Оформление реквизитов документов

21. Документы, создаваемые Министерством (территориальным органом), имеют следующий состав реквизитов:

Государственный герб Российской Федерации;

наименование Министерства (территориального органа) - автора документа;

наименование должности лица - автора документа;

справочные данные о Министерстве (территориальном органе);

вид документа;

место составления (издания) документа;

дата документа;

регистрационный номер документа;

ссылка на исходящий номер и дату документа адресанта;

адресат;

заголовок к тексту;

текст документа;

отметка о наличии приложений;

гриф согласования;

виза;

подпись должностного лица;

гриф утверждения;

оттиск печати;

отметка о заверении копии;

отметка об исполнителе (может не проставляться в письмах Министерства (территориального органа) по результатам рассмотрения обращений граждан);

указания по исполнению документа;

отметка о контроле документа;

отметка об исполнении документа;

отметка о конфиденциальности.

Состав реквизитов конкретного документа определяется его видом и назначением.

22. Наименование Министерства - автора документа, помещаемое на бланках, должно соответствовать тому, которое установлено Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 N 10.

Наименование территориального органа - автора документа указываются в соответствии с приказом Министерства от 29.03.2024 N 89 "Об утверждении Положения о Главном управлении (Управлении) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 02.05.2024 N 130, от 21.10.2024 N 309.

23. Наименование должности лица - автора документа указывается на бланке письма должностного лица Министерства (бланк письма Министра).

24. Справочные данные о Министерстве (территориальном органе) включают: почтовый адрес, номер телефона, факса, адрес электронной почты.

25. Наименование вида документа (ПРИКАЗ, РАСПОРЯЖЕНИЕ) включается в бланк соответствующего вида документа.

Наименование вида и разновидности документа не указывается в письмах.

26. Место составления или издания документа (Москва) указывается на бланках документов Министерства, за исключением бланков деловых (служебных) писем, а также докладных, служебных записок и других внутренних информационно-справочных документов.

27. Датой документа является дата его подписания или утверждения, для протокола - дата заседания (принятия решения), для акта - дата подписания. Документы, изданные двумя или более органами государственной власти (организациями, учреждениями) должны иметь одну (единую) дату - дату фактической подписи последнего из подписавших совместный документ.

Дата в документе проставляется: должностным лицом, подписавшим или утвердившим документ, отделом документационного обеспечения Департамента организации и контроля (далее - отдел документационного обеспечения), ответственным за ведение делопроизводства в структурном подразделении Министерства (территориальном органе) при регистрации документа в СЭД или непосредственно составителем при подготовке документа (докладная, служебная записка, заявление и другие документы).

Все служебные отметки на документе, связанные с его прохождением и исполнением, должны датироваться и подписываться.

Дата документа оформляется арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год - четырьмя арабскими цифрами.

Например:

18.01.2024

Если число или порядковый номер месяца является однозначным числом, то перед цифрой ставится ноль.

Например:

09.09.2024

Допускается словесно-цифровой способ оформления даты.

Например:

1 октября 2024 г.

Не допускается разрыв даты при ее переносе на другую строку.

28. Регистрационный номер документа проставляется в соответствии с системой регистрации, принятой в Министерстве (территориальном органе) в СЭД.

Регистрационный номер документа присваивается документу после его подписания (утверждения).

Присвоение регистрационных номеров осуществляется по видам документов в пределах календарного года (приказы, распоряжения, поручения Министра, входящие и исходящие документы, внутренние документы, протоколы и другие виды документов).

Регистрационный номер исходящего документа, подписанного руководством Министерства, состоит из индекса структурного подразделения Министерства, подготовившего проект документа, порядкового номера в пределах календарного года и первых букв имени и фамилии подписавшего лица.

Например:

N 01/10568-АВ, где 01 - индекс структурного подразделения Министерства; 10568 - порядковый номер в пределах календарного года; АВ - первые буквы имени и фамилии подписавшего лица.

Регистрационный номер исходящего документа, подписанного руководителем структурного подразделения Министерства, состоит из индекса структурного подразделения Министерства и порядкового номера в пределах календарного года. Регистрационный номер исходящего документа, подписанного руководителем территориального органа, состоит из кода территориального органа (приложение N 14 к Инструкции), индекса структурного подразделения территориального органа и порядкового номера в пределах календарного года.

