СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ДЕЛАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

60. Применение судом к военнослужащим нормативных предписаний, регулирующих порядок медицинского освидетельствования сотрудников полиции, явилось основанием для отмены судебного акта.

Решением Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 17 августа 2023 г., П. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил, помимо прочего, признать незаконным отказ начальника федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Военный институт) изменить основание его увольнения с военной службы с подпункта "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") на подпункт "г" пункта 1 статьи 51 названного федерального закона.

Кассационным определением кассационного военного суда от 10 апреля 2024 г. судебные акты в указанной части отменены, по делу принято новое решение о признании незаконным отказа начальника Военного института в изменении основания увольнения административного истца с военной службы и возложении на воинское должностное лицо обязанности повторно рассмотреть заявление П. об изменении основания увольнения его с военной службы.

Рассмотрев дело по кассационной жалобе административного истца, Судебная коллегия по делам военнослужащих кассационное определение по административному исковому заявлению П. отменила, дело направила на новое рассмотрение в кассационный военный суд.

Из материалов дела следует, что П. в период обучения с 1 августа 2018 г. в Военном институте по заключенному 1 октября 2019 г. контракту не ликвидировал в установленные сроки академическую задолженность за 7 семестр 2021/2022 учебного года по дисциплине "Физическая подготовка", что явилось основанием для ходатайства ученого совета Военного института от 2 марта 2022 г. об отчислении административного истца по неуспеваемости.

Приказом начальника Военного института от 4 марта 2022 г. П. уволен с военной службы в запас в связи с отчислением из военной образовательной организации высшего образования (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и с этой же даты исключен из списков личного состава института.

Заключением военно-врачебной комиссии Военного комиссариата Московской области от 16 февраля 2023 г. П. признан ограниченно годным к военной службе и установлено, что заболевание получено в период военной службы.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что административный истец в период обучения не обращался с просьбой к командованию о проведении медицинского освидетельствования и основания для его увольнения по состоянию здоровья в тот период отсутствовали. При этом законом предусмотрено безусловное увольнение с военной службы военнослужащего, отчисленного из образовательного учреждения по неуспеваемости.

Отменяя судебные акты и принимая новое решение об удовлетворении заявленных П. в части требований, суд кассационной инстанции указал, что при увольнении с военной службы у административного истца отсутствовали основания для подачи рапорта об увольнении по состоянию здоровья, а у командования - для направления его на медицинское освидетельствование.

При этом суд применил к спорным правоотношениям предписания абзаца третьего пункта 74 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе), в соответствии с которым граждане, проходившие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, освидетельствуются на момент увольнения заочно (по документам) независимо от причин и времени увольнения.

На основании этого суд кассационной инстанции пришел к выводу, что начальнику Военного института при обращении к нему П. об изменении основания увольнения следовало организовать проведение медицинского освидетельствования. Однако этого сделано не было.

Исходя из изложенного суд кассационной инстанции посчитал решения судов первой и апелляционной инстанций о правомерности действий начальника Военного института основанными на неправильном применении норм материального права.

Вместе с тем из содержания абзаца третьего пункта 74 Положения о военно-врачебной экспертизе следует, что его положения касаются проведения военно-врачебной экспертизы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в отношении граждан, поступающих на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции.

Однако П. в период обучения в Военном институте проходил военную службу и в отношении его, как на это правильно указано в кассационной жалобе представителя начальника Военного института, действовали предписания абзаца первого пункта 74 Положения о военно-врачебной экспертизе, согласно которому граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку без проведения освидетельствования или заявившие о несогласии с заключением военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе на момент их увольнения с военной службы, могут быть освидетельствованы заочно (по документам) военно-врачебными комиссиями соответствующих федеральных органов исполнительной власти для определения категории их годности к военной службе на момент увольнения с военной службы независимо от причин и времени увольнения.

Таким образом, кассационным военным судом при рассмотрении дела применены нормы материального права, не подлежащие применению, что является существенным нарушением норм материального права и само по себе не может быть основанием для отмены судебного акта.

Определение N 222-КАД24-7-К10

61. Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 205.5 УК РФ, если они совершены после официального опубликования сведений о признании соответствующей организации террористической и запрете ее деятельности на территории Российской Федерации по решению суда.

