Важное место в сфере социальной поддержки граждан старшего поколения занимает система их социального обслуживания. В настоящее время в Российской Федерации социальные услуги гражданам старшего поколения предоставляют более 5 тыс. государственных организаций социального обслуживания.
Охват граждан старшего поколения социальными услугами ежегодно увеличивается. Так, в 2018 году социальными услугами было охвачено 3,4 млн. граждан, в том числе 1,3 млн. граждан старшего поколения, в 2023 году этот показатель увеличился в 2,4 раза и составил 8,4 млн. граждан, в том числе 3,9 млн. граждан старшего поколения. Такой тенденции способствовало развитие программ для граждан старшего поколения, работа мобильных бригад, внедрение таких новых социальных технологий помощи на дому, как "стационар на дому", "приемная семья для пожилого человека", "передышка".
К осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания населения в интересах граждан старшего поколения наряду с государственными учреждениями привлекаются негосударственные организации.
В 2019 году на рынке социальных услуг в сфере социального обслуживания осуществляли деятельность 1,3 тыс. негосударственных поставщиков, а в 2024 году - 2,3 тыс. негосударственных поставщиков.
Объем средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых негосударственным организациям на предоставление услуг в сфере социального обслуживания населения и социального сопровождения, с 2019 по 2024 год составил 135,3 млрд. рублей. За указанное время численность получателей социальных услуг, которым предоставлены услуги негосударственными поставщиками социальных услуг, увеличилась почти в 8 раз (с 352 тыс. человек в 2019 году до 2,8 млн. человек в 2024 году).
Для граждан старшего поколения и инвалидов, которым нужна постоянная круглосуточная помощь, строятся дома-интернаты нового типа.
Одновременно с этим внедряется новый формат работы - открытая социокультурная площадка, в том числе для граждан, проживающих на близлежащей территории, создаются благоприятные условия жизни, приближенные к семейным. За период с 2019 года введены 57 домов-интернатов нового типа для проживания 6 тыс. человек.
В рамках реализации федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Семья" до 2030 года планируется ввести в эксплуатацию 134 объекта стационарного социального обслуживания нового типа.
В 2021 году в Российской Федерации, по оценкам Научного центра мирового уровня "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала", 14,7 процента граждан в возрасте старше 60 лет имели хотя бы одно ограничение по шкале активностей повседневной жизни, связанное с передвижением по дому, приемом пищи, осуществлением личной гигиены и одеванием, использованием туалета, а 19,4 процента граждан в возрасте 60 лет и старше имели хотя бы одно ограничение по шкале инструментальных активностей повседневной жизни, связанное с приготовлением пищи и другими делами по дому, приемом лекарств, совершением покупок и оплатой счетов, использованием транспорта и телефона, а также с ориентацией в городе.
С 2018 года в Российской Федерации реализуется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения и инвалидами, нуждающимися в уходе, направленный на формирование системы оказания комплексных услуг гражданам с дефицитом самообслуживания и их родственникам в соответствии с их ключевыми потребностями.
На момент старта указанного пилотного проекта в 2018 году в нем участвовало 6 субъектов Российской Федерации (охват долговременным уходом составлял 7 тыс. человек), а в 2024 году - 89 субъектов Российской Федерации (173,2 тыс. человек). Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2025 году утверждена типовая модель системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения и инвалидами, нуждающимися в уходе.
Внедрение системы долговременного ухода показывает следующие значимые положительные эффекты:
организована работа 845 "школ ухода", в которых прошли обучение свыше 38,4 тыс. граждан, осуществляющих уход;
функционируют 911 пунктов проката технических средств реабилитации, услугами которых воспользовались 46,3 тыс. человек;
трудоустроены свыше 16,6 тыс. ранее не работавших родственников, ухаживающих за гражданами старшего поколения и инвалидами, нуждающимися в уходе;
получили возможность сохранить занятость более 8,9 тыс. родственников, осуществляющих частичный уход за гражданами старшего поколения и инвалидами, нуждающимися в уходе;
создано дополнительно порядка 47 тыс. рабочих мест (помощников по уходу), на которых помощниками по уходу работают в том числе 14,7 тыс. человек из числа родственников граждан старшего поколения и инвалидов, нуждающихся в уходе, остальные рабочие места заняты квалифицированными социальными работниками.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" запланировано увеличение к 2030 году численности граждан старшего поколения и инвалидов, получающих услуги долговременного ухода, не менее чем до 500 тыс. человек. В 2025 году охват долговременным уходом составит свыше 174 тыс. человек.
Дальнейшее увеличение охвата граждан старшего поколения и инвалидов, нуждающихся в уходе, имеющих полную и значительную утрату к самообслуживанию, является ключевым приоритетом государственной социальной политики, который окажет существенное влияние на улучшение качества жизни граждан старшего поколения, нуждающихся в уходе, рост занятости и доходов у их родственников, которые в настоящее время "выпадают" из рынка труда.
Для создания достойных условий жизни законодательно закреплено понятие сопровождаемого проживания инвалидов как альтернативы домам-интернатам. Введены новые виды занятости - сопровождаемая трудовая деятельность и социальная занятость инвалидов.
Одним из направлений поддержки граждан старшего поколения является нормативное закрепление их прав на получение правовой поддержки в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. В 2024 году дополнительные гарантии бесплатной юридической помощи для граждан пенсионного и предпенсионного возраста установлены в законах 32 субъектов Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2025 г. численность граждан старшего поколения, получивших юридическую помощь, составила более 1 млн. человек. Особое внимание уделяется вопросам предупреждения совершения мошеннических действий в отношении граждан старшего поколения.
Политика реабилитации и абилитации инвалидов, их социальной адаптации занимает особое место в системе мер, направленных на поддержку граждан старшего поколения. В 2023 году в Российской Федерации проживало около 11 млн. человек с инвалидностью, из них 5,3 млн. человек пенсионного возраста (старше 65 лет), среди которых I группа инвалидности установлена 0,7 млн. человек, II группа - 2,4 млн. человек, III группа - 2,2 млн. человек.
Численность инвалидов пенсионного возраста в период с 2021 по 2023 год уменьшилась с 5,7 млн. человек до 5,3 млн. человек, что соответствует динамике снижения численности граждан старшего поколения (с 37,2 млн. человек в 2021 году до 35,8 млн. человек в 2023 году). Ежегодно в учреждения медико-социальной экспертизы для определения инвалидности обращаются около 2 млн. человек.
Инвалидность при первичном освидетельствовании чаще устанавливалась лицам пенсионного возраста, их доля в 2023 году составила 62,1 процента. При этом их абсолютное число с 2021 по 2023 год стабильно увеличивалось с 309,1 тыс. человек до 450,4 тыс. человек.
При первичном освидетельствовании лиц пенсионного возраста доля инвалидов III группы составляет 40 процентов, доля инвалидов II группы - 36 процентов, доля инвалидов I группы - 24 процента.
Среди причин первичной инвалидности взрослого населения, в том числе лиц пенсионного возраста, в течение последних лет превалируют злокачественные новообразования - 37,2 процента, болезни системы кровообращения - 33,4 процента и болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - 5,7 процента.
С 1 июля 2022 г. медико-социальная экспертиза гражданину может проводиться как без личного присутствия гражданина, так и с его личным присутствием, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения. Как следствие, 80 процентов решений учреждений медико-социальной экспертизы принимаются в заочном формате. С 1 июня 2023 г. проведение медико-социальной экспертизы возможно дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, а также внедрены дистанционные формы осуществления обжалований и проведения консультаций экспертов.
С 1 марта 2025 г. начался поэтапный переход реабилитационных организаций к реализации мероприятий и оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами, полный переход к работе в соответствии с которыми в субъектах Российской Федерации должен быть обеспечен до 1 января 2030 г.
Важной темой остается вопрос обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, за которыми ежегодно обращается более 1 млн. граждан.
В 2021 году были полностью переработаны и оптимизированы все способы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе предусмотрена возможность подачи инвалидом заявления о предоставлении технического средства реабилитации через личный кабинет федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" без необходимости личной явки и представления оригиналов документов. Данная услуга предоставляется по экстерриториальному принципу (в любом территориальном подразделении органа, предоставляющего эту услугу, по выбору заявителя).
Кроме того, с 2021 года в федеральный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам за счет средств федерального бюджета, дополнительно включены вспомогательные электронные средства ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, а также расширена номенклатура ходунков и кресел-колясок для инвалидов.
С сентября 2021 г. внедрен механизм формирования электронных сертификатов на приобретение технических средств реабилитации. Количество организаций, реализующих товары из числа технических средств реабилитации с использованием электронных сертификатов, составляет более 1 тыс. организаций, число активных точек продаж таких товаров - более 3 тыс., включая 244 интернет-магазина. На конец 2024 года сформировано более 2 млн. электронных сертификатов на приобретение технических средств реабилитации.
В связи с введением платных парковочных пространств в субъектах Российской Федерации на основе федерального реестра инвалидов введен сервис для реализации права инвалидов на бесплатную парковку. Им воспользовались более 1,4 млн. граждан.
Значимый шаг сделан к переходу на проактивное предоставление мер поддержки для инвалидов. Назначение пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты может осуществляться в беззаявительном порядке.
Реализация в Российской Федерации мер по развитию систем социального обслуживания, долговременного ухода, реабилитации, абилитации и социализации инвалидов должна быть продолжена до достижения более выраженных позитивных изменений в жизни граждан старшего поколения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875