16. Оценка выступлений (для пилотажных дисциплин)

16. Оценка выступлений

(для пилотажных дисциплин)

16.1. Общие положения.

16.1.1. Главный судья, его заместитель и все судьи по пилотажу должны заранее изучить копии комплексов известных и неизвестных программ каждого участника до начала полетов по программам соревнования.

16.1.2. Судья может пересматривать свои оценки только в том случае, если его оценочный лист все еще находится в его распоряжении или если об этом попросит главный судья. После ввода результатов в программу по подсчету очков, результаты попадают под юрисдикцию жюри. Все изменения, внесенные судьей в оценочный лист, должны быть им подписаны.

16.1.3. Судья по пилотажу обязан записывать все комментарии на листе оценок с указанием на существенные ошибки. Пометки могут быть сделаны в произвольной форме и, при необходимости, прокомментированы.

16.1.4. Судья не имеет права обсуждать выступления участников по телефону, радиосвязи и при помощи других средств связи с третьими лицами, как во время судейства, так и во время перерывов между выступлениями участников. Нарушение данного правила влечет исключение из судейского состава.

16.1.5. Вся деятельность ГСК, судейской коллегии и жюри, касающаяся судейства соревнования, является строго конфиденциальной.

16.1.6. В случае необходимости голосования внутри судейской коллегии относительно вопросов наказания (штрафов) в нем обязаны принять участие главный судья, заместитель главного судьи и все судьи по пилотажу.

16.1.7. В случае отсутствия согласия по вопросам применения наказания (штрафа) участнику, право решающего голоса имеет главный судья соревнования.

16.1.8. Любое проявление недопустимого поведения судьи, включая общение с третьими лицами, которые могут повлиять на его решение, являются причиной для удаления его из судейской коллегии по решению жюри.

16.2. Оценки за фигуры.

16.2.1. Судьи по пилотажу независимо друг от друга оценивают качество выполнения каждой фигуры по десятибалльной системе с точностью до 0,5 балла.

16.2.2. При оценке качества исполнения фигуры судья по пилотажу должен оценивать следующие критерии:

а) геометрия фигуры (рисунок, радиусы, углы, плоскость полета, направление);

б) точность выполнения, которая определяется оценочными критериями, изложенными в "Критериях судейства фигур высшего пилотажа";

в) наличие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры;

г) выполненная фигура должна соответствовать последовательности, обозначенной в формах A, B, C, L, R. За правильность изображения фигур несет ответственность спортсмен;

д) при оценке составной фигуры принимаются во внимание критерии судейства всех ее элементов, но оценка выставляется за фигуру в целом;

е) фигуры обратные оцениваются по тем же критериям, что и прямые;

ж) за любую фигуру, начатую за судьями, дается нулевая оценка.

16.2.3. Горизонтальный полет в конце исполнения фигуры считается моментом окончания предыдущей фигуры и началом следующей фигуры.

16.2.4. Очки за каждую фигуру вычисляются путем умножения коэффициента К для данной фигуры на оценку за качество выполнения данной фигуры.

16.2.5. Оценка "0" выставляется за фигуру:

16.2.5.1. "Численный ноль" (обозначается 0.0 в судейской записке) - суммарное снижение оценки достигает 10 баллов. Судья должен отметить в записке причину такой оценки.

16.2.5.2. Если судья считает, что выполненная фигура не соответствует заданным параметрам, которые не могут быть подтверждены как факт (штопорной срыв, величина скольжения на хвост и т.п.), фигура оценивается оценкой PZ ("ноль по восприятию"). Судья должен обозначить причину, по которой он поставил эту оценку. Главный судья должен убедиться, что PZ поставлен за фигуру и по причине, по которой эта оценка может применяться.

