20. Особенности воспитательной работы в разных типах организаций отдыха детей и их оздоровления обусловлены прежде всего их ресурсным потенциалом, продолжительностью пребывания ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления в течение дня, его занятостью, в том числе обязательной образовательной или трудовой деятельностью, а также средой, в которой реализуется Программа.
21. Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе общеобразовательных организаций или на базе учреждения спорта и культуры. Для лагеря с дневным пребыванием детей характерны формы работы, не требующие длительной подготовки, репетиций с участниками. Предпочтение отдается игровым, конкурсным формам, использующим экспромт в качестве одного из методов. В связи с тем, что основную часть педагогического коллектива лагеря с дневным пребыванием детей составляют педагогические работники общеобразовательной организации, в календарном плане воспитательной работы преобладают привычные для образовательной организации форматы.
22. Особенности программы воспитательной работы в лагерях палаточного типа обусловлены прежде всего организацией деятельности в природной среде. В таких организациях отдыха детей и их оздоровления уделяется внимание системе самоуправления и чередованию творческих поручений, а также в большинстве программ палаточных лагерей предполагается наличие обучающих занятий туристско-краеведческой или физкультурно-спортивной направленностей. В связи с этим предпочтения отдаются форматам, предполагающим использование природной среды, а именно: игры на местности, квесты, экскурсии, тур-эстафеты.
23. Воспитательная работа и образовательная деятельность в детских специализированных (профильных) лагерях, детских лагерях различной тематической направленности предполагают углубленное изучение или продолжение дополнительного образования по той или иной направленности. Существенная часть продуктивного времени в течение дня приходится на обучение по профилю программы смены с вариативностью построения календарного графика воспитательной работы: с дополнением комплекса мероприятий тематическим материалом, изучаемым на смене, и (или) с дополнением комплекса мероприятий альтернативными предложениями с интеллектуальными, творческими событиями на командное взаимодействие с отработкой и совершенствованием индивидуальных, спортивных навыков.
24. Детские лагеря труда и отдыха, как правило, организуются для детей с 14 лет и предполагают ежедневную работу в течение нескольких часов.
Программа воспитательной работы такой организации отдыха детей и их оздоровления должна учитывать возрастные и психофизиологические особенности, уделять внимание вопросам профориентации, а также включать характерные дискуссионные форматы, ролевые игры, квизы и другие интеллектуальные конкурсы.
25. Стационарные организации отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием детей реализуют воспитательную работу с учетом всеобщности и взаимосвязи всех процессов, неотрывного включения детей в воспитывающее пространство, интенсивности коммуникативной нагрузки.
26. Уклад организаций отдыха детей и их оздоровления задает расписание деятельности организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад организации включает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытность организации. На формирование уклада конкретной организации отдыха детей и их оздоровления влияют региональные особенности: исторические, этнокультурные, социально-экономические, художественно-культурные, а также тип поселения.
27. Уклад организации отдыха детей и их оздоровления непосредственно связан с такими характеристиками, как открытость организации как социальной среды; цикличность (организация отдыха детей и их оздоровления как воспитательная организация существует в ситуации сменяемости периодов, переходя от периода активной деятельности во время смен к подготовительно-обобщающему периоду в межсезонье); временность (коллектив каждой смены различен); всеобщность (круглосуточность пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления, за исключением форм организаций отдыха детей и их оздоровления с дневным пребыванием детей); многопрофильность и вариативность (разнообразие видов деятельности, подвижность межличностных контактов, интенсивность отношений); предопределенность законов и традиций.
28. Элементами уклада являются:
28.1. Быт организации отдыха детей и их оздоровления является элементом уклада повседневной жизни детей, вожатых, сотрудников организации в течение смены и формирует архитектурно-планировочные особенности организации отдыха детей и их оздоровления (близость к природной среде, благоустроенность, техническая оснащенность, инфраструктура помещений для бытовых, досуговых, образовательных, спортивных и других занятий). Учитывая круглосуточное нахождение ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления, необходимо обеспечить комфортность решения естественно-культурных задач социализации (самообслуживание, гигиена).
28.2. Режим, соблюдение которого связано с обеспечением безопасности, охраной здоровья ребенка, что подкреплено правилами: "закон точности" ("ноль-ноль"), "закон территории" и другие. Планирование программы смены должно быть соотнесено с задачей оздоровления и отдыха детей в каникулярный период, а продолжительность сна, двигательной активности и прогулок <3> не должны быть сокращены из-за насыщенности мероприятиями. Учитывая интенсивность деятельности в организациях отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием, необходимо предусмотреть свободное время на восстановление, а также использовать разнообразие и чередование форм деятельности.
--------------------------------
<3> Таблица 6.7 главы VI санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. N 24 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный N 72558), действующих до 1 марта 2027 г.
28.3. Корпоративная культура организации отдыха детей и их оздоровления является элементом уклада и состоит из: миссии организации отдыха детей и их оздоровления, сформированных ценностей, правил и норм поведения, трудового этикета и стиля взаимоотношений с детьми и их родителем (родителями) или законным представителем (законными представителями), внешнего вида сотрудников и детей.
28.4. Символическое пространство организации отдыха детей и их оздоровления включает в себя традиции, правила, легенды, кричалки, песенно-музыкальную культуру, ритуалы и другие. Каждый элемент символического пространства организации отдыха детей и их оздоровления имеет условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно связанную по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности организации и государственной политикой в области воспитания, используемые в практической деятельности. Песенно-музыкальная культура должна быть основана на отечественном наследии, лучших образцах песенного и музыкального творчества. Легенды являются уникальным инструментом осознания ребенком в процессе обсуждения с коллективом нравственных категорий, ценностей, являющимися основой воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления. Также к символическому пространству относятся информационные стенды для детей и сотрудников, отрядные уголки, дизайн воспитывающей среды, малые архитектурные формы, которые взаимодополняют и усиливают воспитательный эффект посредством интеграции в символическое пространство и игровую модель.
торжественными (по поводу символических событий из жизни организации отдыха детей и их оздоровления, общественной жизни): торжественные линейки, ритуалы, связанные с атрибутами организации (знамя, флаг, памятный знак), организация почетного караула, смотр, парад, ритуалы почести героям: возложение гирлянд и другое;
ритуалы повседневной жизни, которые насыщают деятельность организации эмоционально-игровой атмосферой. Они регулируют самые повторяющиеся (традиционные) действия, необходимые для стабильного функционирования организации: передача дежурства, начало или завершение дела, дня, рабочая линейка, либо могут представлять эмоциональный (романтический) фон повседневной жизни организации: "тайный знак" - ритуал приветствия для участников смены или игровой ситуации в организации отдыха детей и их оздоровления; передача "наказа" (обращение) от смены к смене и другое.
29. Реализация Программы включает в себя:
29.1. Подготовительный этап включает в себя со стороны управленческого звена организации отдыха детей и их оздоровления подбор и обучение педагогического состава с практическими блоками освоения реализации содержания Программы, установочное педагогическое совещание с включением всего кадрового состава, подготовка методических материалов, включая примеры сценариев для проведения работы на отрядном уровне, планирование деятельности, информационную работу с родителем (родителями) или законным представителем (законными представителями).
29.2. Организационный период смены связан с реализацией основных задач: адаптация детей к новым условиям, знакомство с режимом, правилами, укладом организации отдыха детей и их оздоровления, формирование временный детский коллектив. Содержание событий организационного периода представлено в инвариантных (обязательных) общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане воспитательной работы.
29.3. Основной период смены направлен на максимальное развитие личностного потенциала каждого ребенка посредством коллективной деятельности как на уровне отряда, так и в иных объединениях. Содержание событий основного периода представлено в инвариантных (обязательных) общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане воспитательной работы.
