Проблема профилактики суицидальных рисков в детско-подростковом возрасте, являясь междисциплинарной, относится к компетенции как сферы здравоохранения, так и образования. Эффективность ее решения носит комплексный характер и обусловлена четким взаимодействием специалистов, участвующих в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.
Научные исследования и статистические данные подтверждают, что факторы риска развития суицидального поведения особенно выражены в подростковом возрасте. В связи с наличием психических расстройств такой риск возрастает в 5 - 15 раз. Самыми распространенными диагнозами являются аффективные расстройства (32 - 47%). К наиболее суицидогенным в подростковом возрасте относятся депрессия, биполярное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство и иные <1>.
--------------------------------
<1> Суицидальное поведение несовершеннолетних (факторы риска, предикторы развития, диагностика): Методические рекомендации/Ахапкин Р.В., Дозорцева Е.Г., Любов Е.Б., Банников Г.С., Кещян К.Л., Чистопольская К.А. - М.: ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" Минздрава России, 2024. - 38 с.
В связи с этим, в настоящих рекомендациях акцентировано внимание на организации профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися подросткового возраста и их родителями (законными представителями) с целью предупреждения суицидов и опасного поведения (в данном контексте подразумевается риск формирования суицидальных мыслей и действий).
Предлагая схему межведомственного взаимодействия и маршрутизации при организации деятельности по профилактике суицидов и опасного поведения несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации (далее - Маршрут-схема), рекомендации включают краткое описание действий специалистов на соответствующих этапах маршрутизации.
Рекомендации дополнены памятками для педагогов по превенции самоубийств среди обучающихся на основе учета индивидуальных психологических особенностей несовершеннолетних и раннего выявления суицидальных намерений, а также памятками о признаках суицидального, самоповреждающего поведения обучающихся, рискованного, опасного, экстремального поведения в онлайн и офлайн среде.
Данные методические рекомендации адресованы врачам-психиатрам, врачам-психотерапевтам, врачам психиатрам-наркологам, медицинским (клиническим) психологам, врачам общемедицинской практики, врачам-педиатрам и руководителям медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь несовершеннолетним, педагогам-психологам (психологам в сфере образования), педагогам и руководителям образовательных организаций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875