16.2.5.3. Оценка HZ ("твердый ноль") присваивается если:

а) любое отклонение от установленного направления превышает 90°;

б) за вираж с бочками или петлю с бочками, если:

вращение закончено, но 90° или более виража или петли еще надо выполнить;

вираж или петля выполнены, но 90° или более вращения еще надо выполнить;

в) любое другое отклонение от геометрии фигуры и/или линии пути и/или положения самолета превышает 90°;

г) пропущена установленная фигура или ее часть;

д) выполнена любая другая фигура, отличающаяся от изображенной в форме, используемой судьей (форма B или C, L или R);

е) фигура начата за судьями. Если судья считает, что фигура начата за головой судьи, соответствующая отметка должна быть сделана, но фигура должна быть оценена. Решение о том, была ли фигура выполнена за головами судей, принимается большинством голосов судей. Соответственно, оценки всех судей исправляются на HZ по решению большинства;

ж) любая часть фигуры не была видна, т.к. выполнялась за облаками. Если фигура была видима большинству судей, главный судья должен проинструктировать судей, не увидевших часть фигуры изменить их оценку с HZ на AV.

Если судья ставит за выполнение фигуры HZ, то:

а) он обязан отметить в судейской записке причину (факт), за который поставлена оценка;

б) в случае подтверждения факта главным судьей (с просмотром видеозаписи в случае необходимости), в записке главного судьи ставится оценка CHZ (подтвержденный ноль). Все другие оценки, данные судьями за эту фигуру, исправляются на 0 в соответствии с принятой программой обсчета результатов;

в) в случае если оценка HZ, была дана судьей неправильно, она исправляется на среднее значение в соответствии с принятой программой обсчета результатов.

В спорных случаях, если главный судья не может определить правильность оценки HZ из-за неточностей в правилах, вопрос направляется на решение жюри. После принятия жюри решения, оценки исправляются соответственным образом. В этом случае судьи не получают штрафных очков, влияющих на их рейтинг.

Если следующая за оцененной "0" фигура выполнена правильно в правильном направлении, она должна быть оценена нормальным образом.

Если полет участника был прерван по команде судьи по безопасности, все фигуры, выполненные до команды судьи оцениваются, за остальные участник получает "твердый ноль".

Если участник выполняет фигуру внутри или вне зоны пилотажа (квадрата) таким образом, что ее расположение не позволяет достаточно точно определить рисунок фигуры или положение самолета, снижение оценки на 2 балла должно применяться за каждый элемент фигуры, который не может быть должным образом оценен.

16.2.6. Видеоконтроль применяется только для определения "твердых" нулей в следующих случаях:

а) определение наличия или отсутствия вращения;

б) определение направления несвязанных вращений (в одну или в разные стороны);

в) определение типа колокола (отмашка вперед или назад);

г) определение количества фиксаций;

д) отсутствие или несоответствие фигуры;

е) определение наличия или отсутствия прерывания;

ж) определение правильности выполнения отмашек;

з) хронометража финальной программы.

16.2.7. Если судья по какой-то причине не видел или не может оценить фигуру, он отмечает ее оценкой A и эта оценка исправляется на среднее значение в соответствии с принятой программой обсчета результатов.

16.2.8. Оценка за качество выступления участника равна сумме очков за каждую фигуру комплекса.

16.3. Оценка за место пилотажа.

16.3.1. Участники должны стараться выполнять свои программы в пределах зоны пилотажа (квадрата) и симметрично относительно главной и вторичной (поперечной) оси.

16.3.2. В зависимости от высоты и природы выполняемой фигуры, существует также оптимальное расстояние от судей для расположения каждой фигуры. На этом расстоянии геометрические ошибки в фигуре и точный характер фигуры ясны и легко оцениваются.

Высшая оценка дается, когда центральная точка соревновательного полета находится над поперечной осью и каждая фигура оптимально расположена внутри зоны пилотажа.

16.3.3. Для определения оценки за место пилотажа судьи могут пользоваться системой пометок, приведенной в Таблице N 13. Данная система является рекомендуемой и призвана помочь судье последовательно оценивать выступления спортсменов.

Таблица N 13

Система пометок

Расположение фигуры

Пометка в судейской записке, графа "Pos"

Незначительное смещение:

левее идеального

"L" или "Л"

правее идеального

"R" или "П"

слишком близко к судьям

"N" или "Б"

слишком далеко от судей

"F" или "Д"

Значительное смещение:

левее идеального

"LL" или "ЛЛ"

правее идеального

"RR" или "ПП"

слишком близко к судьям

"NN" или "ББ"

слишком далеко от судей

"FF" или "ДД"

По окончанию комплекса эти пометки должны быть использованы судьей для определения снижения оценки за место пилотажа:

а) минус 0,5 балла за единичную букву;

б) минус 1 балл за двойную букву.

