4. Формирование списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями

4. Формирование списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

До 1 января 2013 г. дети-сироты и лица из их числа обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности. Это, с одной стороны, отвечало целям внеочередного предоставления жилых помещений, с другой стороны, препятствовало своевременному и точному выявлению всех детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

С 1 января 2013 г. указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения найма.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из их числа по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены детям-сиротам по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Таким образом, федеральным законодателем предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории граждан по достижении ими определенного возраста.

Немедленное предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Формирование и ведение указанного списка, в свою очередь, обеспечивает:

- эффективное планирование бюджетных денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа;

- заблаговременный учет детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специализированного жилищного фонда;

- выявление лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специализированного жилищного фонда;

- контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Порядок формирования списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (далее - Правила).

Формирование списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный исполнительный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления) (пункт 2 Правил).

Прием заявления о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным исполнительным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному исполнительному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Обращаем внимание, что согласно пункту 8 Правил Заявление о включении в список и прилагаемые к нему документы могут быть поданы заявителем (представителем заявителя) в уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченную организацию) лично, с помощью почтовой связи либо с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у уполномоченного органа (органа местного самоуправления, уполномоченной организации) заключены соглашения о взаимодействии.

В этой связи регионам необходимо обеспечить возможность подачи заявления гражданином с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в том числе.

Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный исполнительный орган, который формирует сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по субъекту Российской Федерации (далее - сводный список).

Пунктом 18 Правил определено, что ведение списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в бумажном и электронном виде, без оговорки "или".

Указанное требование распространяется как на уполномоченный исполнительный орган, так и на органы местного самоуправления.

В списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на бумажном носителе, состоящем из нескольких листов, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью уполномоченного исполнительного органа (органа местного самоуправления).

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления полномочием по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации должны быть регламентированы:

- порядок направления органами местного самоуправления списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в уполномоченный исполнительный орган;

- периодичность получения уполномоченным исполнительным органом указанных списков от органов местного самоуправления (например, по состоянию на 1 июля и на 31 декабря).

Соответственно, уполномоченным исполнительным органом должен быть сформирован сводный список и формироваться он должен с периодичностью, указанной в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации.

Сводный список целесообразно утверждать руководителем уполномоченного исполнительного органа.

Учитывая, что сводный список формирует уполномоченный исполнительный орган, форму этого списка рекомендуется утверждать также уполномоченным исполнительным органом. Уполномоченный исполнительный орган (орган местного самоуправления) формирует список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на основании распорядительных актов уполномоченного исполнительного органа (органа местного самоуправления) о включении в список. Сведения о детях-сиротах, лицах из числа детей-сирот, лицах, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список в течение 10 рабочих дней со дня принятия распорядительного акта о включении в список.

В списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указываются:

дата включения в список;

фамилия, имя, отчество (при наличии), число, месяц и год рождения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет;

основание включения в список;

реквизиты распорядительного акта о включении в список;

дата (месяц, год) наступления основания предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, жилого помещения исходя из даты:

достижения возраста 18 лет;

окончания срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершения получения профессионального образования, окончания прохождения военной службы по призыву, окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях (при наличии заявлений в письменной форме от детей-сирот, лиц из числа детей-сирот о предоставлении им жилых помещений по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершении получения профессионального образования, окончании прохождения военной службы по призыву, окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях);

сведения, указанные заявителем (представителем заявителя) в заявлении о включении в список, о муниципальном образовании, на территории которого предпочтительно предоставление жилого помещения в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлено такое право;

основание предоставления жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

В случае подачи заявления о включении в список детьми-сиротами, приобретшими полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лицами из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, лицами, которые достигли возраста 23 лет, дата наступления основания предоставления жилого помещения определяется текущим годом (указывается год подачи заявления о включении в список).

Включение детей-сирот и лиц из их числа в список должно осуществляться на основании признания указанных лиц нуждающимися в предоставлении жилых помещений. Нуждаемость в предоставлении жилых помещений устанавливается на основании определения обеспеченности жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма и признания невозможности проживания в занимаемом жилом помещении.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ признание невозможным проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях должен устанавливаться законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

Целесообразно, чтобы один орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации соединял в своей деятельности функции по формированию списка лиц указанной категории и установлению невозможности проживания их в ранее занимаемых жилых помещениях. Таким уполномоченным органом рекомендовано назначить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, что обусловлено следующим.

К полномочиям указанного органа относятся вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, формирования и ведения регионального государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В его сфере ведения сосредоточены, в частности, вопросы, связанные с выявлением и устройством на воспитание детей-сирот, защитой их прав и интересов, осуществлением контроля за сохранностью имущества несовершеннолетних.

В список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включаются граждане по достижении ими 14-летнего возраста.

Заявление о включении в указанный список подается законными представителями детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (признания факта невозможности проживания в ранее занимаемых помещениях) (абзац 3 пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

Контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявлений о включении этих детей в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляют органы опеки и попечительства и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список. Органы опеки и попечительства, исполняющие в отношении этих детей свои полномочия, подают заявление о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не позднее 30 рабочих дней со дня истечения срока, установленного абзацем 3 пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (пункт 5 Правил).

Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в указанный список.

Согласно пункту 3 Правил лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Как правило, защита и восстановление нарушенных жилищных прав лиц, которые достигли возраста 23 лет, возможна только в судебном порядке.

С иском в суд могут обратиться прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах лица, достигшего возраста 23 лет (при наличии заявления этого лица в прокуратуру с просьбой обратиться с таким иском), или непосредственно само лицо, достигшее возраста 23 лет.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Примерный перечень документов, представляемых вместе с заявлением о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, определен в пункте 7 Правил. Исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению, может определяться законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, является государственной услугой, отношения по представлению которой регулирует Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Согласно указанному закону предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, структура которых должна содержать раздел, устанавливающий в том числе стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, который в свою очередь должен предусматривать исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, но исключительно тех документов, которые необходимы в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами, а не по усмотрению государственного органа (пункт 6 части 1 статьи 14).

Для целей формирования списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, необходимо правильно устанавливать место жительства детей-сирот и лиц из их числа.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Место жительства гражданина определяется согласно статье 20 Гражданского кодекса, как место его постоянного или преимущественного проживания. Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов. При этом определение места жительства детей-сирот имеет некоторые особенности.

При определении места жительства детей-сирот необходимо руководствоваться следующим положениями.

В соответствии со статьей 27 Конституции каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Реализация данного права зависит от дееспособности гражданина. Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей (родители, усыновители, приемные родители, опекуны, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В то же время согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Для несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, не имеющего родительского попечения, свобода выбора места жительства ограничена обязательностью проживания с ним законного представителя до совершеннолетия ребенка. В исключительном случае с 16 лет ребенку может быть разрешено органом опеки и попечительства раздельное проживание с попечителем. Однако это не означает, что место жительства ребенка, достигшего возраста 14 лет, не может изменяться. Так, например, законные представители, назначенные несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей, могут сменить место жительства, что повлечет изменение и места жительства подопечного. Если проживание ребенка обеспечивается в принадлежащем несовершеннолетнему жилом помещении (на праве собственности или праве социального найма), с предварительного разрешения органа опеки и попечительства могут быть произведены продажа или обмен данного жилого помещения в связи с переездом на новое место жительства в интересах подопечного.

На основании статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П, от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 13 июля 2000 г. N 185-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О и др.).

Таким образом, наличие или отсутствие регистрации детей-сирот и лиц из их числа в определенном жилом помещении само по себе не означает наличие (отсутствие) их места жительства в указанном жилом помещении и наличие (отсутствие) права пользования этим жилым помещением. Отсутствие регистрации гражданина по месту жительства (пребывания) не может являться основанием для отказа во включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Местом жительства детей-сирот должно признаваться, по общему правилу, жилое помещение опекуна (попечителя), приемных родителей, организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). При этом место закрепленного за детьми-сиротами жилого помещения и место устройства лиц указанной категории могут не совпадать.

Это обусловлено тем обстоятельством, что, находясь под опекой/попечительством, в приемной семье, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ребенок постоянно проживает в жилом помещении законного представителя. При наличии у ребенка собственного жилого помещения или права пользования жилым помещением по договору социального найма вопрос о возможности проживания в указанном жилом помещении и/или возврата ребенка в указанное жилое помещение после прекращения опеки (попечительства) только подлежит установлению с учетом обстоятельств, предусмотренных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ. Если возможность проживания в жилом помещении, право на которое имеется у ребенка, будет установлена, оснований для предоставления ему специализированного жилого помещения не возникнет. Напротив, если при решении вопроса о включении детей в список для предоставления иного жилого помещения будет установлена невозможность проживания в закрепленных за ними жилых помещениях, то эти помещения не станут местом жительства лиц указанной категории. Кроме того, возвращение ребенка в населенный пункт, где у него имеется ранее закрепленное жилое помещение, но проживание в котором признано невозможным, может вступать в противоречие с интересами детей-сирот и лиц из их числа, так как связывает их с негативными воспоминаниями, возвращает в прежнюю среду, к общению с определенным окружением.

Поэтому, если форма устройства ребенка выбрана в ином субъекте Российской Федерации, место жительства должно определяться именно по месту устройства ребенка. Не исключена ситуация, когда проживание ребенка со своим законным представителем (опекуном/попечителем, приемными родителями) осуществляется в принадлежащем ребенку на праве собственности или праве социального найма жилом помещении. В этом случае жилое помещение ребенка будет являться местом его жительства. Проживающие с ним законные представители (опекун/попечитель, приемные родители) не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением детей-сирот в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса, если только указанные представители не приобрели право пользования жилым помещением детей-сирот до назначения их опекунами (попечителями, приемными родителями, например из числа родственников).

