2.2. Признание невозможности проживания собственника в жилом помещении с лицами, лишенными в отношении него родительских прав

2.2. Признание невозможности проживания собственника в жилом помещении с лицами, лишенными в отношении него родительских прав.

К категории членов семьи детей-сирот и лиц из их числа, являющихся собственниками, могут относиться их родители, проживающие в жилом помещении. Граждане, лишенные родительских прав, становятся бывшими членами семьи собственника ребенка, что по общему правилу должно приводить к прекращению их права пользования жилым помещением (статья 31 Жилищного кодекса).

В то же время такие граждане, если они участвовали в приватизации данного жилого помещения, приобретают бессрочное право пользования им в силу статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" при прекращении семейных отношений с собственником <8>. Кроме того, у граждан, лишенных родительских прав, может быть самостоятельное право пользования жилым помещением собственника из числа детей-сирот и лиц из их числа, основанное на завещательном отказе (статья 33 Жилищного кодекса).

--------------------------------

<8> Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 18); Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года (вопрос 3) // утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008 // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 8. август. 2008 (извлечение).

Поэтому проживание на любом законном основании в жилом помещении, принадлежащем детям-сиротам и лицам из их числа граждан, лишенных родительских прав в отношении своих детей, рассматривается в качестве основания невозможности проживания в жилом помещении детей-сирот и лиц из их числа (подпункт 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ установлено, что проживание на любом законном основании в жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и лица из их числа, если это противоречит интересам указанных лиц, является обстоятельством невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в таких жилых помещениях при условии наличия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса.

Статья 72 Жилищного кодекса предусматривает право нанимателя жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.

При этом необходимо отметить, что нормой указанной статьи уделяется особое внимание принудительному обмену ранее занимаемых детьми-сиротами жилых помещений в случае проживания в таких жилых помещениях на любом законном основании лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот.

В случае, если дети-сироты являются сособственниками жилых помещений совместно с родителями, лишенными в отношении них родительских прав, и при этом общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, более учетной нормы площади жилого помещения, препятствия к обращению в суд с исковым заявлением о размене данного жилого помещения в интересах несовершеннолетнего отсутствуют. Таким образом, полагаем, что основания признания факта невозможности проживания без инициирования соответствующих судебных процедур в указанных случаях не прослеживаются.

Кроме того, согласно части 2 статьи 35 Жилищного кодекса члены семьи собственника, бывшие члены семьи собственника, но сохранившие право пользования жилым помещением, могут быть выселены из него, если они нарушают правила пользования жилым помещением, используют его не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение.

Одновременно необходимо отметить, что приоритетом в деятельности уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства является принятие исчерпывающих мер по обеспечению сохранности закрепленных за детьми-сиротами жилых помещений.

В частности, до рассмотрения вопроса о включении детей-сирот в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, законными представителями детей под контролем органа опеки и попечительства должны быть предприняты действия по выселению из жилых помещений иных лиц, которые перестали быть членами семьи собственника жилого помещения из числа детей-сирот и лиц из их числа <9>.

--------------------------------

<9> Ст. ст. 18 - 21 Федерального закона N 48-ФЗ, ст. 31 Жилищного кодекса; Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 13) // Российская газета. N 123. 08.07.2009.

При решении вопроса о выселении бывших членов семьи собственника из жилого помещения следует учитывать правоприменительную практику о возможности сохранения на определенный срок права пользования жилым помещением за бывшими членами семьи собственника по решению суда <10>.

--------------------------------

<10> Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 14) // Российская газета. N 123. 08.07.2009.

Также члены семьи собственника, бывшие члены семьи собственника, но сохранившие право пользования жилым помещением, могут быть выселены из него, если они нарушают правила пользования жилым помещением, используют его не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение (часть 2 статьи 35 Жилищного кодекса).

Поэтому меры по обеспечению сохранности закрепленных за детьми-сиротами жилых помещений законные представители под контролем органа опеки и попечительства должны принимать незамедлительно по выявлении соответствующих нарушений.

Это в полной мере соответствует обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей либо собственниками которых являются дети-сироты, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Органы опеки и попечительства, одной из основных задач которых является контроль за сохранностью имущества детей-сирот (пункт 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 48-ФЗ) наряду с иными органами, уполномоченными осуществлять контроль за использованием и сохранностью закрепленных за детьми-сиротами жилых помещений, относятся к субъектам данного контроля.

Своевременное решение вопроса о выселении из жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам и лицам из их числа, бывших членов семьи (в частности граждан, лишенных родительских прав) будет препятствовать организации в жилых помещениях притонов, антисанитарного содержания этих помещений, а также обеспечит возможность предоставления жилых помещений в возмездное пользование иным лицам на время нахождения ребенка под опекой или попечительством либо в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это позволит получать дополнительный доход для нужд ребенка и снизит расходы на содержание жилого помещения.