Пример: L, R, N, FF, LL и R соответствует снижению оценки на 4.0 балла.

16.4. Начисление штрафных баллов.

16.4.1. Штрафные баллы вычитаются из общей (усредненной) оценки.

16.4.2. Нарушения ограничений по высоте.

16.4.2.1. Участник, допустивший в процессе выполнения фигуры или части фигуры нарушение нижнего разрешенного предела высоты (200 м над квадратом), получит 70 штрафных баллов за эту фигуру.

16.4.2.2. Участник, допустивший в процессе выполнения фигуры или части фигуры нарушение нижнего предела высоты ниже 100 м над квадратом будет дисквалифицирован за этот полет.

16.4.2.3. При использовании HMD штраф в размере 70 баллов назначается, если первая фигура начинается выше 1200 м или этот предел превышен во время выполнения первой фигуры. Если верхний предел будет превышен во время последующей фигуры, то штраф не налагается. За начало фигуры принимается первое отклонение по вертикали от горизонтального полета или первая отмашка в горизонтальном полете.

16.4.2.4. При использовании HMD, судьи оценивают все фигуры независимо от высоты, при этом фиксируя все нарушения высоты, если они их наблюдают. Полет ниже 200 м будет фиксироваться главным судьей с начислением штрафных баллов. 70 штрафных баллов будет начислено за каждую фигуру, во время или до которой сигнал был получен сигнал о нарушении нижнего ограничения в 200 м.

16.4.2.5. В сомнительных случаях используется официальная видеозапись, на которой проверяется наличие звуковых сигналов от оборудования HMD для определения момента получения сигнала (до или после завершения фигуры). На основании этой проверки выносится решение о наложении или не наложении штрафа. При этом за окончание фигуры принимается момент, когда траектория полета переходит из кривой в горизонтальный прямолинейный полет или как только планер заканчивает горизонтальную линию между фигурами. В фигурах с вращением за окончание фигуры принимается окончание вращения в продольной оси.

16.4.2.6. Окончательное решение о применении или неприменении штрафа принимается главным судьей.

16.4.2.7. В случае, когда нижняя граница высоты контролируется при помощи оптического устройства, соответствующий судья на линии сообщает главному судье о факте нарушения в реальном времени по радиостанции.

16.4.2.8. В случае, когда судьи оценивают нарушение нижней границы высоты, каждый судья должен зафиксировать факт нарушения, но без изменения оценки за фигуру.

16.4.2.9. В случае, если большинство судей зафиксировало нарушение высоты в своих протоколах, на участника налагается штраф. Если в результате голосования нет необходимого большинства голосов судей, главный судья имеет решающий голос.

16.4.3. Нарушения зоны пилотажа (вылет за границы квадрата).

16.4.3.1. Нарушением зоны пилотажа (вылетом за границы квадрата) считается ситуация, когда линейный судья видит, что фюзеляж планера пересекает обозреваемую им линию, даже если это случается несколько раз на одной и той же фигуре. Нарушение засчитывается, если оно подтверждено обоими судьями на одной и той же линии.

16.4.3.2. За каждый вылет за границы квадрата более чем на 50 м, и за каждую фигуру, начатую более чем на 50 м, вне зоны пилотажа спортсмен получает штрафные очки.

16.4.3.3. Время вылета за границы квадрата будет определено двумя линейными судьями, находящимися на линии судей по пилотажу на наветренном и подветренном углах квадрата (фронтальная граница квадрата). Такие вылеты будут наказываться 2 баллами за каждую секунду вылета за границы.

Время вылета за пределы тыльной границы квадрата не регистрируется и не наказывается.

16.4.3.4. В случае, если участник пролетает за пределами угла квадрата, то общее время, записанное судьей на этом углу, принимается за правильное время для этого вылета за границы квадрата. Если два линейных судьи измеряют продолжительность вылета за пределы их общей границы квадрата по-разному, то штрафные баллы начисляются за среднее значение продолжительности вылета.

