3. В целях обеспечения соблюдения установленных обязательных требований при производстве маркшейдерских работ организациям, осуществляющим пользование недрами на основании лицензии на пользование недрами и (или) имеющим лицензию на производство маркшейдерских работ, рекомендуется создавать самостоятельное структурное подразделение - службу главного маркшейдера, возглавляемую главным маркшейдером такой организации (далее - маркшейдерская служба).
4. Основные функции маркшейдерской службы рекомендуется определять в положении о маркшейдерской службе организации. К основным функциям маркшейдерской службы рекомендуется относить:
1) проведение предусмотренного требованиями нормативных правовых актов в области недропользования, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности комплекса маркшейдерских работ (наблюдений), достаточных для безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, наиболее полного извлечения из недр запасов полезных ископаемых, обеспечения технологического цикла горных, строительно-монтажных и иных видов работ, связанных с пользованием недрами, а также для прогнозирования опасных ситуаций при ведении таких работ и предупреждения аварий и инцидентов на объектах недропользования;
2) обеспечение соблюдения условий лицензий на пользование недрами в части безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
3) организацию маркшейдерского контроля за рациональной разработкой месторождений полезных ископаемых, охраной недр и их безопасным и комплексным использованием, соблюдением геометрических элементов (параметров) горных разработок (горных выработок), подземных сооружений, связанных с ними объектов недропользования и (или) объектов, расположенных на земной поверхности (далее - объекты недропользования), контроль за фактическими размерами конструктивных элементов системы разработки, в том числе целиков различного назначения, потолочин и других конструкций, созданных в процессе ведения горных работ, пространственным расположением скважин различного назначения, графиками закладочных работ;
4) обеспечение соблюдения параметров проектной документации на проведение работ, связанных с пользованием недрами, включая проектную документацию по добыче полезных ископаемых (технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, проектная документация объектов капитального строительства, связанных с пользованием недрами), строительству наземных сооружений и (или) подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, ликвидации (консервации) объектов недропользования, планы и схемы развития горных работ, с учетом обеспечения соблюдения требований к единой геометрической основе маркшейдерских съемок на земной поверхности и в горных выработках методами, предусмотренными для ее создания, и допустимыми (критическими) величинами отклонений от параметров, установленных Правилами N 186 и проектной документацией на проведение работ, связанных с пользованием недрами;
5) построение и развитие маркшейдерских сетей на земной поверхности и в горных выработках, производство маркшейдерских съемок горных выработок, земной поверхности и расположенных на ее поверхности зданий и сооружений;
6) определение и своевременное нанесение на горную графическую документацию контуров залегания запасов полезных ископаемых, опасных зон (в том числе на земной поверхности), связанных с вредным влиянием горных разработок, зон возможного прорыва воды и газа в горные выработки, зон повышенного горного давления, газодинамических проявлений, выбросов и горных ударов;
7) контроль за выполнением мероприятий по безопасному ведению горных работ в опасных зонах, охране зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок;
8) ведение наблюдений за безопасным состоянием недр, включая процессы сдвижения горных пород и земной поверхности, контроль геомеханических и геодинамических процессов при недропользовании в целях предотвращения вредного влияния горных разработок на горные выработки, объекты земной поверхности и окружающую природную среду;
9) учет и обоснование объемов горных разработок, нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче;
10) перенесение в натуру установленных в проектной документации геометрических элементов горных выработок, технических сооружений, зданий и коммуникаций, включая трассы транспортных тоннелей (метрополитенов), границ безопасного ведения горных работ, барьерных и предохранительных целиков, выполнение в установленные сроки профилировок шахтных стволов, нивелировок откаточных (транспортных) путей, проверок соотношения геометрических элементов зданий, сооружений, в том числе подъемных комплексов, и вертикальности копров шахтных стволов;
11) обеспечение заданной (установленной) точности и периодичности проведения пространственно-геометрических измерений (наблюдений) с учетом реализации требований к методам (методикам) и способам производства маркшейдерских работ, применяемым средствам измерений (маркшейдерские приборы), инструментам и оборудованию, своевременной поверке средств измерений;
12) предупреждение проявлений и развития техногенных деформационных процессов (геодинамических, геомеханических, геокриологических) и процессов сдвижения земной поверхности, прогнозирование опасных ситуаций с учетом обеспечения соблюдения требований по организации и проведению маркшейдерских наблюдений, включая учет и нанесение на горную графическую документацию границ опасных зон, расчет параметров опасных техногенных процессов в конкретных горно-геологических условиях, а также контроль за разработкой мер по их локализации, охране контролируемых объектов, предупреждению необоснованной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
13) определение (фиксация) выполненных горных, строительных, буровзрывных и иных работ, связанных с пользованием недрами, не отвечающих установленным контролируемым параметрам при их проведении (браковка работ), а также выполненных с нарушением и (или) отступлением от требований законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов в области недропользования;