Например:

N 01-105/24, где 01 - индекс структурного подразделения Министерства; 105/24 - порядковый номер в пределах календарного года

N 21/01-105/24, где 21 - код территориального органа; 01 - индекс структурного подразделения территориального органа; 105/24 - порядковый номер в пределах календарного года

Регистрационный номер внутреннего документа структурного подразделения Министерства (территориального органа) состоит из индекса структурного подразделения Министерства (территориального органа) и порядкового номера в пределах календарного года.

К регистрационному номеру документа, содержащего служебную информацию ограниченного распространения, добавляется пометка ДСП.

Регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более органами государственной власти (организациями, учреждениями), состоит из регистрационных номеров документа каждого из этих органов государственной власти (организаций, учреждений), проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе.

29. Ссылка на исходящий номер и дату документа адресанта включает: регистрационный номер и дату документа, на который должен быть дан ответ,

30. Документы адресуют органам государственной власти (организациям, учреждениям), их структурным подразделениям, должностным или физическим лицам.

При адресовании документа органу государственной власти (организации, учреждения) указывается ее полное или сокращенное наименование в именительном падеже.

Например:

Министерство

иностранных дел

Российской Федерации

При адресовании документа руководителю органа государственной власти (организации, учреждению) указывается в дательном падеже наименование должности руководителя органа государственной власти (организации, учреждения), включающее наименование органа государственной власти (организации, учреждения), фамилию, инициалы должностного лица.

Например:

Руководителю Федеральной

таможенной службы

Бельянинову А.Ю.

В случае адресования документа конкретному должностному лицу наименование органа государственной власти (организации, учреждения), их структурного подразделения указывается в именительном падеже, а фамилия и должность лица - в дательном.

Например:

Министерство науки и высшего образования

Российской Федерации

Департамент управления делами

Начальнику аналитического отдела

Петрову К.Г.

При адресовании документа должностному лицу государственного органа, в котором предусмотрена военная или государственная служба иного вида, после должности указывают воинское или специальное звание.

Например:

Министерство внутренних дел

Российской Федерации

Начальнику Департамента обеспечения правопорядка на транспорте генерал-майору полиции

Иванову А.А.

При адресовании документа в несколько однородных органов государственной власти (организаций, учреждений) или в несколько структурных подразделений одного органа государственной власти (организации, учреждения) их указывают обобщенно.

Например:

Начальникам

территориальных органов

Минюста России

В документах с несколькими адресатами слово "копия" не проставляется. При подготовке к отправке отмечается корреспондент, которому направляется данный экземпляр документа. Все экземпляры документа должны быть подписаны.

Не допускается указывать на документе более четырех адресатов (за исключением процессуальных документов); при большем количестве адресатов на каждом документе указывается один адрес и составляется указатель рассылки (приложение N 15 к Инструкции), который подписывается руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения Министерства и утверждается начальником отдела документационного обеспечения. Указатель рассылки документов ДСП утверждается заместителем директора Департамента организации и контроля в соответствии с распределением обязанностей.

Указатель рассылки прилагается к копии отправляемого документа.

Порядок оформления и утверждения указателя рассылки в территориальном органе определяется его руководителем.

В реквизите "Адресат" допускается использовать официально принятые сокращенные наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов государственной власти (организаций, учреждений).

При адресовании документа в организацию (учреждение) указывается ее полное наименование (с организационно-правовой формой), затем почтовый адрес и (или) адрес электронной почты.

Например:

Государственное учреждение

Всероссийский научно-исследовательский

институт документоведения и архивного дела

ул. Профсоюзная, д. 82,

Москва, 117393

Если документ адресован физическому лицу, указываются фамилия и инициалы этого лица, а затем полный почтовый адрес.

Например:

Сидорову А.Н.

ул. Садовая, д. 5, кв. 12,

Москва, 301264

Реквизит "Адресат" печатается ниже границы верхнего поля страницы на уровне верхнего реквизита бланка с наименованием Министерства. Все составные части реквизита центруются относительно самой длинной строки, которая ограничивается правым полем документа.

Наименование органа государственной власти (организации, учреждения), их структурного подразделения, а также наименование должности печатаются через 1 межстрочный интервал.

Фамилия и инициалы печатаются после наименования должности через 2 межстрочных интервала.