16.4.3.5. Все фигуры программы, даже если они были выполнены за границей зоны пилотажа, оцениваются, при этом на оценку за позиционирование влияют только значительные отклонения.

16.4.3.6. Фигуры, исполненные далеко за пределами зоны пилотажа, могут быть помечены оценкой PZ из-за плохой видимости их исполнения.

16.4.4. Вставки.

16.4.4.1. Вставкой считается любой маневр, предусматривающий изменение направления полета более чем на 90 градусов, который не указан в программе полета. К таким маневрам относятся:

а) маневр для возвращения в зону пилотажа;

б) любая лишняя фигура, не предусмотренная комплексом (например, полный разворот).

Маневры, не считающиеся вставками, перечислены ниже в пункте 16.4.4.2 настоящего раздела.

Каждая вставка наказывается 70 баллами штрафа.

16.4.4.2. Если из-за ошибки, допущенной в процессе исполнения предыдущей фигуры, пилоту требуется выполнить маневр для восстановления заданного направления полета, и при этом он уже получил оценку HZ за ошибочно исполненную фигуру, то штрафные баллы за такой маневр не вычитаются. Такая коррекция направления или ориентации не должна превышать 180 градусов (по направлению) или изменения положения более чем на половину крена или половину петли.

16.4.4.3. В планерных фигурах высшего пилотажа не используется обозначение остановки или прерывания в выполнении программы путем отмашки. Отмашка указывает на завершение программы.

16.4.4.4. Прерывание программы для набора высоты с использованием термических потоков наказывается дисквалификацией участника по выполняемой программе.

16.4.5. Нарушение ограничений для тренировочных полетов.

16.4.5.1. Попытки исполнения неизвестных программ в тренировочных полетах наказывается дисквалификацией участника до окончания соревнования.

16.4.5.2. Пилоту будет начислено 200 штрафных баллов за каждую исполненную фигуру, не предусмотренную комплексом.

16.4.6. Опоздание или неявка.

16.4.6.1. В случае опоздания без уважительной причины участника к вылету, определенному жеребьевкой по Программе 1, он получает предупреждение и 300 штрафных баллов за полет. Если же участник не появляется в отведенное для выполнения программы время, он не допускается до старта в данной программе.

16.4.6.2. В случае опоздания без уважительной причины участника к вылету, определенному жеребьевками по Программе 2, 3 и 4, участник не будет допущен к участию в этих программах. Исключения из этого правила могут быть сделаны только специальным решением жюри.

16.4.7. Нарушение порядка выполнения отмашек.

16.4.7.1. Отсутствие отмашек или нечеткие отмашки в начале и в конце выполнения комплекса наказываются 35 штрафными баллами.

16.4.7.2. Линейные судьи прекращают оценивать нарушения границ зоны пилотажа после первой отмашки, обозначающей окончание комплекса, или, в случае если отмашки не были видны, через 10 секунд после того, как планер покинул зону пилотажа после окончания выполнения последней фигуры комплекса.

16.4.8. Нарушение правил безопасности и опасное пилотирование.

Участники, допустившие нарушение правила полетов и/или опасное пилотирование, по рекомендации жюри дисквалифицируются директором соревнования. Главный судья, с согласия двух третей членов судейской коллегии, может прекратить выполнение полета участника, пилотирование которого было признано опасным. Данная мера может быть применена в любое время полета, от момента взлета, до момента приземления.

16.4.9. Штрафы за исполнение фигур.

16.4.9.1. При вычислении оценки за выполнение фигуры судья исходит из того, что за идеальное исполнение фигуры выставляется оценка 10, каждое замечание по исполнению фигуры понижает эту оценку в соответствии с правилами, изложенными ниже в настоящем пункте.

16.4.9.2. При завершении фигуры за каждое отклонение от правильного направления полета снимается 1 балл за каждые 5°.

16.4.9.3. Отсутствие горизонтальной линии в начале или в конце фигуры штрафуется на 1 балл для данной фигуры.

16.4.9.4. Горизонтальные линии оценивается по траектории полета, а не по наклону фюзеляжа планера относительно линии горизонта. Для пилотажа на планерах допускается наклон горизонтальной линии от 0° до 10° ниже линии горизонта.

