Практика применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Практика применения положений Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях

53. При решении вопроса о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ, для определения срока предоставления кандидатом итогового финансового отчета необходимо руководствоваться правилами, закрепленными в законодательстве о выборах и референдумах.

Постановлением мирового судьи К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию.

Решением судьи районного суда постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции решение судьи районного суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в районный суд.

По результатам нового рассмотрения решением судьи районного суда постановление мирового судьи, вынесенное в отношении К., оставлено без изменения.

Частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе за непредоставление кандидатом в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений.

Пунктом 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) предусмотрено, в частности, что кандидат не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязан представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.

В соответствии с пунктом 9 статьи 45 Закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации кандидат обязан представить в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет одновременно с представлением подписных листов и итоговый финансовый отчет не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда.

Согласно материалам дела основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации К. представил итоговый финансовый отчет в нарушение пункта 9 статьи 45 названного закона субъекта Российской Федерации по истечении установленного тридцатидневного срока со дня официального опубликования результатов выборов (в день, следующий за днем, в который истекли 30 дней).

Отменяя решение судьи районного суда об отмене постановления мирового судьи о назначении К. административного наказания, судья кассационного суда общей юрисдикции не учел положения пункта 4 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, которым предусмотрено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ количества дней; при этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней, и неверно рассчитал последний день представления финансового отчета.

Официальные результаты выборов опубликованы в печатном издании 15 сентября 2023 г. и размещены на официальном сайте избирательной комиссии.

Представление итогового финансового отчета должно осуществляться не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. При этом первым днем выступал день, следующий за днем после официального опубликования результатов выборов, в данном случае - 16 сентября 2023 г., следовательно, тридцатидневный срок истекал 15 октября 2023 г.

Вопреки выводам судьи кассационной инстанции, последним днем для представления итогового финансового отчета кандидата являлся день, следующий за днем, в который истекало 30 дней, то есть 16 октября 2023 г. (пункт 4 статьи 11.1 и пункт 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).

Следовательно, К. 16 октября 2023 г. своевременно выполнил требование, установленное законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Постановление N 73-АД24-4-К8

54. Истечение срока действия выданных компетентным органом иностранного государства транзитных знаков не образует в действиях водителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи районного суда и постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции, М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, М. просил отменить вынесенные в отношении его судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

В соответствии с частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками влечет лишение права управления транспортными средствами.

В силу пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при квалификации действий лица по части 4 статьи 12.2 КоАП РФ под подложными государственными регистрационными знаками следует понимать знаки:

не соответствующие требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, в части нарушений при их изготовлении требований национального стандарта Российской Федерации относительно технических условий и конструкторской документации;

изготовленные в соответствии с техническими требованиями государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), в которые были внесены изменения, искажающие нанесенные на них символы, в частности один из них, и допускающие иное прочтение государственного регистрационного знака;

соответствующие техническим требованиям государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), отличные от внесенных в регистрационные документы данного транспортного средства.

Вывод об управлении М. транспортным средством с подложными государственными регистрационными знаками и о совершении им административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ, мировой судья и судьи судов вышестоящих судебных инстанций сделали, исходя из того, что на автомобиле в момент, относящийся к событию административного правонарушения, были установлены транзитные знаки иностранного государства, срок действия которых истек; автомобиль на регистрационный учет в Российской Федерации не поставлен.

В ходе производства по делу М. отрицал факт совершения вмененного ему административного правонарушения, указывая на то, что транзитные знаки были выданы в установленном законом порядке в иностранном государстве предыдущему владельцу транспортного средства, которое он приобрел по договору купли-продажи после ввоза автомобиля на территорию Российской Федерации, в подтверждение чего представил соответствующие документы, включая электронный паспорт.

Приведенные выше сведения позволили сделать вывод о том, что установленный на транспортном средстве транзитный знак, выданный иностранным государством, не отвечает признакам подложного государственного регистрационного знака, поскольку не может быть признан таковым регистрационный знак транспортного средства другого государства, выданный компетентным органом и в установленном порядке.

Указания судебных инстанций на то, что на транспортное средство оформлен электронный паспорт с территорией обращения "Российская Федерация" и истечение срока действия транзитных знаков, которые были выданы на него ранее в иностранном государстве, основанием для признания их подложными не являются.

