Введение

Детство является важным этапом развития человека и подготовки его к полноценной жизни в обществе. Ресурсная образовательная среда определяется системой условий для успешного обучения, становления личности и защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, психологическое и духовное развитие.

Утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 358 Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия безопасности) определяет цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения безопасности детей.

Среди основных задач в сфере профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них, Стратегией безопасности определяются следующие: реализация восстановительных технологий при работе с детьми (в том числе совершившими общественно опасные деяния, но не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность), включая развитие служб медиации (примирения) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; профилактика агрессивного поведения детей и их травли.

Восстановительные и медиативные технологии успешно встраиваются в систему воспитания, психолого-педагогического сопровождения и профилактической работы в системе образования, содействуя мирному урегулированию конфликтов среди участников образовательных отношений и предотвращению деструктивного сценария их развития и направлена на формирование целостной жизнестойкой личности ребенка.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации наблюдается тенденция к интеграции данных моделей как на уровне целей и задач, так и на уровне методов работы: специалисты служб и примирения, и медиации активно осваивают как чисто медиативные, так и восстановительные технологии. Актуальной стала задача планомерного и системного развития служб медиации и примирения на основе объединения восстановительного и медиативного подходов. Объединение методов, принципов и подходов обеих моделей дает больше возможностей участникам образовательных отношений в создании благоприятных условий для обучения и развития личности обучающихся.

Методические рекомендации по организации деятельности служб медиации и примирения разработаны во исполнение пункта 3 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 7 июля 2023 г. N 2 (далее - методические рекомендации).

Применение настоящих методических рекомендаций будет способствовать развитию школьных служб медиации и примирения в субъектах Российской Федерации (пункт 37 плана мероприятий по реализации Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2023 г. N 3233-р).

Они направлены на формирование единого подхода к организации деятельности в общеобразовательных организациях, а также на содействие развитию служб медиации и примирения в общеобразовательных организациях, повышению эффективности работы общеобразовательных организаций по профилактике деструктивного поведения обучающихся и последствий конфликтов и ситуаций с причинением вреда (в том числе травли) в образовательной среде.

Настоящие методические рекомендации адресованы руководителям и педагогическим работникам общеобразовательных организаций и могут быть использованы при организации службы медиации и примирения в общеобразовательных организациях.