14) обеспечение соблюдения обязательных требований в целях недопущения обрушения горных выработок, прорывов воды, горной массы, полезных ископаемых в горные выработки, внезапных выбросов газа, горных ударов с учетом требований к мерам охраны объектов от вредного влияния горных разработок, параметров и границ опасных зон;
15) обеспечение наличия, составления и пополнения горной графической и аналитической маркшейдерской документации по объектам маркшейдерских съемок с учетом обеспечения соблюдения требований к составу такой документации, содержанию отражаемой в ней информации;
16) предупреждение недопоступления в бюджет регулярных платежей за пользование недрами, налога на добычу полезных ископаемых с учетом обеспечения соблюдения требований по расчету границ горных отводов, объемов добычи и потерь полезных ископаемых, маркшейдерскому учету извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых и попутных компонентов;
17) определение наиболее рациональных и эффективных схем развития горных работ, способов управления и поддержания в безопасном состоянии налегающего массива горных пород на основе детального изучения горнотехнических, гидрогеологических и иных условий, связанных с пользованием недрами;
18) подготовка проектной документации на производство маркшейдерских работ, участие в подготовке проектной документации на ведение работ, связанных с пользованием недрами, консервацию и (или) ликвидацию объектов недропользования, рекультивацию земель, нарушенных горными работами, планов и схем развития горных работ;
19) участие в работе по приемке в эксплуатацию новых и реконструированных объектов недропользования, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также по приемке работ по их консервации и (или) ликвидации;
20) участие в разработке и реализации мероприятий по безопасному ведению горных работ вблизи опасных зон, предупреждению и ликвидации аварий, охране окружающей среды, сохранности зданий и сооружений от вредного влияния горных разработок, рациональному и комплексному использованию недр, а также в рассмотрении и решении других вопросов, связанных с проведением горных и маркшейдерских работ;
21) участие в ведении установленных федеральных форм государственного статистического наблюдения, реализации систем сбора данных по учету запасов полезных ископаемых, объемов добычи, извлечения и потерь полезных ископаемых, вскрышных и вмещающих пород;
22) контроль и приемка маркшейдерских работ, выполненных подрядными организациями.
5. Для предотвращения случаев аварий и травматизма основными рекомендуемыми обязанностями (функциями) главного маркшейдера организации, а также уполномоченных пользователем недр работников, осуществляющих производство маркшейдерских работ (далее - работники маркшейдерской службы), организации являются:
доведение до руководителей участков, цехов и других подразделений пользователя недр обязательных для исполнения указаний по вопросам, связанным с производством горных и маркшейдерских работ, организацией и осуществлением маркшейдерского контроля, а также по устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации о недрах, промышленной безопасности, проектной и технологической документации, связанной с пользованием недрами, планов и схем развития горных работ;
внесение предложений руководителю организации (пользователю недр) о приостановке работ по сооружению, реконструкции, эксплуатации, консервации и (или) ликвидации объектов, связанных с пользованием недрами, горных выработок, если при проведении таких работ существует угроза безопасности людей, безопасному состоянию недр, горных выработок, земной поверхности и расположенным на ее поверхности зданиям и сооружениям, а также в случаях нарушений обязательных требований в области недропользования, отступлений от требований проектной и технологической документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, которые могут повлечь нарушение технологических процессов ведения горных работ, негативные экологические последствия, опасные процессы сдвижения горных пород и деформации объектов.
6. К основным правам и обязанностям (функциям) главного маркшейдера организации, помимо указанных в пункте 5 Руководства по безопасности, рекомендуется относить:
1) ежегодное планирование работы маркшейдерской службы с учетом реализации проектной документацией на пользование недрами, производство маркшейдерских работ, планов и схем развития горных работ, включая схемы развития маркшейдерских работ, и требований по производству маркшейдерских работ;
2) проведение в пределах своей компетенции проверок соответствия параметров фактического и планового (проектного) состояния горных работ (горных выработок, горных разработок), соблюдения проектной документации на пользование недрами и производство маркшейдерских работ, состояния охранных и барьерных целиков;
3) обеспечение соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по производству маркшейдерских работ;
4) рассмотрение и участие в подготовке мер охраны объектов, расположенных на земной поверхности, от вредного влияния горных разработок, методов учета объемов выполненных горных работ и добычи твердых полезных ископаемых, учета и нормирования потерь твердых полезных ископаемых;
5) подготовка предложений по внедрению передовых методик, инструментов, приборов (средств измерений), оборудования, программных средств и технологий производства маркшейдерских работ и обработки результатов измерений, повышающих производительность работ и их качество;
6) подписание маркшейдерской документации, включая горную графическую маркшейдерскую документацию, сведения об объемах выполненных горных работ, добычи полезных ископаемых и их потерь.
7. Обязанности и права главного маркшейдера и работников маркшейдерской службы рекомендуется определять в положении о маркшейдерской службе организации (лицензиата), должностных регламентах работников маркшейдерской службы, заключенных работодателем контрактах.
Допускается (рекомендуется) наличие утвержденного пользователем недр положения о геолого-маркшейдерской службе организации с соответствующим определением и разграничением функций и полномочий при производстве геологических и маркшейдерских работ.
