1. Рекомендации по формированию списка граждан, претендующих на получение сертификата на выплату, реестра сертификатов, определению уполномоченного органа, осуществляющего выпуск и выдачу сертификата
1. Рекомендации по формированию списка граждан, претендующих на получение сертификата на выплату, реестра сертификатов, определению уполномоченного органа, осуществляющего выпуск и выдачу сертификата.
Право на выплату подтверждается именным документом на приобретение жилого помещения - сертификатом (пункт 11 статьи 8.1 Федерального закона N 159-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 г. N 2227 утверждены Правила выпуска и реализации сертификата на выплату лицам, указанным в пункте 1 статьи 8.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (далее - Правила выпуска и реализации сертификата).
В соответствии с пунктом 3 Правил выпуска и реализации сертификата уполномоченный орган ежегодно:
до 1 июля формирует список граждан, претендующих на получение сертификата в очередном календарном году (далее - список кандидатов), на основании предложений органов опеки и попечительства о численности кандидатов в получатели сертификата в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями;
до 1 ноября формирует реестр сертификатов на очередной календарный год с указанием номера сертификата, выпускаемого уполномоченным органом в пределах средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели. Форма реестра сертификатов и порядок ведения реестра сертификатов определяется уполномоченным органом (пункт 6 Правил выпуска и реализации сертификата).
Процедура формирования реестра сертификатов не связана с наличием заявлений о предоставлении выплаты и, соответственно, с оценкой обстоятельств, с которыми законодатель связывает возможность предоставления выплаты (пункт 2 статьи 8.1 Федерального закона N 159-ФЗ).
На уровне актов федерального законодательства помимо указания регистрационного номера сертификата иных сведений, включаемых в реестр сертификатов, не содержится, в связи с чем в реестр сертификатов допустимо вносить только порядковый номер сертификата.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что с 1 января 2026 г. информация о предоставлении выплаты, в том числе о регистрационном номере сертификата, решении о выдаче сертификата, дате выдачи сертификата и дате заключения договора купли-продажи жилого помещения, приобретенного за счет выплаты, размере выплаты, об адресе приобретенного жилого помещения, о дате исключения получателя выплаты из списка, размещается в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (пункт 16 статьи 8.1 Федерального закона N 159-ФЗ).
При этом информация размещается в указанной государственной информационной системе после выдачи сертификата.
Реестр сертификатов формируется в целях эффективного бюджетного планирования, в связи с чем организуется заблаговременный учет кандидатов в получатели сертификатов.
Предложения органов опеки и попечительства о численности кандидатов в получатели сертификата, прежде всего с учетом их возраста (достижение 23 лет), могут быть подготовлены во взаимодействии с уполномоченным исполнительным органом, который формирует сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по субъекту Российской Федерации.
Подготовка данных предложений возможна на основании сведений о фактическом проживании лиц, которые достигли возраста 23 лет, своевременно не обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (например, сведений о проживании в жилых помещениях, которые предоставлены во временное пользование органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, о временном проживании на безвозмездной основе в жилых помещениях, принадлежащих негосударственным некоммерческим организациям, в арендованных жилых помещениях), сведений о регистрации указанных лиц по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) муниципального образования, а также непосредственно на основании обращений данных лиц о реализации их жилищных прав в уполномоченный исполнительный орган, который формирует сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по субъекту Российской Федерации (например, за два прошедших года).
Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно установить порядок формирования списка кандидатов в получатели сертификата.
Федеральным законом N 159-ФЗ установлено, что решение о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении принимается комиссией, созданной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае наделения его законом субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями (пункт 10 статьи 8.1), и на основании решения указанной комиссии о предоставлении выплаты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется выдача сертификата получателям (пункт 12 статьи 8.1).
Однако, исходя из положений пунктов 3 и 6 Правил выпуска и реализации сертификата, с учетом сокращения, указанного в подпункте "г" пункта 1 и применяемого по всему тексту названных Правил, следует, что выпуск и вручение сертификата получателю может осуществляться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Кроме того, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 г. N 2227 форма сертификата позволяет выпускать его на бланке органа местного самоуправления.
В правоприменительной деятельности необходимо исходить из принципа приоритета законов над подзаконными актами, что означает доминирующее значение федерального закона.
Принимая во внимание принципы финансового обеспечения осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации целесообразно на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложить полномочия по:
- выпуску сертификатов в пределах средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации, и формированию реестра сертификатов (пункт 3 Правил выпуска и реализации сертификата);
- установлению порядка вручения сертификата его получателю, ведения реестра сертификатов и утверждения формы реестра сертификатов (пункт 6 Правил выпуска и реализации сертификата).
Включение в систему органов, осуществляющих деятельность по предоставлению выплаты лицам, которые достигли возраста 23 лет, органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению органов, отвечает одному из основных принципов предоставления государственных услуг, а именно принципу доступности обращения за предоставлением государственных услуг.
Органы местного самоуправления (в случае наделения их законом субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями) могут вести реестры сертификатов по своему муниципальному образованию. В таком случае рекомендуется сведения из данных реестров направлять органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который формирует сводный реестр сертификатов по субъекту Российской Федерации, в порядке и в сроки, которые установлены уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
Таким образом, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет занимать координирующее положение в данном процессе.
При этом рекомендуется рассмотреть возможность осуществления полномочий по формированию реестра сертификатов и формированию сводного списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, одним органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом следующего.
Приобретение жилых помещений в собственность либо при полном погашении предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона N 159-ФЗ, является основанием для исключения лиц из числа детей-сирот из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (подпункт 7 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Решение об исключении из списка оформляется распорядительным актом исполнительного органа по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и информация об исключении из списка размещается данным органом в Единой государственной информационной системе социального обеспечения не позднее следующего рабочего дня со дня исключения из списка (пункты 20, 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 <18>).
--------------------------------
<18> Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Таким образом, предлагаемый подход представляется логичным и позволит эффективно выстроить работу в сфере реализации жилищных прав лиц из числа детей-сирот.
В случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочием по вручению сертификатов лицам из числа детей-сирот, возможно придерживаться следующего алгоритма:
1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно до 1 ноября формирует реестр сертификатов, выпускаемых в пределах средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели, и в соответствии с графиком распределения сертификатов (с учетом списков граждан, претендующих на получение сертификата в очередном календарном году), доводит до органов местного самоуправления информацию о количестве сертификатов с указанием их регистрационных номеров (из реестра сертификатов).
2). Оформление бланков сертификатов, их учет и хранение, направление сертификатов, а также ведение реестра выданных сертификатов осуществляются органом местного самоуправления.
3). На основании протокола комиссии по принятию решений о предоставлении выплаты уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации издает распорядительный акт о предоставлении выплаты (о выдаче сертификата) или об отказе в предоставлении выплаты, выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего акта направляется органом местного самоуправления заявителю.
Орган местного самоуправления производит оформление сертификата на имя получателя и направляет его одновременно с выпиской из акта о предоставлении выплаты заявителю одним из способов, указанных в пункте 12 Правил подачи и рассмотрения заявления на предоставление лицам, указанным в пункте 1 статьи 8.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, и направления информации о принятом решении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 г. N 2227 (далее - Правила подачи и рассмотрения заявления на предоставление выплаты).
4). Орган местного самоуправления направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ведомость о вручении сертификатов.
5) Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления ежегодно, по состоянию на 1 января, проводится сверка данных об использовании бланков сертификатов, по результатам которой составляется акт.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875