3. Внутренние сценарные условия и перспективы развития топливно-энергетического комплекса
Топливно-энергетический комплекс как одна из базовых отраслей экономики страны стоит не только перед значительными внешними вызовами в части трансформации экспортных рынков сбыта, но и перед внутренними задачами по опережающему развитию и модернизации для удовлетворения потребностей растущего спроса в энергии, адаптации инфраструктуры топливно-энергетического комплекса к рискам и возможностям, связанным с изменениями климата, и содействия социально-экономическому развитию Российской Федерации. В зависимости от решения поставленных задач траектория развития топливно-энергетического комплекса может варьироваться.
В части добычи и экспорта нефти при сохранении текущих тенденций имеются значительные риски сокращения объемов производства - стресс-сценарий и инерционный сценарий. Причинами данных рисков являются ухудшение геолого-физических характеристик разработки действующих месторождений и рост доли трудноизвлекаемых запасов на фоне сохранения текущего уровня добычи углеводородов при значительной доле валовых рентных налогов по отношению к выручке. В связи с этим затраты на добычу увеличиваются и доля нерентабельных запасов в структуре ресурсной базы растет. В случае реализации этих сценариев объемы добычи нефти в России будут достаточны для удовлетворения внутреннего спроса, однако это приведет к сокращению роли России на мировом рынке, а значит, и ее возможности балансировки мирового спроса и предложения и возникновению рисков для работы системы магистральных нефтепроводов.
Россия обладает значительным нераскрытым ресурсным потенциалом для поддержания добычи нефти и газового конденсата на уровне не менее 540 млн. тонн в год и наращивания свободных мощностей для возможности гибкого реагирования на изменение мирового рынка - целевой сценарий. Для этого необходимо создавать условия для ввода нерентабельных запасов, которые составляют более 10 млрд. тонн, в особенности на сложных объектах с низкой проницаемостью с применением горизонтального бурения, с гидравлическим разрывом пласта в выработанных месторождениях, с применением третичных методов нефтеотдачи пласта, повышения коэффициента извлечения нефти, что позволит вовлечь в разработку более 5 млрд. тонн запасов и обеспечит развитие новых регионов добычи, которые дадут около 80 млн. тонн добычи на горизонте 2036 года.
Согласно целевому сценарию нефтяная отрасль будет развиваться в направлении, предполагающем 100-процентное восполнение минерально-сырьевой базы, использование искусственного интеллекта в геологоразведочных работах и в целом на производстве. Развитие новых классов запасов, в том числе путем освоения новых регионов и шельфа, будет способствовать поддержанию добычи на целевом уровне. Внедрение конвейера инноваций как связующего звена между наукой, производством и потребностями рынка в отрасли создаст сотни инновационных продуктов для всех отраслей, в том числе за счет внедрения передовых цифровых решений.
Отрасль также станет двигателем пространственного развития. Нефтяные компании освоят и разовьют стратегически важные регионы, такие как Арктика, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Компании будут обеспечивать социально-экономическое развитие и в других регионах присутствия по всей стране. Для достижения целевых показателей по добыче также необходимо развитие логистики, которое подразумевает расширение экспортной инфраструктуры. Торговые потоки и инвестиции нефтяной отрасли свяжут Российскую Федерацию со странами глобального Юга, обеспечат создание независимых от односторонних ограничительных мер финансовых и логистических систем.
В нефтепереработке завершение реализуемых и запланированных проектов модернизации нефтеперерабатывающих заводов увеличит выход светлых нефтепродуктов с 64 процентов до 72 процентов, что позволит нарастить мощности по производству моторного топлива и гарантированно обеспечить удовлетворение внутреннего рынка нефтепродуктами. В целевом сценарии развитие альтернативного транспорта будет способствовать сокращению темпов роста спроса на автомобильный бензин и дизельное топливо и диверсификации автопарка за счет роста доли электротранспорта, автомобилей на газомоторном топливе и в перспективе на водородном топливе с 1 процента до 14 процентов. При этом за счет роста объема перевозок и увеличения автомобилизации физический объем спроса на моторное топливо значительно не изменится.
В результате с учетом удовлетворения спроса на внутреннем рынке объемы переработки нефти в России на горизонте до 2050 года будут зависеть от возможности эффективной реализации экспортного потенциала. В целевом сценарии ожидается сохранение объемов переработки на уровне не менее 283 млн. тонн в год.
В инерционном сценарии оценивается риск сокращения экспортной ниши и роста конкуренции в мире, что приведет к оптимизации объема нефтепереработки до 272 млн. тонн в 2036 году. При этом с учетом модернизации данный объем будет полностью покрывать потребности внутреннего рынка.
В нефте- и газохимии инерционный сценарий предполагает реализацию проектов, находящихся в стадии строительства, с учетом рисков относительно поставок оборудования. В этом сценарии производство крупнотоннажных полимеров составит не менее 10 млн. тонн в 2036 году и не менее 14 млн. тонн в 2050 году.
