Электроэнергетика

Построение современной электроэнергетики страны базируется на принципах, которые были заложены еще при подготовке и реализации плана развития электроэнергетической отрасли, разработанного Государственной комиссией по электрификации России и принятого 22 декабря 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов:

концентрация производства и распределения энергии на базе крупных электростанций;

строительство высоковольтных электрических сетей, соединяющих крупные электростанции в единые мощные энергетические системы, обслуживающие крупные экономические районы;

строительство теплоэлектроцентралей как основы централизованного энергоснабжения крупных городов и промышленных комплексов.

Последующее развитие страны и электроэнергетики подтвердило справедливость и обоснованность указанных принципов и подходов с точки зрения повышения эффективности энергосистемы, а также обеспечения стабильности и надежности энергоснабжения потребителей. Крупная генерация энергии позволяет минимизировать топливные затраты, развитие электросетей - обеспечить стабильность и надежность энергоснабжения, оптимизировать резерв генерирующей мощности и повысить эффективность объектов генерации за счет расширения зоны обслуживания и подключения к ним новых потребителей, эксплуатация теплоэлектростанций значительно повышает эффективность энергетической установки, тем самым увеличивая эффективность и снижая затраты потребителей на электро- и теплоснабжение.

В вопросах развития электроэнергетики необходимо последовательно выступать за сохранение существующей структуры отрасли, основу которой составляют крупные электростанции, функционирующие в рамках Единой энергетической системы России.

В вопросах развития сферы теплоснабжения необходимо придерживаться ранее сформированных в Федеральном законе "О теплоснабжении" и реализуемых принципов организации отношений, в том числе:

обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения;

развитие систем централизованного теплоснабжения;

обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;

обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.

Реализация указанных принципов организации теплоснабжения, а также обеспечение существующих и потенциальных потребителей тепловой энергии с учетом целевых планов по жилищному строительству будет достигаться путем комплексной реализации настоящей Стратегии и Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р, задающей темпы ввода жилой и общественно-деловой застройки, развития и модернизации коммунальной инфраструктуры.

В целях соблюдения указанных подходов в электроэнергетике на период до 2050 года предлагается решить следующие задачи:

повышение надежности и качества электроснабжения потребителей и создание условий для повышения технической независимости функционирования электроэнергетической системы России (позволит обеспечить бесперебойное и надежное энергоснабжение потребителей, повысить уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации и представителей бизнес-сообществ качественным и надежным электроснабжением, осуществить переход к принципам человекоцентричности электроснабжения, обеспечить технологический суверенитет независимого функционирования электроэнергетической системы России);

обеспечение своевременного и опережающего покрытия потребности населения и экономики Российской Федерации в электрической энергии по ценам ниже, чем в крупнейших конкурирующих экономиках, тем самым создание стимулов к экономическому росту и реализации экспортного потенциала Российской Федерации (позволит предусмотреть заданные прогнозами социально-экономического развития потребности экономики Российской Федерации в электрической энергии и мощности, повысить адаптивность системы регулирования электроэнергетики к опережающим темпам роста экономики с быстроизменяющейся структурой электропотребления, сформировать целевые ориентиры в потребности топливообеспечения генерирующих мощностей);

формирование инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли и прозрачности принятия инвестиционных решений (позволит создать долгосрочные доступные источники финансирования для реализации инвестиционных проектов в электроэнергетике, обеспечить финансовую устойчивость субъектов электроэнергетики, повысить прозрачность принимаемых инвестиционных решений);

повышение эффективности функционирования электроэнергетики путем обеспечения взаимоувязанного регулирования в разных секторах энергетики и формирования системы долгосрочного устойчивого спроса на высокотехнологичное оборудование преимущественно отечественного производства (позволит обеспечить приоритетное подключение и использование энергетической инфраструктуры в регионах с избыточной мощностью генерации и низкой загрузкой сетевой инфраструктуры для экономического развития территорий, в том числе развития бизнеса, обеспечить снижение удельных затрат на производство электрической энергии и мощности).

В комплекс первоочередных мер по решению задачи повышения уровня надежности и качества электроснабжения потребителей, в том числе обеспечения возможности технически независимого функционирования электроэнергетической системы России, входят:

повышение качества обслуживания потребителей электрической энергии, в том числе путем развития цифровых сервисов для взаимодействия с потребителями;

совершенствование системы оперативно-диспетчерского и оперативно-технологического управления в электроэнергетике с учетом новых системных вызовов и развития технологий управления;

определение оптимизированной по затратам рациональной структуры генерирующих мощностей, обеспечивающей нормативный уровень балансовой надежности, учитывающей в том числе наличие ресурсной базы и потребности в тепловой энергии (для определения потребности в тепловых электростанциях, осуществляющих комбинированную выработку электрической и тепловой энергии);

совершенствование мотивации к соблюдению субъектами электроэнергетики параметров качества и надежности электроснабжения потребителей;

повышение надежности электроснабжения потребителей на удаленных и труднодоступных территориях;

строительство новых объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Российской Федерации, исключающих поставки или транзит электроэнергии из энергосистем зарубежных государств;

финансирование строительства объектов по производству электрической энергии (мощности) и электросетевых объектов, направленных на исключение непокрываемых дефицитов электрической энергии (мощности);

совершенствование механизма государственной поддержки электросетевых организаций в части финансирования программ реновации, модернизации и развития объектов электросетевого хозяйства.

