципальному) органу и (или) учреждению (централизованной бухгалтерии) (далее при совместном упоминании - централизованная бухгалтерия), совокупность способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета субъектов учета, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета, составляет единую учетную политику при централизации учета. Единая учетная политика при централизации учета формируется централизованной бухгалтерией с учетом положений настоящего Стандарта, иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
(абзац введен Приказом Минфина России от 19.12.2019 N 243н)
В случае если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, субъект учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности субъекта учета и (или) отчетности его учредителя, определяет учетную политику исходя из требований Стандарта Концептуальные основы.
8. Учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Акты, устанавливающие в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются руководителем субъекта учета.
(в ред. Приказа Минфина России от 19.12.2019 N 243н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Акты, устанавливающие в целях организации и ведения бухгалтерского учета единую учетную политику при централизации учета, утверждаются руководителем централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета в соответствии с переданными полномочиями.
(в ред. Приказа Минфина России от 19.12.2019 N 243н)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае передачи руководителем учреждения ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации централизованной бухгалтерии, бухгалтерская отчетность составляется и представляется централизованной бухгалтерией от имени учреждения в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и настоящим Стандартом. Бухгалтерская отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем учреждения, передавшего ведение учета, руководителем и бухгалтером-специалистом централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета.
Представление централизованной бухгалтерией бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения, в отношении которого централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета, пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется по согласованию с руководителем указанного учреждения.
9. Актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета (далее - документы учетной политики), утверждаются:
а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;
в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, информация о которых раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности, с учетом общих требований к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренных приложением N 1 к настоящему Стандарту;
(в ред. Приказа Минфина России от 13.09.2023 N 144н)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов. Утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным Стандартом Концептуальные основы;
д) правила документооборота, включающие порядок, технологию и сроки составления, передачи (представления) для отражения в бухгалтерском учете первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядок взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по представлению для ведения бухгалтерского учета первичных учетных документов с учетом общих требований к графику документооборота и правилам документооборота, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Стандарту.
В случае если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством Российской Федерации иному учреждению (централизованной бухгалтерии), субъектом учета утверждаются правила документооборота, предусматривающие обязанность ответственных за оформление совершаемых фактов хозяйственной жизни лиц составлять первичные (сводные) учетные документы, порядок, технологию и сроки составления, передачи (представления) для отражения в бухгалтерском учете первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным в рамках единой учетной политики при централизации учета графиком документооборота;
(пп. "д" в ред. Приказа Минфина России от 13.09.2023 N 144н)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля с учетом положений пунктов 9(1) - 9(5) настоящего Стандарта;
(в ред. Приказа Минфина России от 14.02.2025 N 15н)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
з) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.
Основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
9(1). В рамках формирования учетной политики субъекта учета внутренний процесс обеспечения соблюдения установленных согласно законодательству Российской Федерации требований к документальному оформлению осуществляемых фактов хозяйственной жизни <3> (далее - внутренний контроль оформления фактов хозяйственной жизни) определяется субъектом учета с учетом внутреннего процесса субъекта учета, направленного на обеспечение соблюдения установленных согласно законодательству Российской Федерации требований к осуществлению полномочий (функций), исполнение которых предусматривает совершение фактов хозяйственных жизни.
--------------------------------
<3> Статья 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В рамках формирования учетной политики субъекта учета внутренний процесс обеспечения соблюдения установленных документами в области регулирования бухгалтерского учета требований к бухгалтерскому учету, а также допустимым способам ведения бухгалтерского учета <4> (далее - внутренний контроль ведения бухгалтерского учета) определяется с учетом предусмотренных в рамках учетной политики способов ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности с применением информационных систем, а также распределения полномочий по ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности между структурными подразделениями (должностными лицами) субъекта учета и (или) централизованной бухгалтерией.
--------------------------------
<4> Статья 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В случае если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством Российской Федерации централизованной бухгалтерии, субъектом учета в рамках формирования его учетной политики определяется порядок организации и осуществления внутреннего контроля оформления фактов хозяйственной жизни. В рамках формирования единой учетной политики при централизации учета определяется порядок организации централизованной бухгалтерией внутреннего контроля оформления фактов хозяйственной жизни, осуществляемого в отношении соблюдения установленных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, требований к документальному оформлению фактов хозяйственной жизни (в части их содержания), представлению документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в рамках внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета.