31. Заголовок к тексту, отражающий краткое содержание документа, составляется ко всем документам, за исключением ответов на обращения граждан, телеграмм, телефонограмм, а также документов, имеющих текст небольшого объема (до 4 - 5 строк).

Заголовок к тексту письма печатается под реквизитами бланка от левой границы текстового поля строчными буквами (за исключением первой), шрифтом размером N 12. Заголовок к тексту может занимать до 4 - 5 строк по 28 - 35 знаков в строке (в отдельных случаях допускается большее число строк и знаков).

Например:

О направлении

статистической информации

32. В проектах законодательных, иных нормативных правовых актов заголовок к тексту оформляется по ширине страницы над текстом центрованным способом.

Заголовок печатается центровано полужирным шрифтом через 1 межстрочный интервал. Точка в конце заголовка не проставляется. Заголовок к тексту должен быть кратким и точно раскрывать содержание документа, отвечать на вопросы: о чем? (о ком?), чего? (кого?) и согласовываться с его наименованием (названием).

Например:

О возложении исполнения обязанностей

Министра юстиции Российской Федерации

33. Текст документа составляется на государственном языке Российской Федерации.

Текст документа оформляется в виде анкеты, таблицы, связного текста или в виде соединения этих структур.

Текст печатается на расстоянии 2 - 3 межстрочных интервалов от заголовка, такое же расстояние должно быть между текстом документа и подписью.

При составлении текста в виде анкеты наименования признаков характеризуемого объекта выражены именем существительным в именительном падеже

Например:

Фамилия

Иванов

Имя

Иван

Отчество (при наличии)

Петрович

или словосочетанием с глаголом второго лица множественного числа настоящего или прошедшего времени (имеете, были, находились).

Например:

Были ли за границей (где? когда?)

не был

Характеристики, выраженные словесно, должны быть соотнесены с признаками характеризуемого объекта (субъекта).

Графы таблицы имеют заголовки, которые могут быть выражены именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф таблицы должны быть грамматически согласованы с заголовками граф таблицы. Если таблица печатается более чем на одном листе, графы таблицы должны быть пронумерованы, при этом на втором и последующих листах должны быть напечатаны номера этих граф. Текст таблицы печатается шрифтом размерами N 9 - 12 через 1 межстрочный интервал. Заголовочная часть таблицы может печататься полужирным шрифтом.

Связный текст, как правило, состоит из двух частей. В первой части указываются причины, цели, основания создания документа; во второй (заключительной) - решения, выводы, просьбы, рекомендации. Текст может содержать одну заключительную часть (например, приказы - распорядительную часть без преамбулы, письма - просьбу без пояснения). В тексте документа, подготовленного на основании или во исполнение ранее изданного документа, указывают реквизиты этого документа: наименование (название) документа и организацию-автора, дату, регистрационный номер, заголовок к тексту.

Текст документа может подразделяться на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Разделы и подразделы могут иметь заголовки (подзаголовки).

Заголовки разделов пишутся с прописной буквы или допускается их написание прописными буквами, подзаголовки - с прописной буквы.

Точка в конце заголовков и подзаголовков не проставляется. Пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами, разделенными точками, с точкой в конце. Подпункты могут нумероваться арабскими цифрами или строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Текст пунктов пишется с прописной буквы и заканчивается точкой, текст подпунктов пишется со строчной буквы и заканчивается точкой с запятой, а в конце перечислений - точкой.

В тексте документа не допускается использование сокращений без их разъяснения в тексте, кроме официальных или общепринятых.

В приказах (распоряжениях) Министерства (территориального органа), а также во внутренних документах, адресованных руководству Министерства, руководителю структурного подразделения Министерства (территориального органа), текст излагается от первого лица единственного числа и печатается вразрядку ("п р и к а з ы в а ю", "п р е д л а г а ю", "п р о ш у").

В документах коллегии Министерства текст излагается от третьего лица единственного числа ("постановляет", "решила").

Текст протокола излагается от третьего лица множественного числа ("слушали", "выступили", "решили").

Тексты документов излагаются от:

первого лица множественного числа ("просим представить", "направляем в Ваш адрес");

первого лица единственного числа ("прошу выслать", "считаю необходимым");

третьего лица единственного числа ("Министерство не возражает").

В совместных приказах (распоряжениях) текст излагается от первого лица множественного числа и печатается вразрядку ("п р и к а з ы в а е м", "р е ш и л и").

