III. Расследование аварийных случаев

14. Расследование аварийных случаев осуществляется уполномоченным органом <9>.

--------------------------------

<9> Подпункт 5.5.12(2) пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398.

15. Для расследования аварийных случаев уполномоченным органом в течение 24 часов с момента наступления аварийного случая создается комиссия (далее - комиссия).

В состав комиссии включаются представители российских организаций, уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов <10>, представители капитана морского порта, расположенного вблизи места аварийного случая, и (или) представители капитанов морских портов регистрации судов, с которыми произошел аварийный случай.

--------------------------------

<10> Абзац первый пункта 2 статьи 22 КТМ.

16. При расследовании аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота, повлекших гибель человека, потерю человека с судна или ущерб окружающей среде, в состав комиссии включается представитель Федерального агентства по рыболовству.

17. Для проведения экспертизы или анализов по аварийному случаю к работе комиссии могут привлекаться представители научных организаций и (или) экспертов.

При расследовании очень серьезной аварии в состав комиссии включаются представители Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта.

При расследовании очень серьезной аварии, произошедшей с судном рыбопромыслового флота, в состав комиссии включается представитель Федерального агентства по рыболовству.

При расследовании очень серьезной аварии, произошедшей с судном в акватории Северного морского пути, в состав комиссии включается представитель Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и (или) ее подведомственной организации.

18. Уполномоченным органом при проведении расследования аварийного случая:

1) беспрепятственно посещаются суда, береговые службы, проводится опрос очевидцев аварийного случая, запрашивается у очевидцев аварийного случая информация, имеющая отношение к аварийному случаю, привлекаются в ходе расследования специалисты для проведения анализов и экспертиз по аварийному случаю;

2) определяются причины возникновения аварийного случая, разрабатываются рекомендации по предупреждению аварийных случаев в будущем.

19. Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня получения сообщения об аварийном случае в соответствии с главой II настоящего Положения должен зарегистрировать аварийный случай в журнале учета аварийных случаев на море с судами (далее - журнал учета) и начать расследование такого аварийного случая.

20. В течение 10 рабочих дней со дня получения сообщения об аварийном случае в соответствии с главой II настоящего Положения судовладелец судна, с которым произошел аварийный случай, или представитель такого судовладельца должен направить в уполномоченный орган следующие материалы и документы:

1) акт об аварийном случае;

2) выписки из судового журнала и машинного журнала (для судов с механическим двигателем) <11>;

--------------------------------

<11> Подпункты 9 и 10 пункта 1 статьи 25 КТМ.

3) копии навигационных карт с навигационной прокладкой рейса, во время которого произошел аварийный случай;

4) данные судового прибора регистрации данных о рейсе (далее - ПРД) или судового упрощенного прибора регистрации данных о рейсе (далее - У-ПРД);

5) планы, схемы маневрирования, схемы столкновения;

6) копия классификационного свидетельства, выданного российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, заверенная печатью капитана морского порта;

7) копии судовых документов, заверенные печатью капитана морского порта (за исключением судового и машинного журналов);

8) копия таблицы маневренных элементов, заверенная печатью капитана морского порта;

9) схематический чертеж аварийного случая;

10) чертежи повреждений судна, самоходного судна, буксируемого судна или иного плавучего объекта, с которым произошел аварийный случай;

11) протоколы опроса очевидцев аварийного случая (далее - протоколы опроса) капитаном судна и (или) старшим помощником капитана, и (или) судовладельцем, и (или) представителем судовладельца;

12) радиограммы, телексы, относящиеся к аварийному случаю;

13) акты осмотров судна;

14) планшеты глубин;

15) схемы заводки буксирных тросов;

16) результаты лабораторных анализов и технических экспертиз;

17) фотографии на бумажном или электронном носителе, относящиеся к аварийному случаю, в том числе с экранов навигационных приборов с данными на момент аварийного случая;

18) информация о судне, с которым произошел аварийный случай, включающая:

наибольшие размерения судна с точностью до 0,1 метра;

вместимость судна (валовую и (или) чистую);

тип и мощность судовой энергетической установки;

скорость полного хода в узлах (маневренного и (или) морского);

количество и конструкцию гребных винтов, конструкцию руля;

сведения об электрорадионавигационных приборах, о мощности судовой радиостанции и (или) других средств связи и радиусе их действия;

количество и производительность водоотливных средств, сведения о противопожарных средствах;

категорию ледовых усилений судна;

сроки действия судовых документов;

род и вид груза;

количество груза (в метрических тоннах) и его размещение в грузовых помещениях судна;

численность экипажа судна, количество пассажиров (при наличии);

осадку судна носом, кормой и среднюю (с точностью до 0,1 метра) на момент аварийного случая.