Порядок организации осуществления внутреннего контроля оформления фактов хозяйственной жизни устанавливается субъектом учета в рамках его учетной политики с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации о внутреннем финансовом контроле <5>.
--------------------------------
<5> Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Организация и осуществление внутреннего контроля оформления фактов хозяйственной жизни и (или) внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета (далее при совместном упоминании - внутренний контроль, организация внутреннего контроля) направлены на:
обеспечение лицами, совершающими факты хозяйственной жизни, отражения в первичных учетных документах достоверной информации о совершаемых фактах хозяйственной жизни, иных объектах бухгалтерского учета, в том числе недопущение оформления документов по не имевшим места фактам хозяйственной жизни, в частности лежащих в основе мнимых и притворных сделок <6>;
--------------------------------
<6> Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
обеспечение лицами, на которых возложено ведение бухгалтерского учета, отражения достоверной информации о совершенных фактах хозяйственной жизни, иных объектах бухгалтерского учета в бухгалтерском учете, а также в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
выявление и предотвращение (исправление) отклонений от установленных законодательством Российской Федерации требований по оформлению совершаемых фактов хозяйственной жизни;
выявление и предотвращение (исправление) несоответствия данных бухгалтерского учета (бухгалтерской (финансовой) отчетности) фактическому наличию соответствующих объектов бухгалтерского учета;
выявление и предотвращение (исправление) отклонений от установленных законодательством Российской Федерации требований по ведению (обеспечению ведения) бухгалтерского учета, составлению, представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также исключение искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
(п. 9(1) введен Приказом Минфина России от 14.02.2025 N 15н)
9(2). Организация внутреннего контроля осуществляется на основании риск-ориентированного подхода, предусматривающего процесс выявления, анализа риска наступления событий, негативно влияющих на оформление и представление информации о совершаемых фактах хозяйственной жизни, исполнение полномочий по ведению бухгалтерского учета, составлению, представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, значимость которых определяется с учетом степени их влияния на характеристики информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в части ее релевантности, существенности, достоверности, своевременности (далее - риск), анализ способов минимизации (устранения) рисков с учетом выявленных в ходе внутреннего контроля нарушений и (или) ошибок, недостатков, а также переоценка ранее выявленных рисков (далее - оценка рисков).
Субъектами учета (централизованными бухгалтериями), осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности, организуется внутренний контроль с учетом оценки рисков искажения бюджетной отчетности, предусмотренной в рамках исполнения бюджетных полномочий <7>.
--------------------------------
<7> Приложение N 1 к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293), от 18 июля 2023 г. N 118н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2023 г., регистрационный N 75108), от 16 ноября 2023 г. N 184н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2023 г., регистрационный N 76379), и приложение N 1 к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59596) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11 ноября 2020 г. N 263н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2020 г., регистрационный N 61364), от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208), от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293), от 18 июля 2023 г. N 118н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2023 г., регистрационный N 75108), от 4 октября 2023 г. N 158н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2023 г. N 75833).
По результатам анализа способов минимизации (устранения) рисков с учетом выявленных в ходе внутреннего контроля нарушений, ошибок, недостатков, а также переоценки ранее выявленных рисков субъекты учета (централизованные бухгалтерии), осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности, направляют субъекту внутреннего финансового аудита предложения в части ведения реестра бюджетных рисков <8>.
--------------------------------
<8> Абзац второй пункта 10 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н (зарегистрирован Министерством юстиции 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56862) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208), от 18 июля 2023 г. N 118н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2023 г., регистрационный N 75108), от 4 октября 2023 г. N 158н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2023 г., регистрационный N 75833).
По результатам анализа способов минимизации (устранения) рисков с учетом выявленных в ходе внутреннего контроля нарушений и (или) ошибок, недостатков, а также переоценки ранее выявленных рисков государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения (централизованные бухгалтерии, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению и представлению бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений) определяют в рамках формирования учетной политики мероприятия, направленные на предотвращение последующих аналогичных нарушений, ошибок, недостатков.
(п. 9(2) введен Приказом Минфина России от 14.02.2025 N 15н)
9(3). Организация внутреннего контроля предусматривает на всех этапах исполнения полномочий (функций), связанных с оформлением фактов хозяйственной жизни и (или) возникновением информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) исполнения полномочий по ведению (обеспечению ведения) бухгалтерского учета, составлению, представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществление мероприятий, направленных на:
предупреждение или минимизацию наступления рисков, своевременное выявление ошибок, нарушений и недостатков и их устранение при организации и совершении фактов хозяйственной жизни в части обеспечения лицами, ответственными за осуществление факта хозяйственной жизни, требований по их документальному оформлению, своевременной передаче первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверности этих данных <9>;
--------------------------------
<9> Часть 3 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
своевременное устранение выявленных ошибок, нарушений и недостатков, влияющих на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности на этапе анализа данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе по результатам проведения камеральной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности <10>.