В документах, регулирующих деятельность Министерства (территориального органа), а также содержащих описание, оценку фактов или выводы (акт, справка), текст излагают от третьего лица единственного или множественного числа.

Например:

Комиссия установила, что территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

Допускается начинать текст письма с уважительного обращения к адресату, которое печатается центровано с восклицательным знаком в конце обращения.

Например:

Уважаемый Алексей Александрович!

В письмах с подписью руководства Министерства следует обращаться от имени Министерства, а в письмах с подписью руководителя структурного подразделения Министерства (руководителя территориального органа) - от имени структурного подразделения Министерства (территориального органа).

Письма, имеющие нескольких адресатов, могут оформляться без обращений.

Заключительная форма вежливости предшествует подписи, располагается на 1 межстрочный интервал ниже текста письма и может выполняться собственноручно подписывающим его должностным лицом на бумажном носителе, а при создании проекта документа в электронном виде - исполнителем.

Например:

С уважением,

Заместитель Министра

Подпись

И.И. Соколов

34. Отметка о наличии приложений к документу печатается от края левого поля без абзацного отступа, отделяется от текста 1 - 2 межстрочными интервалами и располагается над подписью (заключительной формой вежливости).

Если в документе есть ссылка на приложение, то в отметке о наличии приложений указываются только количество листов и количество экземпляров прилагаемых документов.

Например:

Приложение: на 5 л. в 2 экз.

Если документ имеет приложение, не названное в тексте, то указывают его название, количество листов и экземпляров; при наличии нескольких приложений их нумеруют.

Например:

Приложение:

1. Заключение на проект ... на 3 л. в 2 экз.

2. Справка о доработке ... на 3 л. в 1 экз.

Если приложения сброшюрованы, количество листов не указывается.

Если приложение направляют не во все указанные в документе адреса, то отметку о его наличии оформляют следующим образом.

Например:

Приложение: на 3 л. в 1 экз., только в первый адрес.

Если приложение к документу содержится на носителе информации, представленной в электронно-цифровой форме, то в отметке о наличии приложений указываются наименование носителя информации и количество (штук).

Например:

Приложение: диск CD-R - 1 шт.

Если приложениями к сопроводительному письму являются документы, содержащие служебную информацию ограниченного распространения, отметка о наличии приложений оформляется следующим образом.

Например:

Приложение: справка .., для служебного пользования, от 12.05.2024 N 1 дсп, экз. N 1 на 2 л.

В этом случае сопроводительное письмо также будет с пометкой ДСП.

При большом количестве приложений на них составляется отдельная опись, а отметка о наличии приложений оформляется следующим образом.

Например:

Приложение: согласно описи на 5 л.

Если приложение также имеет приложения, то отметка об их наличии оформляется следующим образом.

Например:

Приложение: письмо Росархива от 05.06.2024 N 112-6/72 и приложение к нему, всего на 3 л. в 1 экз.

При направлении копий прилагаемых документов об этом указывается в приложении.

Например:

Приложение: копия приказа Минюста России от 23.12.2024 N 45 на 2 л. в 1 экз.

На приложениях к документам соответствующая отметка проставляется на первом листе приложения в правом верхнем углу.

Если приложений несколько, они нумеруются.

Например:

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к приказу Минюста России

от 17.08.2024 N 69

Если приложение одно, оно не нумеруется. В отметке о приложении указываются наименование вида документа, его дата и номер.

Например:

ПРИЛОЖЕНИЕ

к приказу Минюста России

от 15.03.2024 N 35

Если приложением к документу (например, к приказу) является утверждаемый документ (положение, правила, инструкция, регламент, другие документы), в верхнем правом углу проставляется гриф утверждения документа.

Например:

УТВЕРЖДЕН

приказом Минюста России

от 13.02.2024 N 18

Наличие приложений к организационно-распорядительным документам указывается только в тексте документа.

35. Согласование проекта документа с другими органами государственной власти (организациями, учреждениями), интересы которых в нем затрагиваются, оформляется грифом согласования. Проект документа может быть согласован непосредственно должностным лицом, протокольным решением коллегиального органа или служебным письмом.

Гриф согласования документа состоит из слова "СОГЛАСОВАНО", указания должности лица, с которым согласован документ (включая наименование органа государственной власти (организации, учреждения), личной подписи, расшифровки подписи (инициалы, фамилия) и даты согласования.