21. В акте об аварийном случае указываются на русском и (или) английском языках:

1) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, составивших акт об аварийном случае;

2) сведения о судне:

тип судна;

название судна;

номер ИМО;

морской порт (место) государственной регистрации судна;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна;

4) вид аварийного случая в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения;

5) место, где произошел аварийный случай, с указанием его географических координат;

6) дата и время аварийного случая;

7) описание повреждений судна (при наличии);

8) последствия аварийного случая в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения;

9) условия и обстоятельства, при которых произошел аварийный случай;

10) причины аварийного случая;

11) информация о пострадавших людях (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство), а также количестве детей в возрасте до 16 лет (при наличии);

12) перечень утраченного и (или) поврежденного имущества (при наличии);

13) выводы и предложения капитана судна по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем.

22. Акт об аварийном случае составляется комиссией под руководством капитана судна в течение 24 часов с момента аварийного случая.

23. В протоколах опросов указываются следующие сведения:

1) дата и время проведения опроса;

2) фамилия, имя и отчество (при наличии), число, месяц и год рождения опрашиваемого лица;

3) должность, занимаемая на судне (для каждого члена экипажа судна, вовлеченного в аварийный случай), и стаж работы (в том числе всего на морском транспорте и в последней должности на судне) опрашиваемого лица, с которым произошел аварийный случай;

4) специальное образование опрашиваемого лица (полное или сокращенное наименование образовательной организации и дата завершения обучения);

5) квалификация по диплому опрашиваемого лица (наименование квалификации и номер диплома, дата его выдачи);

6) адрес регистрации по месту жительства (пребывания) опрашиваемого лица;

7) заданные в ходе опроса вопросы опрашиваемому лицу и полученные ответы;

8) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, проводящего опрос.

24. Каждый лист протокола опроса подписывается опрашиваемым лицом и должностным лицом, проводящим опрос.

25. Указанные в пунктах 20 и 29 настоящего Положения материалы, документы и заключение составляются на русском и (или) английском языках.

26. Уполномоченным органом проводится расследование аварийного случая на основании имеющейся у него информации в случае, если в течение 15 рабочих дней со дня регистрации уполномоченным органом аварийного случая в журнале учета документы и сведения, направляемые в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения, от судовладельца или представителя судовладельца в уполномоченный орган не поступили.

27. В ходе проведения расследования аварийного случая по запросу уполномоченного органа капитаном судна, судовладельцем или представителем судовладельца с использованием доступных средств связи (в том числе по номеру телефона, сети "Интернет", а при их отсутствии - через другое судно, с которым имеется связь) дополнительно представляются:

1) акт внеочередного освидетельствования российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, и акты других видов освидетельствования, назначенных российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов;

2) фотографии повреждений судна на бумажном или электронном носителе;

3) другие документы, касающиеся аварийного случая.

28. Срок проведения уполномоченным органом расследования аварийного случая составляет 60 рабочих дней со дня регистрации уполномоченным органом аварийного случая в журнале учета в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения.

В случае необходимости срок проведения расследования аварийного случая может быть продлен уполномоченным органом до 30 рабочих дней.

В срок, указанный в абзацах первом и втором настоящего пункта, не включается время проведения экспертиз по аварийному случаю.

29. По истечении 10 рабочих дней со дня проведения расследования аварийного случая, предусмотренного пунктом 28 настоящего Положения, уполномоченный орган должен составить заключение, содержащее следующие сведения:

1) даты начала и окончания срока проведения расследования аварийного случая;

2) фамилии, имена и отчества (при наличии) лиц, проводивших расследование аварийного случая;

3) информацию о рейсе судна, с которым произошел аварийный случай;

4) вид аварийного случая;

5) дату и время аварийного случая;

6) географические координаты места, где произошел аварийный случай;

7) информацию о судне:

тип судна;

название судна;

номер ИМО;

морской порт (место) государственной регистрации судна;

8) фамилию, имя, отчество (при наличии) капитана судна;

9) информацию о судне, с которым произошел аварийный случай, включающая:

наибольшие размерения судна с точностью до 0,1 метра;

вместимость судна (валовую и (или) чистую);

тип и мощность судовой энергетической установки;

скорость полного хода в узлах (маневренного и (или) морского);

количество и конструкцию гребных винтов, конструкцию руля;

сведения об электрорадионавигационных приборах, о мощности судовой радиостанции и (или) других средств связи и радиусе их действия;

количество и производительность водоотливных средств, сведения о противопожарных средствах;

категорию ледовых усилений судна;

сроки действия судовых документов;

род и вид груза;

количество груза (в метрических тоннах) и его размещение в грузовых помещениях судна;

численность экипажа, количество пассажиров (при наличии);

осадку судна носом, кормой и среднюю (с точностью до 0,1 метра) на момент аварийного случая;

10) информацию об освидетельствовании судна российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (органом, выдавшим классификационные и конвенционные документы и проводившим последнее освидетельствование судна);

11) срок действия классификационного свидетельства <12>;

--------------------------------

<12> Пункт 2 статьи 24 КТМ.