8. Численность маркшейдерской службы рекомендуется определять исходя из выполнения необходимого комплекса маркшейдерских работ, установленного обязательными требованиями, нормативными правовыми актами в области недропользования, промышленной безопасности, проектной документацией на пользование недрами и производство маркшейдерских работ, с учетом видов полезного ископаемого, геологического строения месторождений полезных ископаемых, горнотехнических и гидрогеологических факторов, технологий и условий ведения горных, горнопроходческих, строительных и строительно-монтажных работ на объектах недропользования, а также с учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Численность маркшейдерской службы рекомендуется рассчитывать на основании методики ее расчета, которая может являться составной частью проектной документации на производство маркшейдерских работ, в том числе проекта производства маркшейдерских работ.
9. Для обеспечения осуществления контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о недрах, промышленной безопасности, достоверностью определения объемов выполненных горных работ и добычи полезных ископаемых, являющихся исходными данными для расчета налога на добычу полезных ископаемых, ведением работ в опасных зонах, соответствием геометрических параметров горных разработок принятым проектным и техническим решениям, в целях (при необходимости) своевременной подготовки распорядительных документов пользователя недр по результатам маркшейдерского контроля руководителю организации (лицензиата, за исключением индивидуального предпринимателя) рекомендуется:
1) обеспечивать укомплектование маркшейдерской службы штатом работников согласно рекомендациям пункта 8 Руководства по безопасности, соответствующим обязательным требованиям, количеством приборов (средств измерений), оборудования и материалов для полевых и камеральных работ, а также автотранспортом, изолированными от несанкционированного доступа помещениями, в том числе в целях хранения информации для служебного пользования и сведений ограниченного доступа согласно законодательству Российской Федерации о государственной тайне;
2) утверждать методику расчета численности маркшейдерской службы и положение о маркшейдерской службе организации (лицензиата) в составе проектной документации на производство маркшейдерских работ;
3) определять распорядительным документом за подписью руководителя организации (лицензиата) непосредственную подчиненность главного маркшейдера организации руководителю организации (лицензиата).
10. Не рекомендуется возлагать на работников маркшейдерской службы обязанности, не связанные с осуществлением функций и задач, определенных положением о маркшейдерской службе и проектной документацией на производство маркшейдерских работ.
11. В случаях, когда производство маркшейдерских работ на участках недр, эксплуатируемых (разрабатываемых) пользователем недр, проводит иная организация, имеющая лицензию на производство маркшейдерских работ, на основании договора (далее - исполнитель), такие работы рекомендуется осуществлять в соответствии с проектной документацией на производство маркшейдерских работ (проект производства маркшейдерских работ), утверждаемой пользователем недр (далее - заказчик), и (или) схемами развития горных работ в отношении маркшейдерских работ (далее - схемы развития маркшейдерских работ), утверждаемыми исполнителем и заказчиком, а также программой производства маркшейдерских работ, утверждаемой уполномоченным лицом заказчика по согласованию с уполномоченным лицом исполнителя. Функции, права и обязанности исполнителя рекомендуется определять заказчиком с учетом объема, вида и сложности выполняемых маркшейдерских работ.
12. Приемку выполненных исполнителем маркшейдерских работ рекомендуется осуществлять маркшейдерской службой организации заказчика (главным маркшейдером заказчика), а при ее отсутствии - главным инженером заказчика или лицом, осуществляющим его полномочия (лицо ответственное за руководство горными работами). Приемку работ рекомендуется документировать.
13. После завершения маркшейдерских работ исполнителю рекомендуется передавать заказчику технический отчет о выполненных работах, а также следующие материалы:
при построении маркшейдерских опорных, съемочных сетей и сетей для наблюдений за сдвижением земной поверхности и деформациями зданий, сооружений и объектов на земной поверхности - схему расположения и каталоги координат и высот маркшейдерских знаков (пунктов, реперов);
при построении подземных маркшейдерских опорных, съемочных сетей и сетей для наблюдений за деформациями горных выработок, подземных сооружений и объектов - материалы натурных измерений (полевой материал), материалы результатов обработки измерений, каталоги координат и высот маркшейдерских знаков (пунктов, реперов);
при съемке земной поверхности - подлинник маркшейдерских планов земной поверхности, каталоги координат и высот маркшейдерских знаков (пунктов, реперов);
при съемке промышленной площадки и горных выработок - материалы натурных измерений (полевой материал), материалы результатов обработки измерений и подлинники маркшейдерских планов.
14. В содержании технического отчета рекомендуется отражать сведения об исходных данных, принятых для выполнения соответствующих работ, описание методик (методов) проведенных работ, характеристики использованных для выполнения работ средств измерений, анализ точности произведенных работ по результатам уравнивания. Отчетная документация может быть дополнена по решению заказчика.
Основные задачи, функции, права и обязанности должностных лиц исполнителя, порядок взаимодействия заказчика (пользователя недр) и исполнителя, осуществляющего маркшейдерские работы на договорной основе, рекомендуется определять в положении о маркшейдерской службе пользователя недр, а также в договоре подряда и (или) соответствующей проектной документации на производство маркшейдерских работ, либо в одном из перечисленных документов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей