6. Повышение качества жизни и финансовой обеспеченности граждан старшего поколения

6. Повышение качества жизни и финансовой обеспеченности

граждан старшего поколения

Экономическая устойчивость и достойная жизнь в старшем возрасте складываются из таких составляющих, как пенсионное обеспечение, меры социальной защиты, наличие занятости и уровень оплаты труда, доходы от предпринимательской деятельности, рента, проценты по банковским вкладам и сбережения.

С 2021 года прожиточный минимум для пенсионеров поступательно увеличивается. Так, в 2024 году он составил 13290 рублей (рост на 7,5 процента по отношению к 2023 году), а на 2025 год он установлен в размере 15250 рублей (рост по отношению к 2024 году составил 14,7 процента, что выше прогнозируемого по итогам 2024 года уровня инфляции).

Динамика численности пенсионеров, получающих страховые пенсии, определяется границами пенсионного возраста и требованиями к минимальной продолжительности страхового стажа и величине индивидуального пенсионного коэффициента.

С 1 января 2019 г. осуществляется поэтапное повышение возраста назначения страховой пенсии по старости с ежегодным увеличением возраста выхода на пенсию на 12 месяцев до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин к 2028 году. Для некоторых категорий граждан также на 5 лет увеличивается возраст досрочного выхода на пенсию. Возраст назначения социальной пенсии по старости нетрудоспособным гражданам повышается с 2019 года до 65 лет для женщин и до 70 лет для мужчин, который также начнет действовать с 2028 года.

Минимальный страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, с 2024 года составляет 15 лет, а минимально требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента с 2025 года составляет 30.

С 2019 года проводится политика индексации страховых пенсий неработающих пенсионеров не ниже уровня инфляции предыдущего года, с 1 января 2025 г. возобновлена индексация пенсий работающим пенсионерам.

С 1 января 2025 г. компенсационные выплаты к пенсии (страховой или по государственному пенсионному обеспечению) лиц, достигших 80 лет или являющихся инвалидами I группы (за исключением инвалидов с детства I группы, к пенсии которых выплачивается ежемесячная выплата в связи с осуществлением за ними ухода), в размере 1200 рублей включены в состав пенсии, получаемой такими лицами, в виде надбавки на уход. Надбавка на уход будет ежегодно индексироваться и увеличиваться на районный коэффициент в зависимости от района проживания пенсионера.

Необходимость дополнительного материального обеспечения лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, также учитывается при установлении им фиксированной выплаты к страховой пенсии. Фиксированная выплата устанавливается в размере, увеличенном в 2 раза.

С 2026 года предусмотрен механизм, устанавливающий возможность ежегодного увеличения страховой пенсии дважды в год:

с 1 февраля - на индекс роста потребительских цен за прошедший год;

с 1 апреля - исходя из роста доходов бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Ежегодно, с 1 августа, осуществляется перерасчет страховой пенсии работающих пенсионеров, который носит индивидуальный характер и зависит от уровня заработной платы работавшего в прошедшем году пенсионера и, соответственно, суммы внесенных за него работодателем страховых взносов.

Данный перерасчет осуществляется в беззаявительном порядке.

Социальные пенсии ежегодно индексируются с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.

В случае если пенсия оказывается ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, неработающему пенсионеру назначается социальная доплата к пенсии.

Для финансовой обеспеченности граждан старшего поколения государством реализуется программа формирования долгосрочных сбережений.

Программа формирования долгосрочных сбережений представляет собой финансовый продукт для граждан, пополнение которого при стимулирующей финансовой поддержке государства возможно как за счет личных средств граждан, так и за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в их пользу в системе обязательного пенсионного страхования.

Формирование гражданами добровольных долгосрочных сбережений позволит им в будущем иметь финансовый ресурс, который может быть использован на такие долгосрочные стратегические цели, как получение дополнительного периодического дохода при достижении пожилого возраста (пожизненно или на срок не менее 10 лет). Кроме того, сформированные средства могут быть использованы на оплату дорогостоящих видов лечения.

Государством осуществляется поддержка формирования долгосрочных сбережений путем софинансирования в течение 10 лет личных взносов граждан.

Одним из механизмов поддержки профессиональной и социальной активности граждан старшего поколения является их включение в образовательный процесс, учитывающий роль граждан старшего поколения в процессе образования в качестве как обучаемых, так и обучающих.

С 2019 года была введена специальная категория предпенсионеров, границы которой определяются возрастом на 5 лет меньше возраста назначения страховой пенсии по старости в текущем году.

Предпенсионеры имеют право на отдельные меры социальной поддержки, а также на участие в программах по поддержке занятости.

С 2019 года проводятся мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста. С 2020 года целевой возраст для участия в программах профессионального обучения и профессиональной подготовки расширен до 50 лет и старше.

Охват граждан старшего поколения, прошедших указанные программы обучения с 2019 года, увеличился в 9 раз. В общей сложности с 2019 года участниками таких программ обучения стали 483,8 тыс. граждан старшего поколения. В 2024 году количество граждан в возрасте 50 лет и старше, прошедших обучение, составило 71521 человек, из которых 67354 человека подтвердили занятость.

Содействие занятости граждан старшего поколения имеет большое значение как с позиции обеспечения доходов пожилых людей, использования имеющегося у них образовательного и трудового потенциала в интересах экономики страны, так и с точки зрения социализации пожилых людей, их интеграции в жизнь общества.