12) перечень и сроки действия документов, выданных на судно в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

13) последствия аварийного случая, предусмотренного в пункте 3 настоящего Положения;

14) результаты расследования аварийного случая (обстоятельства, при которых произошел аварийный случай, причины аварийного случая, извлеченные уроки, рекомендации уполномоченного органа по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем).

30. К заключению могут прилагаться:

1) копии навигационных карт с навигационной прокладкой рейса, в котором произошел аварийный случай;

2) расшифровка данных ПРД или У-ПРД;

3) схемы маневрирования, схемы столкновения;

4) копии актов российской организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна, с которым произошел аварийный случай;

5) выписки из судового и машинного журналов;

6) копии таблиц маневренных элементов;

7) схематический чертеж аварии;

8) чертежи повреждений судна, самоходного судна, буксируемого судна или иного плавучего объекта, с которым произошел аварийный случай;

9) протоколы опросов;

10) радиограммы;

11) телексы;

12) акты осмотров;

13) планшеты глубин;

14) схемы заводки буксирных тросов;

15) результаты лабораторных анализов и технических экспертиз;

16) фотографии, а также другие документы, подтверждающие события аварийного случая.

31. Членом комиссии, не согласным с заключением, письменно излагается свое мнение, которое приобщается к заключению.

32. Копия заключения в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока проведения расследования аварийного случая, предусмотренного пунктом 28 настоящего Положения, направляется уполномоченным органом с использованием доступных средств связи (в том числе по факсу или сети "Интернет"):

судовладельцу или представителю судовладельца;

Федеральному агентству по рыболовству, если аварийный случай произошел с судном рыбопромыслового флота;

Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и федеральному государственному бюджетному учреждению "Главное управление Северного морского пути", если аварийный случай произошел с судном в акватории Северного морского пути.

33. Если аварийный случай произошел с участием судна под флагом иностранного государства, заключение составляется в соответствии с требованиями Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море и переводится на английский язык.

34. В случае несогласия с заключением судовладельцем в течение 30 рабочих дней со дня получения копии заключения направляется мотивированное возражение на русском и (или) английском языках в уполномоченный орган посредством его официального сайта в сети "Интернет".

35. Уполномоченный орган в течение 14 рабочих дней со дня получения мотивированных возражений судовладельца должен рассмотреть эти возражения и оставить заключение без изменений либо назначить дополнительное расследование (если возражения судовладельца содержат сведения об обстоятельствах, существенно влияющих на ранее установленные причины аварийного случая).

36. Информация о принятом уполномоченным органом решении в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения должна быть направлена с использованием доступных средств связи (в том числе по номеру телефона, сети "Интернет"):

судовладельцу или представителю судовладельца;

Федеральному агентству по рыболовству, если аварийный случай произошел с судном рыбопромыслового флота;

Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и федеральному государственному бюджетному учреждению "Главное управление Северного морского пути", если аварийный случай произошел с судном в акватории Северного морского пути.

37. Срок проведения дополнительного расследования аварийного случая составляет 30 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о назначении дополнительного расследования аварийного случая.

38. При проведении дополнительного расследования аварийного случая допускается внесение уполномоченным органом изменений в заключение на основании решения комиссии, созданной в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения.

Копия заключения в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока дополнительного расследования аварийного случая направляется уполномоченным органом с использованием сети "Интернет":

судовладельцу или представителю судовладельца;

Федеральному агентству по рыболовству, если аварийный случай произошел с судном рыбопромыслового флота;

Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и федеральному государственному бюджетному учреждению "Главное управление Северного морского пути", если аварийный случай произошел с судном в акватории Северного морского пути.

39. Судовладелец в течение 30 рабочих дней со дня получения копии заключения должен разработать и осуществить мероприятия по предотвращению аварийных случаев в будущем.

40. В случае направления судовладельцем в уполномоченный орган мотивированного возражения в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения срок разработки и осуществления указанных в пункте 39 настоящего Положения мероприятий исчисляется со дня получения судовладельцем уведомления об оставлении заключения без изменений в соответствии с пунктом 35 настоящего Положения или со дня получения судовладельцем копии заключения в соответствии с пунктом 38 настоящего Положения.

41. О мероприятиях, разработанных и осуществленных в соответствии с пунктом 39 настоящего Положения, судовладелец в течение 30 рабочих дней со дня получения копии заключения должен с использованием доступных средств связи (в том числе по номеру телефона, сети "Интернет") уведомить:

уполномоченный орган;

российскую организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов, освидетельствовавшую судно;

Федеральное агентство по рыболовству, если аварийный случай произошел с судном рыбопромыслового флота;

Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и федеральное государственное бюджетное учреждение "Главное управление Северного морского пути", если аварийный случай произошел с судном в акватории Северного морского пути.