Данные, которые могли бы свидетельствовать об изготовлении транзитных знаков не на предприятии-изготовителе в установленном законом порядке, о наличии изменений, искажающих нанесенные на него (них) предприятием-изготовителем символы, о его (об их) выдаче при государственной регистрации другого транспортного средства, отсутствовали.

Таким образом, управление М. транспортным средством с транзитными знаками иностранного государства, срок действия которых истек, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах состоявшиеся постановления отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Постановление N 5-АД24-56-К2

55. Исключен Президиумом 19 ноября 2025 г.

56. Неисполнение контролируемым лицом обязанности по предоставлению необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения обязательных требований документов, перечисленных в решении о проведении проверки и требовании о предоставлении документов, является воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок и в случае невозможности проведения проверки подлежит квалификации по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи городского суда и постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор Общества Н. просил отменить судебные акты, вынесенные в отношении Общества, заявляя об их незаконности.

В ходе производства по делу установлено, что должностным лицом административного органа вынесено решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Общества по месту нахождения производственного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

В решении указано на необходимость в целях проведения проверки предоставить документы по производственному объекту. Решение о проведении проверки и требование о предоставлении документов направлены в адрес Общества.

В срок, установленный в названном требовании (в течение двух дней со дня его получения), истребуемые документы Обществом в административный орган не предоставлены; в удовлетворении ходатайства о продлении срока для предоставления документов отказано.

Указанное деяние квалифицировано должностным лицом административного органа по статье 19.7 КоАП РФ.

На основании обжалуемых судебных актов Общество привлечено к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ, которой установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных отдельными статьями Особенной части названного кодекса.

В то же время в силу пункта 5 части 8 статьи 73 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) в ходе выездной проверки в числе иных контрольных (надзорных) действий может совершаться истребование документов.

Согласно статье 80 Закона N 248-ФЗ под истребованием документов в целях этого закона понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации (часть 1).

В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Закона N 248-ФЗ (часть 10 статьи 65 этого закона).

Исходя из положений указанных правовых норм обязанность по представлению документов подлежала исполнению Обществом для обеспечения уполномоченным должностным лицом возможности оценки соблюдения им обязательных требований при осуществлении деятельности контрольных (надзорных) органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.

Документы истребованы у Общества для проведения проверки, их непредставление в установленный в требовании срок воспрепятствовало законной деятельности должностных лиц органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок и повлекло невозможность проведения проверки.

Данное деяние охватывается диспозицией части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных отдельными нормами названного кодекса, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, Общество уже привлечено к административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах вывод о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, не являлся обоснованным.

С учетом этого состоявшиеся постановления отменены, производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекращено.

Постановление N 11-АД24-47-К6

57. Направление работодателем в ненадлежащий орган уведомления о заключении трудового договора с гражданином, уволившимся в течение двух лет с государственной службы, не свидетельствует об исполнении обязанности по сообщению о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы, в связи с чем влечет административную ответственность работодателя по статье 19.29 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи районного суда и постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции, генеральный директор Общества П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, П. просил отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности.

В соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа.

В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 названного закона, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).

Согласно материалам дела в ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой, установлено, что Обществом, генеральным директором которого является П., к трудовой деятельности на условиях трудового договора на должность охранника привлечен Ш., ранее замещавший должность инспектора охраны федерального казенного учреждения (исправительной колонии) территориального органа ФСИН России.

Данная должность включена в перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом ФСИН России.

Вместе с тем уведомление о привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора Ш., замещавшего ранее должность, включенную в названный выше перечень, П. не направлено в установленный десятидневный срок представителю нанимателя Ш. по последнему месту его службы.

Таким образом, вывод судебных инстанций о наличии в бездействии генерального директора Общества П. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, признан соответствующим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В жалобе заявитель обратил внимание на то, что уведомление о привлечении к трудовой деятельности лица, замещавшего ранее должность, включенную в названный выше перечень, направлено непосредственно в федеральное казенное учреждение.

Однако эти действия не свидетельствуют о выполнении предусмотренной указанными нормами обязанности, поскольку такое уведомление не может считаться надлежащим.

В силу типового положения о территориальном органе ФСИН России территориальный орган возглавляет руководитель (начальник) территориального органа, назначаемый на должность и освобождаемый от должности директором ФСИН России.