В комплекс первоочередных мер по решению задачи обеспечения своевременного и опережающего покрытия потребности населения и экономики Российской Федерации в электрической энергии с наименьшими издержками входят:

оптимизация процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям для разных групп потребителей;

совершенствование системы регулирования электроэнергетики в целях своевременного предотвращения прогнозных дефицитов электрической энергии и мощности и повышения эффективности загрузки электроэнергетических объектов;

совершенствование межотраслевой интеграции при разработке документов перспективного развития электроэнергетики и топливных отраслей в целях повышения гарантированности топливоснабжения электростанций;

дальнейшее совершенствование и популяризация системным оператором порядка планирования перспективного развития электроэнергетики;

повышение ответственности потребителей за заявленную в рамках процедуры технологического присоединения максимальную мощность энергопринимающих устройств.

В комплекс первоочередных мер по решению задачи формирования инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли входят:

совершенствование механизмов возврата инвестиций, обеспечивающих возможность расширения и создания новых объектов электроэнергетики;

дальнейшее развитие системы долгосрочных двусторонних договорных отношений между производителями и потребителями электрической энергии;

обеспечение прозрачности формирования перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе и его постепенное снижение;

стимулирование участников отрасли электроэнергетики к реинвестированию в строительство и модернизацию объектов электроэнергетики (направление полученных в механизмах привлечения и возврата инвестиций (механизмах тарифного регулирования) на оптовом рынке электрической энергии и мощности средств в строительство новых и обновление существующих объектов электроэнергетического комплекса).

В комплекс первоочередных мер по решению задачи повышения эффективности функционирования электроэнергетики путем обеспечения взаимоувязанного регулирования в разных секторах энергетики и формирования системы долгосрочного устойчивого заказа на высокотехнологичное оборудование преимущественно отечественного производства входят:

оптимизация механизмов функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности с целью повышения уровня конкуренции, включая проведение технологически нейтральных отборов проектов строительства генерирующих мощностей;

совершенствование регулирования розничных рынков электрической энергии с целью расширения на них сектора конкурентного ценообразования и снижения уровня экономической концентрации ввиду доминирующего положения гарантирующих поставщиков, обеспечения повышения уровня качества обслуживания потребителей и максимальной доступности энергоинфраструктуры, а также учета при перспективном регулировании новых форм экономической деятельности на розничных рынках;

расширение возможностей для розничных потребителей в выборе поставщиков электрической энергии и заключении с ними договоров;

стимулирование участия потребителей в работе энергосистемы за счет активизации управления энергопотреблением и агрегированного управления спросом на электрическую энергию, в том числе для развития рынка управления спросом опережающими темпами и снижения неравномерности графика потребления электрической энергии;

совершенствование принципов и методологии расчета государственного регулирования цен и тарифов на услуги по передаче электрической энергии;

совершенствование механизма функционирования системообразующих организаций, в том числе обеспечение эффективности деятельности системообразующих территориальных сетевых организаций;

внедрение технологий передачи и вставок постоянного тока, элементов управляемых систем передачи электрической энергии переменного тока в целях повышения эффективности электросетевого комплекса;

создание отраслевых стандартов моделирования процессов и единой архитектуры информационно-технологических систем, стандартов унификации данных для обмена цифровыми информационными моделями в электроэнергетике;

создание системы стимулирования обеспечения территориальными сетевыми организациями установленных условий электроснабжения потребителей электрической энергией;

оптимизация работы распределительных и магистральных электрических сетей, в том числе путем роста их пропускной способности за счет внедрения современных технологий, снижения потерь и повышения энергоэффективности;

расширение использования интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) и эффективное обеспечение объектов электросетевого комплекса цифровыми дистанционными устройствами управления;

совершенствование подхода к формированию источников финансирования инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, обеспечивающего их соответствие финансовым возможностям компаний.

Показателями решения поставленных задач являются увеличение установленной мощности объектов генерации не менее чем с 253,5 гигаватта в 2023 году до не менее чем 287 гигаватт в 2036 году и не менее чем 331,2 гигаватта в 2050 году, увеличение доли приборов учета, соответствующих требованиям к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии и подключенных к таким системам (от общего количества приборов учета), не менее чем до 70 процентов в 2036 году и не менее чем 95 процентов в 2050 году, а также снижение уровня потерь электрической энергии в электрических сетях не более чем с 10,1 процента в 2023 году до не более чем 8,8 процента в 2036 году и не более чем 7,3 процента в 2050 году.