Например:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

_____________ А.И. Иванов

(подпись)

"___" __________ 20__ г.

В грифе согласования могут быть указаны реквизиты документа, которым такое согласование оформлено.

Например:

СОГЛАСОВАНО

письмо Минкультуры России

от 26.07.2024 N 01-18/115

Гриф согласования оформляется на лицевой стороне документа под реквизитом "Подпись" в левом нижнем поле документа.

Если документ имеет два грифа согласования, то они располагаются на одном уровне, при большом количестве их размещают, как правило, двумя вертикальными рядами или они могут располагаться на отдельном листе согласования. На документе в месте, предусмотренном для расположения грифа согласования, делается отметка "Лист согласования прилагается".

36. Согласование проекта документа с должностными лицами Министерства (территориального органа) оформляется визой на документе.

Виза включает в себя подпись визирующего, расшифровку подписи (инициалы, фамилия) и дату визирования, при необходимости - должность визирующего.

Например:

Директор Департамента

управления делами

_____________ А.А. Строганов

(подпись)

"___" __________ 20__ г.

На организационно-распорядительных документах визы проставляются на оборотной стороне последнего листа, на проектах законодательных актов и на вторых экземплярах внутренних документов и служебных писем визы проставляются на лицевой стороне последнего листа документа.

Допускается полистное визирование документа и его приложений.

Замечания, особые мнения и дополнения к проекту документа оформляются на отдельном листе (отдельным файлом).

Например:

Замечания прилагаются

_____________ О.С. Орлов

(подпись)

"___" __________ 20__ г.

Если в ходе визирования проекта документа в него вносятся существенные изменения, то он подлежит повторному визированию.

Документы, представляемые на подпись Министру, документы с подписью заместителя Министра в Правительство Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации, председателям палат Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, Председателю Совета Безопасности Российской Федерации, а также письма, подлежащие массовой рассылке (более четырех адресатов), подлежат проверке на соответствие требованиям Инструкции и визированию служащими Департамента организации и контроля (редакторами).

Документы, представляемые на подпись Министру, документы с подписью заместителя Министра в Правительство Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, по законопроектной работе, в частности, законопроекты, проекты заключений, официальных отзывов Правительства Российской Федерации и поправок Правительства Российской Федерации на законопроекты, а также ответы на парламентские запросы, запросы и обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, запросы и обращения сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации подлежат визированию статс-секретарем - заместителем Министра.

Представляемые на подпись руководству Министерства документы на бумажном носителе визируются исполнителем, начальником отдела, заместителем руководителя и руководителем структурного подразделения Министерства, в котором подготавливался проект документа. Если документы касаются установленной сферы деятельности другого структурного подразделения Министерства, то они подлежат визированию руководителем этого структурного подразделения Министерства и курирующим его заместителем Министра. Позиция заинтересованного структурного подразделения Министерства может быть изложена в отдельном письме. Ответственность за учет позиции заинтересованного структурного подразделения при подготовке документов возлагается на исполнителя.

Документы, представляемые на подпись Министру, в обязательном порядке визируются заместителем Министра, курирующим структурное подразделение Министерства, подготовившее проект документа.

Служебные письма по законопроектной работе, направляемые в Правительство Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, подлежат визированию статс-секретарем - заместителем Министра.

Электронные документы, представляемые на подпись Министру, визируются начальником отдела, заместителем руководителя и руководителем структурного подразделения Министерства, в котором подготавливался проект документа, при необходимости иным руководителем структурного подразделения Министерства, затем сотрудниками Департамента организации и контроля (редактор Министра) и заместителем Министра, курирующим структурное подразделение Министерства, подготовившее проект документа.

Документы, представляемые на подпись руководителю территориального органа, в обязательном порядке визируются исполнителем, руководителем структурного подразделения территориального органа, заместителем руководителя территориального органа, курирующим структурное подразделение территориального органа, подготовившее проект документа.

Документы, представляемые на подпись заместителю руководителя территориального органа, в обязательном порядке визируются исполнителем и руководителем структурного подразделения территориального органа.

37. Документы подписываются должностными лицами Министерства (территориального органа) в соответствии с их компетенцией (полномочиями), установленной законодательством Российской Федерации и нормативными актами Министерства.

В состав реквизита "Подпись" входят: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке, и сокращенное при оформлении его на бланке); личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия). Если документ оформляется на бланке должностного лица, то наименование должности в подписи не указывается.

