III. Организационные формы деятельности служб медиации и примирения в общеобразовательных организациях

III. Организационные формы деятельности служб медиации

и примирения в общеобразовательных организациях

Для эффективного функционирования Службы рекомендуется определить ее организационную форму, а также ее позиции независимости в отношениях с администрацией общеобразовательной организации и соотношения с принципами работы администрации общеобразовательной организации, а также контролирующих органов.

Организация Службы возможна как:

1. направление деятельности - компетентная реализация медиативного и восстановительного подходов специалистами в рамках их профессиональной деятельности;

2. орган общеобразовательной организации (по аналогии с комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или советом профилактики);

3. часть структурного подразделения общеобразовательной организации (например, структурный компонент социально-психологической службы);

4. самостоятельное структурное подразделение общеобразовательной организации.

В любом их этих вариантов Службу рекомендуется документально оформить и иметь собственную постоянную практику работы с конфликтными и иными проблемными социальными ситуациями в медиативном и (или) восстановительном подходе.

Службы в своей деятельности опираются на ценности и принципы медиации и восстановительного правосудия, используют набор техник, инструментов и способов реагирования на конфликты и общественно опасные деяния на концептуальной основе восстановительного и медиативного подходов. В рамках медиативного и восстановительного подходов конфликты и споры, возникающие в повседневном взаимодействии между участниками образовательных отношений, а также сложные коммуникативные ситуации могут разрешаться через восстановление способности людей самим сообща и ответственно разрешать свои ситуации без наказания, отвержения, коммуникативного давления, преимущественно силами сообщества, близких и уважаемых людей. Базовой единицей реализации медиативного и восстановительного подходов является личная встреча всех заинтересованных сторон для конструктивного решения проблемной ситуации, на которой стороны конфликта сами находят взаимоприемлемое решение. Проведение восстановительных и (или) медиативных программ для урегулирования конфликтов и улучшения отношений является основной деятельностью службы медиации и примирения образовательной организации.

Для анализа данной деятельности членам Службы рекомендуется вести журнал обращений для фиксации конфликтных случаев и результатов проведенной работы. При проведении медиации и (или) восстановительной программы по факту совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния ведущему восстановительных программ/медиатору важно понимать юридические последствия проведенной программы и информировать участников о способах учета результатов данной работы в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительных органах или суде.

Ниже представлены основные формы работы с конфликтами и спорными ситуациями.

Ситуация

Формы работы

Конфликт между двумя обучающимися

Медиация (беседа/процедура)

Программа примирения

Конфликт между обучающимся и сотрудником образовательной организации

Медиация (беседа/процедура)

Программа примирения

Групповой конфликт между обучающимися (более двух участников)

Медиация (беседа/процедура)

Круг сообщества

Многосторонний конфликт с участием большинства учеников класса, класс поделился на враждующие группировки

Круг сообщества

Многосторонний конфликт с участием большинства учеников класса и большая часть класса объединилась против одного (травля)

Круг сообщества

Конфликт между конкретными обучающимися, в том числе с участием их родителей (законных представителей), например: обучающиеся и родители (законные представители) изначально не хотят мириться, настроены жаловаться, враждовать и так далее

Медиация (беседа/процедура)

Программа примирения

Развитие класса как команды. Профилактика возможных конфликтов. Формирование нового класса, слияние классов и т.п.

Профилактическая восстановительная программа

Конфликт между родителем и педагогом

Медиация (беседа/процедура)

Отсутствие партнерства школы и родителей

Профилактическая восстановительная программа

Конфликт на стадии эскалации с большим числом участников. В конфликт включились группы родителей, администрация образовательной организации, средства массовой информации, иногда уполномоченный по правам ребенка, правоохранительные органы, органы, осуществляющие частые жалобы в инстанции, обвинения (порой несоразмерные первоначальному конфликту)

Школьно-родительский совет

Восстановительная медиация между лично конфронтирующими участниками

Конфликт в семье

Медиация (беседа/процедура)

Отсутствие взаимопонимания между родителями и ребенком, ребенок совершает правонарушения, систематически пропускает по неуважительным причинам занятия, находится в социально опасном положении и пр.

Семейный совет (семейная конференция)

Медиация ребенок-родитель

Совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, в том числе с возбуждением уголовного дела либо рассмотрением ситуации на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Несовершеннолетний, находящийся в трудной жизненной ситуации, в конфликте с законом

Медиация (беседа/процедура)

Семейный совет (семейная конференция)

Программа по заглаживанию вреда

Конфликт между двумя педагогами

Медиация (беседа/процедура)

Программа примирения

Групповой конфликт между педагогами (более двух участников)

Медиация (беседа/процедура)

Круг сообщества

Напряженные отношения в педагогической команде (объединение разных педагогических коллективов в единый комплекс, назначение нового руководителя образовательной организации и т.п.)

Круг сообщества

Координатором (куратором, руководителем) Службы может стать педагогический работник общеобразовательной организации, который прошел обучение по программам дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации и (или) программы профессиональной переподготовки) по направлениям медиации и (или) восстановительному подходу не менее 72 академических часов и организует работу Службы.

Специалистом Службы (ведущим восстановительных программ) может стать педагогический работник общеобразовательной организации и родитель (законный представитель) обучающегося. Для них рекомендуется обучение по программе повышения квалификации по медиативному и (или) восстановительному подходу не менее 36 академических часов.

Деятельность Службы позволит создать условия для повышения уровня социальной и психологической безопасности и комфортности общеобразовательной среды. В результате продвижения восстановительного и медиативного подходов в образовательном пространстве должно быть сформировано сообщество ведущих восстановительных программ (медиаторов), устойчиво развивающееся и активно участвующее в распространении своего опыта.

Администрации общеобразовательной организации рекомендуется поддерживать координатора (куратора/руководителя) и специалистов активно и профессионально действующей Службы.