III. Порядок, периодичность и сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий

III. Порядок, периодичность и сроки проведения контрольных

(надзорных) мероприятий

13. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся должностными лицами подразделений ГПН в соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре и настоящим Порядком.

14. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, могут проводиться на плановой и внеплановой основе посредством совершения должностными лицами подразделений ГПН следующих контрольных (надзорных) действий:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

15. Выбор вида контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется с учетом принципа оптимального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов подразделения ГПН, необходимых для оценки противопожарного состояния конкретного объекта государственного надзора в рамках имеющихся сведений о его правообладателях, а также сроков проведения соответствующих контрольных (надзорных) мероприятий.

16. Плановое контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться в виде:

выездной проверки;

инспекционного визита;

рейдового осмотра.

17. Внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться в виде:

выездной проверки;

документарной проверки;

инспекционного визита;

рейдового осмотра;

выборочного контроля.

18. В ходе проведения инспекционного визита могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

опрос;

получение письменных объяснений;

инструментальное обследование;

истребование документов, которые в соответствии с требованиями пожарной безопасности должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного надзора.

19. Срок проведения инспекционного визита на одном объекте государственного надзора не может превышать 1 рабочий день.

20. В ходе проведения рейдового осмотра и выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

экспертиза.

21. Срок проведения рейдового осмотра, выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

22. В ходе проведения внеплановой документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов.

23. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. На период с момента направления подразделением ГПН контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в подразделение ГПН, а также период с момента направления контролируемому лицу информации подразделения ГПН о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у подразделения ГПН документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в подразделением ГПН исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается <5>.

--------------------------------

<5> Часть 7 статьи 72 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

24. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, используемых при осуществлении ими деятельности и связанных с исполнением ими требований пожарной безопасности, а также решений подразделения ГПН.

25. Предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении продукции, установленных техническими регламентами.

26. В ходе проведения выборочного контроля могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

27. Срок проведения выборочного контроля определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы <6>.

--------------------------------

<6> Часть 3 статьи 69 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

28. Контрольные (надзорные) мероприятия подлежат проведению с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта государственного надзора, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий <7>.

--------------------------------

<7> Часть 3 статьи 65 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

29. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение главного государственного инспектора Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору или его заместителей, главного государственного инспектора по военному округу по пожарному надзору или его заместителей, в котором указываются:

дата, время и место принятия решения;

кем принято решение;

основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

фамилии, имена, отчества (при наличии), должности инспектора (инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;

контролируемое лицо, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;

адрес нахождения объекта защиты, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;

вид контрольного (надзорного) мероприятия;

перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия;

дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом;

перечень документов, предоставление которых контролируемым лицом необходимо для оценки соблюдения требований пожарной безопасности.

30. План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план) формируется на основе Перечня в соответствии с периодичностью проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленной пунктом 32 настоящего Порядка, и утверждается главным государственным инспектором Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору.

31. Основанием для проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия является наступление сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия, включенного в ежегодный план.

32. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:

для категории значительного риска - инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 3 года;

для категории среднего риска - инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 5 лет;

для категории умеренного риска - инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 6 лет.

33. В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

34. В ежегодный план включаются контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов государственного надзора, для которых в году реализации указанного плана истекает установленный пунктом 32 настоящего Порядка период времени с даты:

ввода объекта государственного надзора в эксплуатацию;

окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.

35. В проект ежегодного плана включаются сведения о плановых контрольных (надзорных) мероприятиях, в том числе:

наименование подразделения ГПН, осуществляющего контрольное (надзорное) мероприятие;

вид, предмет и сроки проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

основания включения контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план;

объекты государственного надзора, включая адреса мест осуществления деятельности контролируемыми лицами или адреса нахождения иных объектов государственного надзора, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, категории риска, к которым они отнесены;

сведения о контролируемых лицах, включая индивидуальный номер налогоплательщика, полное или сокращенное (при наличии) наименование, адрес регистрации по месту нахождения организации (ее филиалов, обособленных структурных подразделений).

36. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется в следующих случаях <8>:

--------------------------------

<8> Подпункты "а", "б" пункта 14 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428.

