28. Объем электрической энергии, поставленной сетевой организацией в ветхие и аварийные дома, оборудованные общедомовыми приборами учета, подлежит определению на основании показаний этих приборов учета.
Сетевая организация обратилась в суд с иском к гарантирующему поставщику о взыскании задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, рассчитанной в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета электрической энергии (далее - ОДПУ).
Возражая против удовлетворения иска, гарантирующий поставщик указал на то, что оплатил переданную электрическую энергию исходя из утвержденных нормативов потребления в части потребителей, проживающих в ветхих и аварийных многоквартирных домах, оборудованных ОДПУ.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суды пришли к выводу о том, что обязательство гарантирующего поставщика перед сетевой организацией по оплате услуг по передаче электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества ветхих и аварийных многоквартирных домов, не может превышать размер обязательства конечных потребителей перед гарантирующим поставщиком, то есть ограничен нормативом потребления коммунальной услуги электроснабжения.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила принятые по делу судебные акты и направила дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды.
В связи с этим при новом рассмотрении спора суду необходимо привлечь уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и проверив расчет иска и возражения ответчика против этого расчета, определить стоимость услуг компании по передаче электрической энергии.
Определение N 307-ЭС23-21942
Ресурсоснабжающая организация обратилась с иском к обществу о взыскании стоимости доначисленного объема теплоносителя, ссылаясь на то, что в ходе осмотра узла учета, установленного в индивидуальном тепловом пункте (далее - ИТП) нежилого здания, принадлежавшего обществу, выявила неопломбированные краны (врезки) в верхней и нижней крышках фильтра грубой очистки (грязевика), через которые может осуществляться безучетное потребление теплоносителя. В связи с этим ресурсоснабжающая организация доначислила обществу объем теплоносителя, рассчитанный методом учета пропускной способности в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, заявленные требования удовлетворены.
Суды пришли к выводу о том, что общество не обращалось к ресурсоснабжающей организации с заявлением об опломбировке врезок (кранов), а заключенным между сторонами договором теплоснабжения возможность отбора теплоносителя из установленных до прибора учета врезок (кранов) не предусмотрена.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила принятые по делу судебные акты и отказала в удовлетворении требования ресурсоснабжающей организации по следующим основаниям.
Применение расчетного способа определения количества тепловой энергии, теплоносителя, использованных потребителем, предусмотрено пунктом 32 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034, в случае бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. При этом под бездоговорным потреблением тепловой энергии в соответствии с пунктом 29 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" понимается в том числе потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ для применения расчетного способа определения количества тепловой энергии ресурсоснабжающая организация была обязана доказать, что фильтр грубой очистки (грязевик) до проведения проверки не имел спускных устройств в верхней и нижней части либо эти устройства были ресурсоснабжающей организацией в установленном порядке опломбированы в целях недопущения отбора теплоносителя до прибора учета. Между тем в обоснование иска представлен только акт обследования о выявлении неопломбированных водопроводных кранов.
В возражениях против иска ответчик в числе прочего ссылался на то, что краны, установленные в верхней и нижней частях грязевика, являются единым конструктивным целым с ним и установлены в соответствии с проектной документацией.
Между тем вопреки требованиям части 1 статьи 65 АПК РФ истец приведенные обстоятельства не опроверг, в отзыве на иск настаивал на том, что ответчик не обращался к истцу с заявлением об опломбировке указанных кранов, утверждал, что грязевик как спускное устройство должен устанавливаться на подающем трубопроводе после прибора учета, а не до него, в судебном заседании возражал против назначения судом экспертизы.
В то же время ответчиком в материалы дела представлены копии актов допуска узла учета к эксплуатации, подписанных истцом в 2016 - 2020 гг. без каких-либо замечаний, касающихся возможности потребления тепловой энергии в обход узла учета, а также копия акта о готовности теплового пункта к эксплуатации 2021 года, содержащего отметку о наличии грязевиков в составе теплового оборудования, в котором при этом отсутствуют указания на ненадлежащее место установки грязевика и на несоответствие оборудования ИТП ответчика проектной документации либо иным нормативным требованиям. Аутентичность названных актов ответчиком ни в судах нижестоящих инстанций, ни его представителями в судебном заседании не оспаривалась.
Следовательно, в силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылался ответчик в обоснование своих возражений, должны считаться признанными истцом, поскольку они им прямо не оспорены и несогласие с ними не вытекает из иных доказательств, обосновывающих существо заявленных требований.
Таким образом, исходя из изложенного истец не обосновал свое требование наличием обстоятельств, с которыми действующее законодательство связывает применение расчетного способа определения объема потребленной тепловой энергии, а у судов не имелось оснований для удовлетворения иска.
Определение N 305-ЭС24-351
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей