Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 28 марта 2025 г. N 402

ЕДИНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНИКОВ И РАЗРАБОТАННЫХ В КОМПЛЕКТЕ
С НИМИ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Экспертиза учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий (в том числе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, разработанных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации), включаемых в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее соответственно - учебники и учебные пособия, перечень), проводится исходя из следующих единых принципов:

принцип единства критериев проведения экспертизы учебников и учебных пособий, в соответствии с которым Министерством просвещения Российской Федерации в утверждаемом в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" порядке формирования перечня устанавливаются единые критерии проведения экспертизы учебников и учебных пособий, применяемые как в отношении учебников и учебных пособий, исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство просвещения Российской Федерации, так и в отношении учебников и учебных пособий, правообладателями которых являются физические и (или) юридические лица, поступивших в Министерство просвещения Российской Федерации для проведения экспертизы учебников и учебных пособий;

принцип обоснованности и объективности экспертных заключений, в соответствии с которым по итогам проведения экспертизы учебников и учебных пособий формулируется обоснованный вывод о соответствии их содержания критериям проведения экспертизы учебников и учебных пособий с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ соответствующего уровня общего образования;

принцип независимости экспертов, в соответствии с которым привлекаемые к проведению экспертизы учебников и учебных пособий эксперты осуществляют объективную и беспристрастную подготовку экспертных заключений по результатам проведения экспертизы учебников и учебных пособий;

принцип анонимности экспертов, в соответствии с которым информация о личности экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы учебников и учебных пособий, не подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и передаче физическим и (или) юридическим лицам, являющимся правообладателями учебников и учебных пособий;

принцип учета результатов экспертизы учебников и учебных пособий, в соответствии с которым результаты экспертизы учебников и учебных пособий являются основанием для принятия решения Министерством просвещения Российской Федерации о включении (невключении) учебников и учебных пособий в перечень и учитываются при принятии такого решения в соответствии с порядком формирования перечня, предусмотренным абзацем вторым настоящего документа.