29.4. Итоговый период смены является ключевым этапом для подведения итогов совместной деятельности, фиксации и принятием участниками смены позитивного опыта и формированию индивидуальных маршрутов дальнейшего развития потенциала детей. Содержание событий итогового периода представлено в инвариантных (обязательных) общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане.
29.5. Этап последействия включает в себя подведение итогов реализации программы воспитательной работы, определение наиболее и наименее эффективных форм деятельности, сопровождение детей и поддержка в реализации идей и личностного потенциала по возвращении в постоянный детский коллектив посредством обратной связи или характеристик, направленных или переданных в образовательную организацию.
29.6. Анализ воспитательной работы организации отдыха детей и их оздоровления осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами воспитанников.
Основным методом анализа воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления является самоанализ с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов, который проводится ежегодно для круглогодичного лагеря и по окончании летней оздоровительной кампании для сезонного.
Планирование анализа воспитательной работы включается в календарный план воспитательной работы.
Анализ проводится совместно с вожатско-педагогическим составом, с заместителем директора по воспитательной работе (старшим воспитателем, педагогом-психологом, педагогом-организатором, социальным педагогом (при наличии) с последующим обсуждением результатов на педагогическом совете.
Основное внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством: реализации программы воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления в целом; работы конкретных структурных звеньев организации отдыха детей и их оздоровления (отрядов, органов самоуправления, кружков и секций); деятельности педагогического коллектива; работы с родителем (родителями) или законным представителем (законными представителями); работы с партнерами.
Организация вправе сама подбирать удобный инструментарий для мониторинга результативности воспитательной работы. При выборе методик следует учитывать их валидность, адаптированность для определенного возраста и индивидуальных особенностей детей.
Итогом самоанализа является перечень достижений, а также выявленных проблем, над решением которых предстоит работать вожатско-педагогическому коллективу.
Итогом результативности воспитательной работы (самоанализа) может являться аналитическая справка, являющаяся основанием для корректировки программы воспитания на следующий год.
30. Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными организациями в условиях организации отдыха детей и их оздоровления способствует успешной реализации Программы, включающей в себя совместную деятельность с различными образовательными организациями, организациями культуры, спорта, общественными и молодежными объединениями, иными юридическими лицами, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада организации.
Рекомендуется планирование партнерского взаимодействия с Движением Первых, молодежной общероссийской общественной организацией "Российские Студенческие Отряды", Учебно-методическим центром военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард" и другими общероссийскими общественными объединениями и организациями.
Привлечение воспитательного потенциала партнерского взаимодействия предусматривает (указываются конкретные позиции, имеющиеся в организации отдыха детей и их оздоровления, или запланированные):
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках данной Программы и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и другие);
проведение на базе организаций-партнеров отдельных занятий, тематических событий, отдельных мероприятий и акций;
совместная реализация тематических и профильных смен;
социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами благотворительного, экологического, патриотического, трудового и иных направлений деятельности, ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего социума и позитивное воздействие на социальное окружение.
Партнерское взаимодействие создает многоуровневую систему поддержки организации отдыха и оздоровления детей и способствует более эффективной реализации Программы воспитательной работы, развитию социальных навыков у детей.
31. Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родительским сообществом - родителями (законными представителями) детей - может предусматривать следующие форматы (указываются конкретные позиции, имеющиеся в организации отдыха детей и их оздоровления, или запланированные):
информирование родителя (родителей) или законного представителя (законных представителей) до начала заезда ребенка в организацию отдыха детей и их оздоровления об особенностях воспитательной работы, внутреннего распорядка и режима, необходимых вещах, которые понадобятся ребенку, с помощью информации на сайте организации, в социальных сетях и мессенджерах;
проведение тематических собраний, на которых родитель (родители) или законный представитель (законные представители) могут получать советы по вопросам воспитания, консультации специалистов психолого-педагогической службы организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе в режиме видеоконференции;
дни и события, в которые родитель (родители) или законный представитель (законные представители) могут посещать организацию отдыха детей и их оздоровления в специально отведенных местах в соответствии с распорядком дня и локальными документами данной организации, нормами санитарно-эпидемиологического законодательства, планами и содержанием программной деятельности, утвержденными в организации формами взаимодействия родителя (родителей) или законного представителя (законных представителей) и детей;
размещение информационных стендов в местах, отведенных для общения детей и родителя (родителей) или законного представителя (законных представителей), как правило около входной группы (ворот и контрольно-пропускного пункта (КПП) с информацией, полезной для родителей или законных представителей федерального, регионального и общелагерного уровня;
родительские форумы на интернет-сайте организации отдыха детей и их оздоровления, интернет-сообщества, группы с участием педагогов и вожатых, на которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, согласуется совместная деятельность;
участие родителя (родителей) или законного представителя (законных представителей) детей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных соответствующими локальными нормативными документами организации отдыха детей и их оздоровления;
при наличии среди детей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и так далее, осуществляется целевое взаимодействие с их родителем (родителями) или законным представителем (законными представителями).
32. Кадровое обеспечение реализации Программы предусматривает механизм кадрового обеспечения организации отдыха детей и их оздоровления, направленный на достижение высоких стандартов качества и эффективности в области воспитательной работы с детьми: систему отбора, форму трудоустройства, количество необходимого педагогического персонала и вожатых; распределение функционала, связанного с планированием, организацией, обеспечением и реализацией воспитательной деятельности с указанием должностей в соответствии со штатным расписанием организации, расстановку кадров; вопросы повышения квалификации педагогических работников в области воспитания и образования; систему подготовки вожатых для работы в организации отдыха детей и их оздоровления; систему мотивации и поддержки педагогических работников и вожатых; систему методического обеспечения деятельности вожатско-педагогического состава; систему наставничества и преемственности в трудовом коллективе организации отдыха детей и их оздоровления.
33. Методическое обеспечение реализации Программы предназначено для специалистов, ответственных за реализацию содержания программы смены (руководитель организации отдыха детей и их оздоровления, заместитель руководителя по воспитательной работе, старший воспитатель, старший вожатый). На основе Программы создаются программы воспитательной работы для каждой организации отдыха детей и их оздоровления, после чего для каждой смены формируется программа, календарный план (план-сетка) с учетом регионального компонента и соответствующих срокам проведения смены памятных дат, отражая тип организации, длительность и тематику смены, игровую модель, интегрируя инвариантные и вариативные модули с опорой на универсальный для каждой организации отдыха детей и их оздоровления календарный план.
Для подготовки кадрового состава специалистами, ответственными за реализацию содержания программы, создается методический комплекс, включающий типовые сценарии ключевых событий, памятки и инструкции, дидактические материалы, диагностические материалы.
При организации обучения кадрового состава рекомендуется интегрировать содержание Программы в план подготовки, позволяя специалистам организации отдыха детей и их оздоровления получить опыт реализации Программы на практике.
В рамках реализации содержания Программы ежесменно рекомендуется формирование системы аналитической деятельности, включающей педагогические совещания, планерные встречи всего кадрового состава.
34. Материально-техническое обеспечение реализации Программы определяет базовый минимум, который необходим для любого типа организации отдыха детей и их оздоровления для качественной реализации содержания программы воспитательной работы (указываются конкретные позиции, имеющиеся в организации отдыха детей и их оздоровления, или запланированные):
флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг Российской Федерации, флаг субъекта Российской Федерации, флаг организации отдыха детей и их оздоровления (при наличии);
музыкальное оборудование и необходимые для качественного музыкального оформления фонограммы, записи (при наличии);
оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий, отрядные места, отрядные уголки (стенды);
спортивные площадки и спортивный инвентарь;
канцелярские принадлежности в необходимом количестве для качественного оформления программных событий;
специальное оборудование, которое необходимо для реализации конкретной программы воспитательной работы, направлений воспитательной деятельности и направленностей дополнительного образования;
специальное оборудование, которое необходимо для обеспечения инклюзивного пространства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875