16.4.9.5. Исходной точкой для вертикальных и 45-градусных линий является угол оси нулевого подъема относительно истинного горизонта. На вертикальных и 45-градусных линиях траектория полета подвержена влиянию ветра и должна игнорироваться при оценке чистоты этих линий.

16.4.9.6. Если во время полета в заранее заявленной плоскости (вертикальной, горизонтальной, с наклоном 45°) участник допускает крен относительно продольной оси, отметка уменьшается на 1 балл за каждые 5° отклонения.

16.4.9.7. Если фигура пилотажа имеет две или более линий, которые должны быть равной длины, то разница в длине линий должна штрафоваться:

а) видимая разница - на 1 балл;

б) длины выполненных линий различаются в отношении 1:2 - на 2 балла;

в) далее - до 3 баллов.

За основу берется длина первой выполненной линии.

16.4.9.8. Проворот вращения с последующим возвратом крыльев в требуемое положение (качок) влечет снижение оценки на 1 балл за каждые 5° проворота. То же самое относится к завершению петель или частей петель, если нос планера прошел через требуемое положение и затем возвращен на него (клевок).

16.4.9.9. Вращения в комбинации с виражами или петлями должны иметь постоянную угловую скорость от начала до конца. Каждая остановка вращения влечет снижение оценки на 2 балла. Видимое изменение скорости вращения влечет снижение оценки на 1 балл.

16.4.9.10. Если общее количество понижений оценки фигуры приводит к значению, меньшему, чем 0,5 балла, фигуре присваивается отметка 0.0 ("численный ноль"), в этом случае судья должен указать причину, по которой фигуре был выставлен 0.0.

16.5. Дисциплина "класс пилотажный неограниченный - фристайл".

16.5.1. Общие требования.

16.5.1.1. Для составления комплекса разрешено использование фигур, не входящих в каталог Арести.

16.5.1.2. При выполнении полетов в дисциплине "класс пилотажный неограниченный - фристайл" может использоваться музыкальное сопровождение и дымы (на планерах, оборудованных дымовой системой).

16.5.2. Оценка программы.

Судьи оценивают комплекс в целом по десятибалльной системе с точностью до 0,5 балла по десяти критериям, приведенным в Таблице N 14.

Таблица N 14

Критерии оценки фристайла

Критерий оценки

Коэффициент

Техническое достоинство:

160

Использование многих различных разделов полетного пакета

40

Использование аэродинамического управления и гироскопических сил

40

Чистота исполнения отдельных элементов маневра

40

Комбинация элементов маневров в широком разнообразии фигур, выполненных на разных осях и траекториях

40

Артистическое впечатление:

160

Доставляющее удовольствие и непрерывное течение фигур

40

Контрастные периоды динамических и грациозных маневров

40

Презентация индивидуальных фигур в их лучшей ориентации

40

Размещение индивидуальных фигур в их оптимальные позиции

40

Место пилотажа:

80

Симметрия

40

Зона пилотажа

40

Перевод баллов в очки по каждому критерию производится путем умножения на коэффициент сложности.

Оценка судьи за качество выступления участника равна сумме очков по каждому критерию.

Оценка за выступление участника равна оценке за качество минус суммарный штраф за нарушение пределов высоты и времени.

Для хронометража полетов по программе "класс пилотажный неограниченный неограниченный - фристайл" за начало программы принимается возвращение крыльев в первоначальное положение после третьей отмашки, за окончание программы принимается возвращение крыльев в первоначальное положение после третьей отмашки.

Хронометраж производится тремя судьями, за время выполнения программы принимается среднее арифметическое показаний трех хронометров.

16.6. Метод вычисления результатов.

16.6.1. Все оценки судей по пилотажу фиксируются в протоколах, которые регулярно собираются и контролируются помощниками судей и главным судьей.

16.6.2. По завершению оценки выполнения программы протоколы передаются для последующего подсчета результатов всех участников при помощи компьютерной программы Fair Play System (FPS), формирующей протокол результатов по программе.

16.6.3. При вычислении результатов отбрасываются наибольшее и наименьшее количество очков, данных судьями участнику за комплекс. Результат определяется как среднее арифметическое показателей оставшихся судей.