3. Рекомендации по осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений; обеспечение возврата детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемые жилые помещения
3. Рекомендации по осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений; обеспечение возврата детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемые жилые помещения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 48-ФЗ к основным задачам органов опеки и попечительства относятся:
1) защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Федеральном законе N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Осуществление контроля за сохранностью и использованием жилых помещений детей-сирот носит комплексный характер.
Органы опеки и попечительства наряду с иными органами, уполномоченными осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот, относятся к субъектам данного контроля.
Активную роль в обеспечении сохранности жилых помещений детей-сирот должны осуществлять непосредственно законные представители несовершеннолетних под контролем со стороны органа опеки и попечительства. Кроме того, орган опеки и попечительства осуществляет взаимодействие с заинтересованными органами власти и организациями в рамках установленной компетенции для выявления, предотвращения и устранения порчи и разрушения жилых помещений, соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований.
Осуществление контроля за сохранностью жилых помещений детей-сирот должно способствовать возврату детей в указанные жилые помещения и обеспечению возможности проживания в них.
Органами опеки и попечительства должны предприниматься (контролироваться) следующие действия:
- предотвращение незаконных сделок по обмену, отчуждению жилых помещений;
- недопущение вселения в жилое помещение посторонних лиц, с нарушением прав детей;
- установление (признание) статуса несовершеннолетнего как члена (бывшего члена) семьи нанимателя по договору социального найма, имеющего право пользования жилым помещением;
- обеспечение выселения из жилых помещений бывших членов семьи, лиц, утративших право пользования жилым помещением, посторонних лиц, граждан, нарушающих нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением;
- обеспечение проведения ремонта жилых помещений, внутриквартирного оборудования;
- принятие мер по освобождению детей от платы за жилое помещение и коммунальные услуги или использованию (установлению) соответствующих льгот для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги на период нахождения ребенка под опекой (попечительством);
- обеспечение эффективного использования жилых помещений на время опеки (попечительства) детей с выгодой для них и поддержанием санитарно-технического состояния жилых помещений силами и средствами пользователей;
- принятие мер по расселению из коммунальных квартир лиц, страдающих определенными видами заболеваний согласно утвержденному перечню;
- принятие мер по признанию жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке в случае его несоответствия установленным требованиям.
Ряд из перечисленных мероприятий орган опеки и попечительства может осуществлять только во взаимодействии с соответствующими органами власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, организациями, а также при установлении соответствующих льгот в законодательстве субъекта Российской Федерации.
Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот должен осуществляться:
- в отношении жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, - до момента возвращения в них детей по окончании опеки/попечительства либо до предоставления детям иных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, если проживание в закрепленном жилом помещении будет признано невозможным,
- в отношении жилых помещений, находящихся в собственности детей, - до наступления совершеннолетия ребенка либо приобретения им дееспособности в полном объеме ранее этого возраста.
Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот рекомендуется осуществлять посредством проведения плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки целесообразно проводить в соответствии с планом (календарем) проверок не реже 1 раза в 6 месяцев со дня принятия уполномоченным органом решения о сохранении жилого помещения.
Основанием для проведения внеплановой проверки может являться письменная или устная информация, поступившая от юридических или физических лиц, содержащая сведения о ненадлежащем использовании или содержании жилого помещения детей-сирот.
По результатам проверки рекомендуется составлять акт проверки по форме, установленной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Ранее закрепленное за детьми-сиротами жилое помещение по договору социального найма сохраняется за указанными лицами несмотря на их проживание по месту устройства и воспитания. Жилые помещения сохраняются за детьми-сиротами и лицами из их числа, несмотря на признание уполномоченным органом невозможности проживания в них, вплоть до предоставления детям-сиротам и лицам из их числа иных жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения. Соответственно, дети-сироты и лица из их числа до момента предоставления им иного жилого помещения не могут считаться утратившими право пользования жилым помещением на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 2 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Органам субъектов Российской Федерации рекомендуется разработать в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, Федерального закона N 48-ФЗ порядок предоставления законными представителями несовершеннолетних под контролем органов опеки и попечительства в пользование иным лицам жилых помещений, занимаемых детьми-сиротами по договору социального найма или на праве собственности, на время нахождения детей в семьях опекунов (попечителей), организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такой порядок следует устанавливать в случае отсутствия в жилых помещениях иных лиц, использующих жилые помещения на законных основаниях (сособственники, наниматели, члены их семей, обладатели иных вещных прав на жилые помещения). Данный порядок будет способствовать рациональному использованию жилых помещений, компенсировать расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг и обеспечивать содержание жилого помещения в период временного отсутствия в нем несовершеннолетнего.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875