III. Организационные формы деятельности служб медиации и примирения в общеобразовательных организациях
III. Организационные формы деятельности служб медиации
и примирения в общеобразовательных организациях
Для эффективного функционирования Службы рекомендуется определить ее организационную форму, а также ее позиции независимости в отношениях с администрацией общеобразовательной организации и соотношения с принципами работы администрации общеобразовательной организации, а также контролирующих органов.
Организация Службы возможна как:
1. направление деятельности - компетентная реализация медиативного и восстановительного подходов специалистами в рамках их профессиональной деятельности;
2. орган общеобразовательной организации (по аналогии с комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или советом профилактики);
3. часть структурного подразделения общеобразовательной организации (например, структурный компонент социально-психологической службы);
4. самостоятельное структурное подразделение общеобразовательной организации.
В любом их этих вариантов Службу рекомендуется документально оформить и иметь собственную постоянную практику работы с конфликтными и иными проблемными социальными ситуациями в медиативном и (или) восстановительном подходе.
Службы в своей деятельности опираются на ценности и принципы медиации и восстановительного правосудия, используют набор техник, инструментов и способов реагирования на конфликты и общественно опасные деяния на концептуальной основе восстановительного и медиативного подходов. В рамках медиативного и восстановительного подходов конфликты и споры, возникающие в повседневном взаимодействии между участниками образовательных отношений, а также сложные коммуникативные ситуации могут разрешаться через восстановление способности людей самим сообща и ответственно разрешать свои ситуации без наказания, отвержения, коммуникативного давления, преимущественно силами сообщества, близких и уважаемых людей. Базовой единицей реализации медиативного и восстановительного подходов является личная встреча всех заинтересованных сторон для конструктивного решения проблемной ситуации, на которой стороны конфликта сами находят взаимоприемлемое решение. Проведение восстановительных и (или) медиативных программ для урегулирования конфликтов и улучшения отношений является основной деятельностью службы медиации и примирения образовательной организации.
Для анализа данной деятельности членам Службы рекомендуется вести журнал обращений для фиксации конфликтных случаев и результатов проведенной работы. При проведении медиации и (или) восстановительной программы по факту совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния ведущему восстановительных программ/медиатору важно понимать юридические последствия проведенной программы и информировать участников о способах учета результатов данной работы в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительных органах или суде.
Ниже представлены основные формы работы с конфликтами и спорными ситуациями.
Координатором (куратором, руководителем) Службы может стать педагогический работник общеобразовательной организации, который прошел обучение по программам дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации и (или) программы профессиональной переподготовки) по направлениям медиации и (или) восстановительному подходу не менее 72 академических часов и организует работу Службы.
Специалистом Службы (ведущим восстановительных программ) может стать педагогический работник общеобразовательной организации и родитель (законный представитель) обучающегося. Для них рекомендуется обучение по программе повышения квалификации по медиативному и (или) восстановительному подходу не менее 36 академических часов.
Деятельность Службы позволит создать условия для повышения уровня социальной и психологической безопасности и комфортности общеобразовательной среды. В результате продвижения восстановительного и медиативного подходов в образовательном пространстве должно быть сформировано сообщество ведущих восстановительных программ (медиаторов), устойчиво развивающееся и активно участвующее в распространении своего опыта.
Администрации общеобразовательной организации рекомендуется поддерживать координатора (куратора/руководителя) и специалистов активно и профессионально действующей Службы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875