Реквизит "Подпись" располагается под текстом документа или под отметкой о наличии приложений. Подпись отделяется от текста (предшествующего ей реквизита) 2 - 3 межстрочными интервалами.

Наименование должности печатается от левой границы текстового поля через 1 межстрочный интервал и выравнивается по левому краю.

Расшифровка подписи печатается на уровне последней строки наименования должности с пробелом между инициалами и фамилией. При оформлении расшифровки подписи, включающей только инициал имени и фамилию, пробел между точкой после инициала имени и фамилией не ставится. Последняя буква в расшифровке подписи ставится у границы правого поля.

Не допускается подписывать документы с предлогом "За" или проставлением косой черты перед наименованием должности. Если должностное лицо, подпись которого оформлена на проекте документа, отсутствует, документ подписывает его заместитель, имеющий право подписывать документы за отсутствующее должностное лицо, или иное должностное лицо, имеющее право подписи в соответствии с распределением обязанностей. При этом указываются фактическая должность лица, подписавшего документ, его инициалы и фамилия.

При подписании документа лицом, в соответствии с приказом Министерства (территориального органа) исполняющим обязанности руководителя, подпись оформляется следующим образом.

Например:

И.о. директора Департамента организации и контроля

Подпись

А.М. Иванков

При подписании документа несколькими должностными лицами их подписи располагают одну под другой в последовательности, соответствующей иерархии должностей.

Например:

Начальник Управления Минюста России по Республике Татарстан

Подпись

М.В. Скирда

Главный бухгалтер

Подпись

С.В. Портнягина

При подписании документа несколькими лицами, равными по должности, но представляющими разные органы государственной власти (организации, учреждения), подписи располагают на одном уровне.

В документах, составленных комиссией, указываются не должности лиц, подписывающих документ, а их обязанности в составе комиссии в соответствии с распределением.

Аналогом собственноручной подписи, используемым в СЭД, является электронная подпись (далее - ЭП); подтверждением действий с электронными документами являются также данные авторизации пользователей.

38. На документы, получающие юридическую силу в результате утверждения, в соответствии с пунктом 2.11 Правил делопроизводства оформляется гриф утверждения.

Гриф утверждения оформляется в правом верхнем углу первого листа документа. При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения состоит из слова "УТВЕРЖДАЮ", наименования должности лица, утверждающего документ, личной подписи, ее расшифровки (инициалы и фамилия) и даты (печатается словесно-цифровым способом).

Например:

УТВЕРЖДАЮ

Министр юстиции

Российской Федерации

____________ К.А. Чуйченко

(подпись)

"___" _________ 20__ г.

При утверждении документа несколькими должностными лицами их подписи располагают на одном уровне; при большом количестве подписи размещают, как правило, двумя вертикальными рядами.

Документы утверждаются Министром (руководителем территориального органа) или иным уполномоченным им должностным лицом посредством проставления собственноручной подписи в грифе утверждения.

Утверждению подлежат правовые акты (правила, положения, инструкции, регламенты и другие), внутренние нормативные акты Министерства (территориального органа), а также документы длительного действия (планы, отчеты об их выполнении и другие):

программы и планы проверок структурного подразделения Министерства (территориального органа), повестки дня заседаний коллегии, комиссий, рабочих групп, совещаний, советов по направлениям деятельности, должностные регламенты служащих (утверждаются руководством Министерства, руководителем территориального органа);

финансово-хозяйственные документы: сметы, счета, ведомости, балансы, отчеты, альбомы учетной документации, акты передачи денежных средств, зданий, помещений, транспортных средств, оргтехники и иного имущества, акты списания имущества, акты ревизий, проверок, инвентаризации (утверждаются Министром, его заместителем, курирующим Департамент управления делами, руководителем территориального органа);

архивные документы: описи дел постоянного, долговременного срока хранения и по личному составу, акты передачи архивных дел на постоянное хранение, приема-передачи дел, акты о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих хранению, и другие документы (утверждаются заместителем Министра - председателем Центральной экспертной комиссии Министерства (далее - ЦЭК), (экспертной комиссии территориального органа (далее - ЭК) на ее очном (заочном) заседании;

планы работы структурного подразделения Министерства (утверждаются заместителем Министра, курирующим соответствующее структурное подразделение Министерства), планы работы структурного подразделения территориального органа (утверждаются заместителем руководителя территориального органа, курирующим соответствующее структурное подразделение территориального органа);

положения об отделах структурного подразделения Министерства (утверждаются руководителем структурного подразделения Министерства), положения о структурном подразделении территориального органа (утверждаются руководителем территориального органа);

распределение обязанностей между заместителями руководителя структурного подразделения Министерства (заместителями руководителя территориального органа) утверждается руководителем структурного подразделения Министерства (руководителем территориального органа);

иные документы: методические рекомендации, указания, методики, положения, правила, регламенты, стандарты и другие.