По приговору 2-го Западного окружного военного суда от 13 декабря 2023 г. с учетом изменений, внесенных апелляционным определением апелляционного военного суда от 17 апреля 2024 г., Л. осужден к лишению свободы, помимо части 3 статьи 30, статьи 275 и части 3 статьи 30, части 1 статьи 322 УК РФ, по части 3 статьи 30, части 2 статьи 205.5 УК РФ на срок 8 лет за покушение на участие в украинском военизированном объединении Легион "Свобода России" (другое используемое наименование "Легион Свобода России"), которое в соответствии с законодательством Российской Федерации признано террористической организацией. На основании части 2 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений окончательное наказание Л. назначено путем частичного сложения наказаний в виде лишения свободы на срок 13 лет с отбыванием первых 3 лет в тюрьме, а оставшейся части срока лишения свободы - в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на срок 1 год с установлением указанных в приговоре ограничений и возложением обязанности, а также со штрафом в размере 90 000 руб.

Судебная коллегия по делам военнослужащих, рассмотрев дело по кассационной жалобе защитника осужденного, судебные решения изменила, исключила из приговора покушение на участие Л. в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической, в период с 27 марта по 9 мая 2023 г. и смягчила наказание как по части 3 статьи 30, части 2 статьи 205.5 УК РФ до 7 лет 9 месяцев лишения свободы, так и по совокупности преступлений до 12 лет 10 месяцев с отбыванием первых 3 лет в тюрьме, а оставшейся части срока - в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере 90 000 руб. и с ограничением свободы на срок 1 год.

В обоснование приведены следующие доводы.

В судебном заседании установлено, что Л., будучи противником проведения специальной военной операции и придерживаясь идеологии украинского военизированного объединения "Легион Свобода России", решил принять участие в его деятельности путем участия в военных действиях против военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации. С этой целью он 27 марта 2023 г. по месту жительства отправил представителю организации анкету со своими персональными данными в качестве кандидата и электронные файлы удостоверяющих его личность документов, после чего 3 апреля 2023 г. представителем организации ему были предложены варианты самостоятельного прибытия к месту дислокации организации на территорию Украины. Приняв решение о прибытии путем незаконного пересечения государственной границы, Л. в период с 3 апреля по 24 мая 2023 г. разработал маршрут передвижения, совершил иные подготовительные действия и 24 мая 2023 г. приобрел билет на поезд до г. Москвы, откуда на автобусе проследовал в г. Брянск и 26 мая - в г. Трубчевск Брянской области. 27 мая 2023 г. Л. был задержан при попытке перехода государственной границы.

Установив указанные обстоятельства, суд правильно квалифицировал содеянное Л. по части 3 статьи 30, статье 275, части 3 статьи 30, части 2 статьи 205.5 и части 3 статьи 30, части 1 статьи 322 УК РФ.

При этом вывод о непрерывном и продолжительном характере действий Л., направленных на покушение на участие в деятельности террористической организации, суд обосновал в том числе исследованными в судебном заседании показаниями осужденного. Согласно этим показаниям Л. после принятия решения о вступлении в украинское военизированное объединение "Легион Свобода России" и отправки необходимых документов разработал и спланировал маршрут передвижения незаконного перехода границы Российской Федерации, для удобства отразил этот маршрут в фотоизображениях и видеороликах. Кроме того, он сделал рукописные записи о литературе, методических пособиях и инструкциях для военнослужащих армии Великобритании с целью их практического использования в ходе участия в боевых действиях в составе террористической организации. 24 мая 2023 г. он начал передвижение в сторону границы Российской Федерации.

Вместе с тем, определяя период покушения осужденного на участие в деятельности террористической организации с 27 марта по 9 мая 2023 г., суд оставил без внимания дату официальной публикации сведений о признании украинского военизированного объединения Легион "Свобода России" террористической организацией и запрете ее деятельности на территории Российской Федерации согласно вступившему в силу 25 апреля 2023 г. решению Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2023 г., что имеет существенное значение.

В силу требований части 1 статьи 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности ведет единый федеральный список организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими организациями, перечень которых подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации, в десятидневный срок со дня поступления копии соответствующего судебного решения в указанный федеральный орган исполнительной власти.

Следовательно, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 205.5 УК РФ, если они совершены после официального опубликования сведений о признании соответствующей организации террористической и запрете ее деятельности на территории Российской Федерации по решению суда.

Сведения о признании украинского военизированного объединения Легион "Свобода России" террористической организацией и запрете ее деятельности на территории Российской Федерации опубликованы в официальном периодическом издании "Российская газета" от 10 мая 2023 г., N 99 (9044).

При таких данных период участия Л. в данной организации с 27 марта по 9 мая 2023 г. подлежит исключению из объема предъявленного ему обвинения.

Определение N 222-УД24-77-А6