Начальник такого органа принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о приеме на службу (работу) работников в территориальный орган ФСИН России и в подведомственные ему учреждения, приостановлении службы, об увольнении со службы лиц рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава до подполковника внутренней службы включительно.

Следовательно, мировой судья, с выводами которого согласились судьи вышестоящих судебных инстанций, обоснованно признал, что генеральный директор Общества П. располагал информацией о представителе нанимателя (работодателе) Ш. по последнему месту его службы, однако требуемое уведомление о заключении трудового договора в соответствующий адрес не направил.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов не установлено.

Постановление N 5-АД24-51-К2

58. Административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не может быть назначено лицу, не имеющему права управления транспортными средствами, и в том случае, если санкция подлежащей применению статьи Особенной части КоАП РФ предусматривает только этот вид административного наказания.

Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции, Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник просил об отмене судебных актов, вынесенных в отношении Б. по делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

В соответствии с частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками влечет назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами.

Основанием для привлечения Б. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах выводы о том, что Б. управлял принадлежащим Ц. транспортным средством, не состоящим на учете, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками.

Между тем мировым судьей при назначении Б. наказания в виде лишения права управления транспортными средствами не учтено, что исходя из разъяснений, изложенных в абзаце втором пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", к лицам, не имеющим права управления транспортными средствами, административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не применяется.

При совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами, административного правонарушения, не являющегося повторным в соответствии с диспозицией подлежащей применению статьи (части статьи) главы 12 КоАП РФ, устанавливающей в качестве единственного наказания лишение права управления транспортными средствами (например, часть 4 статьи 12.2, часть 6 статьи 12.5 КоАП РФ), его действия могут быть квалифицированы только как управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, - по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ (абзац второй пункта 10 указанного постановления Пленума).

Б. водительское удостоверение на право управления транспортными средствами не выдавалось, сведения об отсутствии у него водительского удостоверения содержатся в материалах дела.

Допущенное мировым судьей нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на выводы, сделанные по делу об административном правонарушении, повлекло назначение наказания, которое не могло быть Б. назначено.

В ходе рассмотрения дела судьей кассационного суда общей юрисдикции по жалобе на постановление мирового судьи указанные нарушения оставлены без внимания и соответствующей правовой оценки, в связи с чем состоявшиеся постановления отменены.

Постановление N 4-АД24-36-К1

59. Судья, которому поступило на рассмотрение дело об административном правонарушении, не вправе давать оценку законности определения об удовлетворении ходатайства о передаче материалов дела на рассмотрение по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

КоАП РФ не предусматривает возможности приостановления судьей течения срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи районного суда и постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции, В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник В. выразил несогласие с судебными актами, поставил вопрос об их отмене и о прекращении производства по делу.

В силу части 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что, разрешая ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, необходимо иметь в виду, что КоАП РФ не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин (подпункт "з" пункта 3).

Согласно материалам дела мировому судье в соответствии с требованиями статьи 24.4 КоАП РФ защитником В. было заявлено ходатайство о передаче материалов дела об административном правонарушении для рассмотрения по месту жительства В.

Определением мирового судьи ходатайство удовлетворено, дело передано на рассмотрение мировому судье судебного участка по месту жительства В.

Определением мирового судьи судебного участка по месту жительства В. дело возвращено мировому судье, которым было удовлетворено ходатайство В., со ссылкой на необоснованность направления данного дела по месту жительства лица, указанному в ходатайстве, поскольку документов, подтверждающих действительность проживания В. по приведенному в ходатайстве адресу, защитником представлено не было.

При этом данным определением судья приостановил течение срока давности привлечения лица к административной ответственности с момента вынесения этого определения и до поступления дела в соответствующий судебный участок.

Между тем мировой судья, которому поступило данное дело на рассмотрение, не вправе давать оценку законности определения мирового судьи, которым было удовлетворено ходатайство о передаче материалов дела на рассмотрение по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Более того, КоАП РФ не предусмотрено приостановление судьей течения срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно части 1.1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (часть 5 статьи 4.5 КоАП РФ).

При рассмотрении дела судьи районного суда и кассационного суда общей юрисдикции исходили из того, что срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливался и на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.

Такие выводы противоречат требованиям приведенных выше норм КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах обжалованные судебные акты отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Постановление N 29-АД24-12-К1