Реализация всех заявленных проектов плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года (целевой сценарий) позволит к 2036 году производить 14 млн. тонн крупнотоннажных полимеров, в 2050 году - 18 млн. тонн. Это приведет к увеличению доли вовлечения легкого углеводородного сырья, направляемого на нефтехимию, до 45 процентов к 2036 году и сокращению доли импорта на быстрорастущем внутреннем рынке полимеров. Развитие более 20 новых цепочек средне- и малотоннажной химии позволит максимизировать стоимость сырья в 5 - 6 раз.
В газовой отрасли ключевыми направлениями развития являются нивелирование негативных последствий отказа стран Европейского союза от сотрудничества и экономически эффективное удовлетворение увеличивающегося спроса на газ внутри страны с учетом использования наилучших доступных технологий в части сокращения фугитивных выбросов. В целевом сценарии предполагается двукратный рост объемов экспорта относительно уровня 2023 года за счет развития трубопроводной инфраструктуры и реализации запланированных проектов по производству сжиженного природного газа. Это позволит на 100 процентов переориентировать экспорт на новые рынки по сравнению с 2023 годом. Одновременно будет продолжаться реализация мероприятий по газификации, включая догазификацию в зоне Единой системы газоснабжения и расширение ее на негазифицированные регионы Восточной Сибири, Дальнего Востока и Арктики, а также по экономически эффективному удовлетворению растущего спроса на газ промышленных потребителей и транспорта с увеличением доли автотранспорта на газомоторном топливе более чем до 10 процентов.
Для обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации необходимо поддержание технологического единства, надежности, управляемости, непрерывности и безопасности работы Единой системы газоснабжения, Единой энергетической системы России и системы магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Использование искусственного интеллекта в геологоразведочных работах и в целом на производстве, а также развитие трудноизвлекаемых запасов позволят вовлечь в разработку более 5 трлн. куб. метров неразрабатываемых запасов с уровнем добычи более 50 млрд. куб. метров. В результате объем добычи природного газа на горизонте до 2050 года может превысить 1 трлн. куб. метров.
Совокупность всех имеющихся возможностей угольной отрасли позволяет достичь к 2050 году добычи в объеме более 600 млн. тонн (3 - 4-е место в мире) и занять четвертую часть международного рынка (2-е место). Реализации амбициозных показателей будет способствовать в первую очередь развитие новых кластеров добычи на востоке страны.
Продолжение энергетического сотрудничества позволит укрепить и развить движение к усилению влияния России в международной торговле углем.
Рост обогащения и дальнейшее улучшение качественных показателей российской угольной продукции будут способствовать как увеличению доли и занятию новых ниш на мировом рынке, так и сохранению объемов потребления на внутреннем рынке, в том числе угольной генерации в Сибири и на Дальнем Востоке.
Существенным вкладом в развитие угольной промышленности в сложившейся климатической парадигме станет ставка на увеличение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инновации, промышленную безопасность, чистые технологии производства угля и угольной продукции, в том числе путем реализации углехимических проектов. В результате выбросы парниковых газов в угледобыче и обогащении к 2050 году снизятся на 25 процентов.
На формирование будущего образа угольной отрасли значительное влияние будет оказывать развитие удаленных от экспортных рынков традиционных угледобывающих регионов. Решение вопросов ограничений пропускной способности инфраструктуры, координации интересов вовлеченных сторон сферы перевозки грузов, снижения текущих высоких логистических затрат позволит в целевом сценарии увеличить объемы экспорта и эффективно реализовать ресурсный потенциал угольной отрасли Российской Федерации даже в условиях сужающегося мирового спроса. Развитие внутреннего рынка угля будет происходить с учетом реализации программ газификации регионов.
Ключевым направлением развития электроэнергетики будет развитие энергосистемы для обеспечения опережающего покрытия темпов роста спроса на электроэнергию с учетом трансформации экономики и промышленности России, а также модернизация и внедрение современных технологий, обеспечение надежности энергоснабжения потребителей, в том числе в целях повышения экологической и экономической эффективности.
К 2050 году отрасль электроэнергетики в России достигнет значительной трансформации, обусловленной растущим объемом потребления электроэнергии, которое согласно целевому сценарию возрастет более чем на 42 процента по отношению к 2023 году за счет дополнительного потребления реализуемых в промышленности проектов, направленных на импортозамещение и удовлетворение внутреннего спроса, реализации крупных инфраструктурных проектов, включая развитие железных дорог и увеличение использования автомобильного электротранспорта, стремительного развития технологий обработки данных, таких как центры обработки данных, и применения искусственного интеллекта.
Для обеспечения растущих потребностей экономики потребуется реализация комплексных мероприятий по модернизации и развитию энергосистемы, включающих в себя строительство новых объектов генерации и модернизацию существующих для повышения их эффективности и надежности, а также развитие возобновляемых источников энергии, которые будут способствовать диверсификации энергетического баланса и внедрению новых технологий.
В результате планируется увеличение доли атомной генерации в общей выработке электроэнергии до 25 процентов. Кроме того, особое внимание будет уделено развитию возобновляемых источников энергии (в том числе гидроэлектростанций) - установленная мощность этих видов генерации вырастет более чем на 40 процентов по отношению к 2023 году.