Место жительства лиц из числа детей-сирот также должно определяться с учетом требования статьи 20 Гражданского кодекса. В случае, если по каким-либо причинам указанные лица не были включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, либо были включены в список на территории одного субъекта Российской Федерации, но не получили там жилого помещения, и после окончания попечительства их место жительства изменилось, например, при переезде в другой субъект Российской Федерации в связи с устройством на работу, место жительства указанных лиц должно определяться по месту их фактического проживания (постоянного или преимущественного проживания).

Поскольку предоставляемое жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа призвано обеспечивать жилищную потребность лиц указанной категории, предоставление такого жилого помещения вне места фактического проживания лица из числа детей-сирот, удаленного от места его работы и проживания, не отвечает целям реализации государственной гарантии решения жилищного вопроса детей-сирот и лиц из их числа.

В связи со сменой места жительства дети-сироты, лица из их числа исключаются из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в случае включения их в названный список в другом субъекте Российской Федерации. Порядок исключения детей-сирот и лиц из их числа из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены соответствующие Правила.

В настоящее время сложилась судебная практика, согласно которой допускается исключение лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства, и включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Правовое значение при разрешении такого вида споров имеет факт доказанности наличия места жительства лица в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ определен перечень случаев исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в том числе случай включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

В соответствии с пунктом 23 Правил при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.

Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в числе оснований, по которым уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решения об отказе в исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и во включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, установленных пунктом 35 Правил, такое основание, как достижение детьми-сиротами или лицами из числа детей-сирот определенного возраста, отсутствует (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. N АКПИ21-1026).

Вместе с тем, в случае наличия судебного решения об обязании предоставить лицу из числа детей-сирот жилое помещение, вынесенного в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства, указанное решение суда будет иметь пресекательное значение для исключения лица из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включению в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В таком случае обеспечение жилым помещением лица из числа детей-сирот, в том числе достигшего возраста 23 лет, будет происходить в субъекте Российской Федерации, на уполномоченный орган которого судом возложена обязанность предоставить жилое помещение. Это следует из правовой позиции, изложенной в пункте 15 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.

Верховный Суд Российской Федерации указал, что изменение детьми-сиротами и лицами из числа детей-сирот места своего жительства после вступления в законную силу решения суда о предоставлении им жилого помещения специализированного жилищного фонда не может служить основанием для удовлетворения их заявления об изменении порядка и способа исполнения указанного решения путем предоставления жилого помещения по новому месту их жительства.

Место жительства детей-сирот и лиц из их числа может не совпадать с местом нахождения закрепленного за ними жилого помещения. Так, жилое помещение, принадлежащее ребенку (на праве собственности или праве социального найма) может находиться в одном субъекте Российской Федерации, а место жительства по месту жительства назначенного в установленном порядке законного представителя - в другом субъекте Российской Федерации. Поэтому сведения о состоянии закрепленного жилого помещения детей-сирот и лиц из их числа, о составе проживающих в нем граждан должны быть получены от органов субъекта Российской Федерации, на территории которого это жилое помещение находится, в том числе акты обследования жилого помещения, признания его непригодным для проживания. Признание невозможным проживания в таком жилом помещении осуществляется при этом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого у детей-сирот и лиц из их числа находится место жительства, в частности, у опекуна (попечителя), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 12 Правил установлен запрет на отказ в приеме заявления о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и прилагаемых к нему документов.

В случае выявления недостоверности и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении о включении в список и представленных заявителем документах, уполномоченный исполнительный орган (орган местного самоуправления, уполномоченная организация) направляет заявителю запрос об уточнении указанных сведений. Запрос может быть передан заявителю (представителю заявителя) под расписку, направлен заказным письмом с уведомлением о вручении или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

При этом установленный срок принятия решения о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, (об отказе во включении в список) - не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список, приостанавливается со дня направления заявителю (представителю заявителя) указанного запроса и не учитывается при исчислении срока принятия решения о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список или об отказе во включении в список до дня получения ответа на данный запрос.

Решение об отказе во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ. В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона. Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке.

Решение о включении или об отказе во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, оформляется распорядительным актом уполномоченного исполнительного органа (органа местного самоуправления), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения (пункт 13 Правил).

Решение о включении (об отказе во включении) в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, необходимо оформлять приказом или распоряжением соответствующего органа (далее - распорядительный акт).

Учитывая, что уполномоченный исполнительный орган (орган местного самоуправления) формирует список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на основании распорядительных актов, в указанные акты рекомендуется включать сведения, указанные в пункте 16 Правил, в том числе основание включения в список (со ссылкой на норму статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, устанавливающую основание для предоставления жилого помещения), дату (месяц, год) наступления основания предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, жилого помещения.

В целях соблюдения срока, установленного пунктом 13 Правил, для принятия решения о включении или об отказе во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, распорядительный акт должен быть подготовлен в отношении конкретного заявителя, подавшего заявление о включении в список.

Вместе с тем, в случае одновременной подачи заявлений о включении в список несколькими заявителями, распорядительный акт может быть подготовлен в отношении данных заявителей в пределах установленных сроков.