--------------------------------
<10> Пункт 64 федерального стандарта для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный N 46517), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный N 55140), от 30 июня 2020 г. N 130н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный N 59804), от 13 сентября 2023 г. N 143н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2023 г., регистрационный N 75627).
Организация внутреннего контроля предусматривает осуществление внутреннего контроля руководителем и (или) должностными лицами субъекта учета (централизованной бухгалтерии) (далее - сотрудники) в соответствии с их полномочиями и функциями. Сотрудники на регулярной основе осуществляют при исполнении своих полномочий и функций действия, направленные на контроль (проверку) исполнения ими требований законодательства Российской Федерации по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни. Сотрудники, на которых возложено ведение бухгалтерского учета и (или) составление, представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, на регулярной основе осуществляют при исполнении своих полномочий и функций действия, направленные на контроль (проверку) исполнения ими требований законодательства Российской Федерации по ведению бухгалтерского учета и составлению (представлению) бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При распределении полномочий по осуществлению внутреннего контроля между сотрудниками субъекта учета (централизованной бухгалтерии) не допустимо возложение полномочий по осуществлению всей совокупности мероприятий внутреннего контроля на одного сотрудника.
В случае выявления в ходе внутреннего контроля рисков отклонений от установленных законодательством Российской Федерации требований по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни и (или) отклонений от установленных законодательством Российской Федерации требований при ведении (обеспечении ведения) бухгалтерского учета, составлении, представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в составе мероприятий внутреннего контроля предусматривается информирование руководителя субъекта учета или уполномоченного им должностного лица, а также главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, о выявленных рисках.
Затраты на организацию (осуществление) внутреннего контроля не должны превышать его полезность.
(п. 9(3) введен Приказом Минфина России от 14.02.2025 N 15н)
9(4). Мероприятия внутреннего контроля определяются согласно установленному в рамках формирования учетной политики перечню рисков или реестров бюджетных рисков, составляемых при исполнении полномочий по ведению бюджетного учета, составлению бюджетной отчетности <11>, и предусматривают следующие действия в отношении соответствующего риска:
--------------------------------
<11> Абзацы сороковой - сорок шестой пункта 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208), от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293), от 18 июля 2023 г. N 118н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2023 г., регистрационный N 75108), от 4 октября 2023 г. N 158н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2023 г., регистрационный N 75833).
оценка полноты, достоверности и своевременности документального оформления фактов хозяйственной жизни, информации об объектах бухгалтерского учета, иной информации, необходимой для ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также соответствия документов требованиям законодательства Российской Федерации;
подтверждение соответствия между объектами бухгалтерского учета и информации, указанной в первичных учетных документах, и иных документах бухгалтерского учета;
согласование (санкционирование) фактов хозяйственной жизни, процедур (событий, действий), связанных с совершением фактов хозяйственной жизни в части установления соответствия (проверки) установленным законодательством Российской Федерации требованиям к оформлению документов, их реквизитам, соответствию документам-основаниям и (или) условиям соглашений (контрактов);
сверка, пересчет, сличение, сопоставление, анализ данных, в том числе в информационных системах, используемых при оформлении факта хозяйственной жизни и (или) исполнении полномочий (функций), а также в информационных системах, используемых при исполнении полномочий по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению, представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - информационная система). Указанные действия осуществляются посредством технологических решений, используемых информационных систем, в том числе в отношении отдельных функциональных подсистем, элементов (модулей, приложений) информационных систем;
выявление фактического наличия объектов бухгалтерского учета и сопоставление с данными регистров бухгалтерского учета;
иные действия, направленные на выявление и (или) минимизацию риска.
В случае если исполнение полномочий по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению, представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в отношении совокупности фактов хозяйственной жизни (событий, операций) и (или) факта хозяйственной жизни, осуществляемого этапами (операциями), в отношении которых выявлены различные риски, действия по оценке соответствующего риска осуществляются по каждому факту хозяйственной жизни (событию, операции) или его этапу (событию).
(п. 9(4) введен Приказом Минфина России от 14.02.2025 N 15н)
9(5). В случае осуществления фактов хозяйственной жизни (событий, операций) и (или) их этапов (событий), ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности с использованием информационных систем <12>, проведение действий в отношении соответствующих рисков по каждому факту хозяйственной жизни (событию, операции) или его этапу (событию), а также в отношении рисков, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии с пунктом 9(2) настоящего Стандарта, реализуется посредством применения информационных систем.
--------------------------------
<12> Статья 13 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Мероприятия внутреннего контроля, реализуемые с использованием информационных систем, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляются за счет интеграции подсистем (элементов) информационной системы, а также интеграции и синхронизации с иными информационными системами с обязательным направлением в случае выявления риска, ошибки, недочета информационного уведомления:
о результатах мероприятия внутреннего контроля оформления факта хозяйственной жизни - лицу, ответственному за оформление факта хозяйственной жизни, и (или) лицу, ответственному за согласование (утверждение) документа, которым оформляется факт хозяйственной жизни;
о результатах мероприятия внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета - лицу, ответственному за отражение в бухгалтерском учете факта хозяйственной жизни и (или) главному бухгалтеру, иному лицу, ответственному за ведение бухгалтерского учета, составление, представление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
(п. 9(5) введен Приказом Минфина России от 14.02.2025 N 15н)
10. Бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также бюджетные и автономные учреждения и (или) государственные (муниципальные) унитарные предприятия, осуществляющие на основании соглашений полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее - организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств), при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий в соответствии с положениями настоящего Стандарта и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
11. Учетная политика применяется последовательно из года в год.
12. Изменение учетной политики производится в случаях:
а) изменения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) формирования или утверждения субъектом учета новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности релевантную и достоверную информацию;
в) существенного изменения условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на субъект учета полномочий и (или) выполняемых им функций.
13. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.
(в ред. Приказа Минфина России от 19.12.2019 N 243н)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Изменением учетной политики не считается:
а) применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;
б) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые.
в) дополнение (изменение) графика документооборота, правил документооборота новыми документами и (или) порядком их составления, передачи (представления) в том числе в целях перехода на электронный документооборот;
(пп. "в" введен Приказом Минфина России от 13.09.2023 N 144н)
г) дополнение (изменение) порядка проведения инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, связанных с установлением дополнительных случаев проведения инвентаризации и (или) расширения перечня объектов, подлежащих инвентаризации.
(пп. "г" введен Приказом Минфина России от 13.09.2023 N 144н)
15. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенные изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение денежных средств субъекта учета, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении). Оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.
16. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если указанными нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению последствий изменения учетной политики, то такие последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с пунктом 17 настоящего Стандарта.
(в ред. Приказа Минфина России от 19.12.2019 N 243н)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 16 настоящего Стандарта, и оказавшие или способные оказать существенные изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение денежных средств субъекта учета, отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики. При этом подлежат корректировке показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на начало отчетного периода (входящие остатки) по статье "Финансовый результат экономического субъекта" бухгалтерского баланса, а также, в случае возможности корректировки, показатели связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (годов) раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года.
Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором произошло изменение учетной политики записями по счетам бухгалтерского учета согласно нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В случае ретроспективного применения измененной учетной политики утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.
18. В случаях, когда оценку в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов (ретроспективное применение измененной учетной политики) осуществить не представляется возможным, субъект учета применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).
19. Ретроспективное применение измененной учетной политики не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:
а) не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;
б) требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.
20. Раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о положениях учетной политики субъекта учета (о применяемых способах ведения бухгалтерского учета, составе и содержании документов учетной политики) осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В отношении последствий изменения учетной политики, оказавших или способных оказать существенные изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение денежных средств, субъектом учета в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация:
а) обоснование изменения учетной политики;
б) содержание изменения учетной политики;
в) порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный способ ведения бухгалтерского учета, и дату, с которой он применяется в связи с изменением учетной политики;
г) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:
- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели;
- сумма корректировки, относящаяся к годам, предшествующим тем, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрываются сравнительные показатели. Указанная сумма корректировки раскрывается в отношении сопоставимых показателей в случае, когда такие корректировки возможно определить.
21. В случае если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 20 настоящего Стандарта, невозможно осуществить относительно сравнительных показателей по году (годам) предшествующему году изменения учетной политики, то указанная информация раскрывается в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности одновременно с раскрытием информации о применении измененной учетной политики.
22. Документы учетной политики, а также иные документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению субъектом учета (централизованной бухгалтерией) не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875