1) исключение контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана:

в связи с ликвидацией контролируемого лица, влекущей невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

в связи с изменением категории риска, к которой отнесен объект защиты, если такое изменение влечет уменьшение частоты или отказ от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;

в связи с исключением объекта защиты из Перечня;

в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

в связи с принятием главным государственным инспектором Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору решения об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих запрет (ограничение) на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2) изменение содержащихся в ежегодном плане сведений о контрольном (надзорном) мероприятии:

в связи с изменением адреса места нахождения объектов защиты;

в связи с реорганизацией контролируемого лица;

в связи с изменением наименования контролируемого лица;

в связи с невозможностью проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (стихийное бедствие, погодные условия, эпидемия и прочие) и иных обстоятельств, не зависящих от подразделения ГПН.

37. Основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является:

наличие у подразделения ГПН сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям;

поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

истечение срока исполнения предписания подразделения ГПН об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности, вынесенного по результатам ранее проведенного контрольного (надзорного) мероприятия.

38. В случае, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольное (надзорное) мероприятие проводится без согласования с органами прокуратуры с извещением об этом в течение 24 часов органа прокуратуры по месту нахождения объекта защиты.

39. О проведении выездной проверки контролируемое лицо не позднее чем за 24 часа до его начала уведомляется посредством направления копии решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия заказным почтовым отправлением и (или) электронным документом по информационной системе "Система электронного документооборота Министерства обороны Российской Федерации" (далее - СЭД) (при ее наличии у контролируемого лица) либо по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится в Едином государственном реестре юридических лиц или ранее был представлен в подразделение ГПН, или иным способом, обеспечивающим фиксирование вручения указанного решения.

40. При выявлении в ходе проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия нарушений требований пожарной безопасности и наличии на объекте государственного надзора неисполненного предписания должностным лицом подразделения ГПН выдается предписание с указанием новых сроков его исполнения.

41. В случаях предоставления контролируемым лицом информации о невозможности его присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в связи с временной нетрудоспособностью на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия и (или) наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, эпидемия, чрезвычайная ситуация, заболевания, представляющие опасность для окружающих), подтвержденных доказательствами, контрольные (надзорные) мероприятия переносятся на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения, если оценка соблюдения требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия не может быть проведена без присутствия контролируемого лица.

42. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение требований пожарной безопасности, в акте должно быть указано, какое именно требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения требований пожарной безопасности, должны быть приобщены к акту.

43. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта и подписывает его.

При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта в нем делается соответствующая отметка.

Контролируемое лицо уведомляется посредством направления ему акта заказным почтовым отправлением и (или) электронным документом по СЭД (при ее наличии у контролируемого лица) или иным способом, обеспечивающим фиксирование вручения акта.

44. В случае отсутствия выявленных нарушений требований пожарной безопасности при проведении контрольного (надзорного) мероприятия должностное лицо подразделения ГПН вправе выдать рекомендации по соблюдению требований пожарной безопасности, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

45. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений контролируемым лицом требований пожарной безопасности должностным лицом подразделения ГПН в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

выдается после оформления акта контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (далее - предписание) с указанием разумных сроков их устранения, а также других мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

принимаются меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений, предупреждением нарушений требований пожарной безопасности, предотвращением возможного причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью людей, окружающей среде, охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принимаются меры по обеспечению его исполнения.

46. В предписании указываются:

наименование и место нахождения объекта защиты, информация о контролируемом лице;

перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных документов, требования которых нарушены;

сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием контролируемого лица или его уполномоченного представителя;

подписи должностных лиц подразделения ГПН, проводивших проверку.

47. Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом подразделения ГПН в соответствии с характером нарушений, организационных, технических, материальных факторов, влияющих на их устранение.

Дата (период) проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в целях контроля исполнения предписания устанавливается должностным лицом подразделения ГПН в соответствии со сроками устранения нарушений, указанными в предписании.

48. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение предписания невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо подразделения ГПН может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение.

Решение об отсрочке исполнения предписания принимается уполномоченным должностным лицом подразделения ГПН в соответствии с главой V настоящего Порядка.

49. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям подразделением ГПН получаются:

при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;

при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.

50. При рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, должностным лицом подразделения ГПН проводится оценка их достоверности.

51. В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностным лицом подразделения ГПН при необходимости:

запрашиваются дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина, направившего обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;

запрашиваются у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений, однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным;

обеспечивается, в том числе по решению уполномоченного должностного лица подразделения ГПН, проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.