Гриф утверждения документа оформляется на бланках Министерства (территориального органа), кроме установленной формы финансовых, кадровых, архивных документов.

Личная подпись должностного лица Министерства (территориального органа) в грифе утверждения заверяется при необходимости печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации (далее - гербовая печать) в порядке установленном пунктом 39 и в разделе VII Инструкции.

39. Министерство (территориальный орган) имеет гербовую печать и иные печати и штампы установленного образца.

Печать проставляется на свободном от текста месте, не захватывая личной подписи должностного лица. Оттиск печати может захватывать часть наименования должности лица, подписавшего документ.

В документах, подготовленных на основе унифицированных форм, печать ставится в месте, обозначенном отметкой "МП".

Гербовой печатью заверяются подписи Министра, заместителя Министра, руководителя структурного подразделения Министерства, руководителя территориального органа, а также других должностных лиц, которым доверенностью или приказом Министерства (территориального органа) предоставлены соответствующие полномочия.

40. При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляются отметка: "ВЕРНО", наименование должности лица, заверившего копию, дата заверения, личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия).

Например:

ВЕРНО

Консультант

отдела документационного обеспечения Департамента организации и контроля

Подпись

И.В. Миронова

Дата

Оттиск печати

Отметка о заверении копии удостоверяется оттиском простой круглой печати структурного подразделения Министерства (территориального органа) при ее наличии.

Листы многостраничных копий (выписок из документа) сшиваются, нумеруются, отметка о заверении копии дополняется указанием количества листов копии (выписки из документа).

Например:

Всего в копии 5 л.

Допускается заверять отметкой "ВЕРНО" каждый лист многостраничной копии документа.

41. Отметка об исполнителе документа проставляется в левом нижнем углу лицевой стороны последнего листа подлинника документа.

Отметка включает фамилию, имя, отчество (при наличии) исполнителя, номер служебного телефона, печатается шрифтом размером N 10 через 1 межстрочный интервал.

Например:

Иванов Иван Иванович

(800) 303-30-03 доб. 99-1571

42. Указания по исполнению документа оформляются непосредственно на документе (в заголовочной части документа), на бланке указания по исполнению документа, образец которого приведен в приложении N 16 к Инструкции, или в электронном виде путем заполнения поля соответствующей электронной формы с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому указание относится.

Указания по исполнению документа, как правило, включают: фамилию, инициалы исполнителя (исполнителей), содержание поручения, срок исполнения, подпись автора поручения и дату.

43. Отметка о контроле документа проставляется на документах, поставленных на контроль, с помощью штампа "Контроль" в правом верхнем углу первого листа документа. Соответствующая информация вносится при регистрации входящего документа в СЭД.

44. Отметка об исполнении документа и направлении его в дело включает: ссылку на дату и номер документа, подтверждающий его исполнение, или (при отсутствии такого документа) краткие сведения об исполнении; слова "В дело"; номер дела, в котором будет храниться документ. Данные об исполнении документа вносятся в СЭД.

Документы, поставленные на контроль, направляются в дело только после снятия их с контроля.

Отметка об исполнении документа и направлении его в дело подписывается и датируется исполнителем документа или руководителем структурного подразделения Министерства (территориального органа), в котором исполнен документ.

45. Отметка о конфиденциальности проставляется на документах, содержащих служебную информацию ограниченного распространения.

В соответствии с Положением о порядке обращения с ДСП пометка ДСП проставляется на каждом экземпляре документа.

Пометка ДСП проставляется в верхнем правом углу первого листа документа, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам и дополняется указанием номера экземпляра документа, печатается тем же размером шрифта, как и текст документа. Номер экземпляра проставляется ниже пометки через 1 межстрочный интервал и центруется по отношению к ней.

Например:

Для служебного пользования

Экз. N