Усиление межсистемных электрических связей Единой энергетической системы России будет одним из ключевых элементов интеграции региональных энергетических систем, позволяющих оптимизировать распределение электроэнергии и повышать ее надежность. Кроме того, необходимо повысить уровень технического состояния объектов распределительного сетевого комплекса, в том числе в части модернизации оборудования, внедрения цифровых технологий и автоматизированных систем управления. В соответствии с целевым сценарием планируется сокращение уровня потерь в электрических сетях до 7,3 процента.
В целевом сценарии развитие отраслей топливно-энергетического комплекса будет обеспечиваться с учетом достижения национальных целей в области климатической политики.
В результате таких мероприятий отрасль электроэнергетики будет готова эффективно реагировать на вызовы будущего, обеспечивая устойчивый и стабильный рост в интересах экономики и общества в целом.
В части климатической повестки основными направлениями являются достижение национальных целей в области климатической политики.
Совершенствование методологического обеспечения государственной политики в области энергосбережения и повышение энергоэффективности отраслей топливно-энергетического комплекса будут способствовать сокращению негативного влияния на окружающую среду и достижению национальных целей в области климатической политики.
Развитие новых технологий будет способствовать достижению национальных целей в области климатической политики, технологической независимости и повышению конкурентоспособности российского топливно-энергетического комплекса. В целевом сценарии развитие отраслей топливно-энергетического комплекса будет обеспечиваться с учетом достижения национальных целей по снижению выбросов парниковых газов.
Достижение целевого сценария невозможно без обеспечения соответствующими услугами и продукцией смежных отраслей промышленности, реализации программ развития технологического суверенитета и кадрового резерва отраслей топливно-энергетического комплекса. Это позволит обеспечить поступательное развитие отраслей энергетики на горизонте 25 лет и прогнозируемую и масштабную отраслевую потребность в оборудовании, технологиях и услугах, в том числе инжиниринговых, для смежных отраслей.
Технологический суверенитет к 2050 году обеспечит замещение более 1500 позиций критически необходимого оборудования, развитие передового машиностроения в нефтегазохимии и в области сжиженного природного газа. Наработанные знания и компетенции позволят обеспечить экспорт технологий.
Обеспечение круглогодичных поставок по Северному морскому пути позволит достичь целевых показателей по экспорту и добыче углеводородного сырья.
В электроэнергетике развитие технологий расширения параметров передачи электрической энергии и новых продуктов ключевого оборудования отечественного производства будет способствовать достижению целевых объемов выработки и передачи электрической энергии.
В угольной отрасли приоритетным направлением развития является экологичная и безопасная отработка запасов. Для обеспечения суверенитета отрасли потребуются комплексная программа подготовки инженерных кадров и стандарты квалификации работников.
Цифровая трансформация путем автоматизации и роботизации позволит увеличить долю автоматизации процессов до 70 - 80 процентов, а совокупный уровень промышленной роботизации - до 60 - 70 процентов. Цифровые двойники активов предприятий позволят нарастить долю инженерных изысканий, выполняемых искусственным интеллектом, до 30 - 40 процентов, что повысит качество и оперативность принятия решений. Совокупное применение всех проектов позволит в 1,5 - 2 раза повысить производительность труда.
Детализация задач и мероприятий по отдельным направлениям для достижения целевого сценария развития топливно-энергетического комплекса представлена в разделе IV настоящей Стратегии.
Реализация задач и мероприятий для достижения целевого сценария развития топливно-энергетического комплекса в том числе связана со следующими рисками:
значительные изменения конъюнктуры экспортных рынков по сравнению с целевым сценарием развития мировой энергетики;
усиление неправомерных односторонних ограничительных мер в отношении отраслей топливно-энергетического комплекса, а также смежных отраслей и дружественных стран;
недостаточный объем финансирования для реализации запланированных мероприятий и проектов;
расширение видов и способов совершения преступлений и правонарушений в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе с использованием информационных технологий), направленных на причинение экономического ущерба интересам государства, населения и организаций топливно-энергетического комплекса, а также на дестабилизацию энергетической отрасли;
импортозависимость от номенклатурного ряда промышленной продукции;
вывод активов организаций топливно-энергетического комплекса в иностранные юрисдикции;
недостаточная мобилизационная готовность организаций топливно-энергетического комплекса (в условиях ограниченного государственного контроля и регулирования) к устойчивому функционированию и стабильному топливо- и энергоснабжению потребителей в различных условиях;
недостаточный уровень межотраслевой кооперации между топливно-энергетическим комплексом и организациями, осуществляющими деятельность в смежных отраслях экономики;
климатические риски для топливно-энергетического комплекса.
Для управления вышеуказанными рисками, а также рисками, появляющимися в процессе реализации настоящей Стратегии, в рамках плана мероприятий по реализации настоящей Стратегии будет осуществляться мониторинг рисков и их влияния на достижение целевых показателей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875