II. Оценка эффективности налогового расхода

6. Оценка эффективности налогового расхода включает в себя оценку целесообразности налогового расхода и оценку результативности налогового расхода.

7. В соответствии с пунктом 13 Правил оценка целесообразности налогового расхода проводится в соответствии с настоящим пунктом по следующим критериям:

а) соответствие налогового расхода целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации;

б) востребованность плательщиками льготы, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы, за 5-летний период.

8. Налоговый расход должен соответствовать критериям целесообразности, указанным в пункте 7 настоящей Методики. В случае несоответствия налогового расхода хотя бы одному из таких критериев и (или) недостижения положительных значений оценки вклада, предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и (или) достижения более высоких показателей результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, по результатам оценки бюджетной эффективности налогового расхода в соответствии с пунктом 14 Правил Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации предложения о сохранении (уточнении, отмене) льготы, обусловливающей налоговый расход.

9. Налоговый расход оказывает влияние на достижение цели "Улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 5 млн. семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, и выражается в дополнительном финансовом стимулировании улучшения жилищных условий семей при приобретении (строительстве) ими жилья с использованием целевых займов (кредитов).

Востребованность плательщиками льготы определяется как соотношение численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы, за 5-летний период по следующей формуле:

Рисунок 1

где:

Lj - востребованность плательщиками льготы в j-м году;

OBj - численность плательщиков, обратившихся впервые и получивших льготу в j-м году, определяемая в соответствии с настоящим пунктом на основании показателя (OB);

Opj - численность плательщиков, являющихся налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и приобретших (построивших) жилье с использованием целевого займа (кредита) в j-м году, определяемая в соответствии с настоящим пунктом на основании показателя (Op);

j - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5 (j = 1 при расчете показателей в рамках отчетного года).

Численность плательщиков, обратившихся впервые и получивших льготу (OB), определяется по следующей формуле:

Рисунок 2

где:

H3-ндфл - численность плательщиков, которым предоставлены льготы, по декларациям о доходах, определяемая на основании сведений, размещенных в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Федеральной налоговой службы;

H2-ндфл - численность плательщиков, которым предоставлены имущественные налоговые вычеты по коду вычета 312 <*>, определяемая на основании сведений, размещенных в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Федеральной налоговой службы;

--------------------------------

<*> В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 10 сентября 2015 г. N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2015 г., регистрационный N 39705), с изменениями, внесенными приказами Федеральной налоговой службы от 22 ноября 2016 г. N ММВ-7-11/633@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2016 г., регистрационный N 44708), от 24 октября 2017 г. N ММВ-7-11/820@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2017 г., регистрационный N 49351), от 28 сентября 2021 г. N ЕД-7-11/844@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 октября 2021 г., регистрационный N 65648), от 16 декабря 2022 г. N ЕД-7-11/1216@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 января 2023 г., регистрационный N 72122), от 9 января 2024 г. N ЕД-7-11/3@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2024 г., регистрационный N 77206), от 18 октября 2024 г. N ЕД-7-11/877@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2024 г., регистрационный N 80480).

КК - корректировочный коэффициент, учитывающий средний расчетный срок (количество лет) получения льготы в размере 390 тыс. рублей, исходя из среднегодового дохода плательщика, рассчитываемый по формуле:

Рисунок 3

где:

ЗП - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в отчетном году в рублях, определяемая на основании статистических данных, размещенных в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики;

Hст - ставка НДФЛ, установленная в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Численность плательщиков, приобретших (построивших) жилье с использованием целевого займа (кредита) (Op), определяется по формуле:

Op = Oк x Кп,

где:

Oк - количество ипотечных жилищных кредитов в рублях и иностранной валюте, предоставленных плательщикам, определяемое на основании сведений, размещенных в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации;

Кп - коэффициент пересчета, показывающий численность плательщиков, являющихся налогоплательщиками НДФЛ, приходящихся в среднем на 1 семью в отчетном году, определяемый по формуле:

Рисунок 4

где:

H - общее количество физических лиц, получивших доходы в отчетном году, определяемое на основании сведений, размещенных в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Федеральной налоговой службы;

Чнаселения - численность населения Российской Федерации на конец отчетного года, на основании статистических данных, размещенных в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики;

2,2 - средний размер частного домохозяйства, определяемый на основании статистических данных, размещенных в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики.

Льгота считается востребованной в случае, если ей воспользовались не менее 18 процентов плательщиков от их общего количества.

10. Оценка результативности налогового расхода включает:

а) оценку вклада льготы в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации;

б) оценку бюджетной эффективности налогового расхода;

в) оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налогового расхода (не производится в соответствии с пунктом 17 Правил).

11. Для целей оценки вклада льготы в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, указанной в подпункте "а" пункта 10 настоящей Методики, в качестве показателя, на значение которого оказывает влияние налоговый расход, используется показатель "Количество семей, улучшивших жилищные условия".

Оценка вклада льготы в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, указанная в подпункте "а" пункта 10 настоящей Методики, в значении показателя "Количество семей, улучшивших жилищные условия" (Ij) определяется по следующей формуле:

Рисунок 5

где:

Oв - численность плательщиков, обратившихся впервые и получивших льготу в отчетном году, определяемая в соответствии с пунктом 9 настоящей Методики;

Sбаз - количество семей, улучшивших жилищные условия в отчетном году, определяемое в соответствии с методикой расчета показателя "Количество семей, улучшивших жилищные условия" за отчетный период (прошедший год), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. N 542.

Вклад льготы в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.

12. В целях проведения оценки бюджетной эффективности налогового расхода осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации.

Сравнительный анализ результативности предоставления льгот осуществляется путем сравнения объемов расходов федерального бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и объемов предоставленных льгот в случае предоставления и (или) планируемого предоставления льгот.

В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, могут учитываться субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет федерального бюджета.

Вывод о бюджетной эффективности налогового расхода определяется на основе расчета бюджетной эффективности налогового расхода (B) по следующей формуле:

Рисунок 6

где:

A - сумма средств федерального бюджета, направленная получателям по альтернативному механизму поддержки, обеспечившему достижение показателя в отчетном году, определяемая как объем субсидии акционерному обществу "ДОМ.РФ", в виде вкладов в имущество, не увеличивающих его уставный капитал, для возмещения российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) (далее - льготный ипотечный кредит), предоставленным гражданам Российской Федерации (данные, размещенные в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 658 "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет");

X - количество заключенных льготных ипотечных кредитов в среднем за отчетный год (данные акционерного общества "ДОМ.РФ", размещенные в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");

n - средний срок, на который заключаются льготные ипотечные кредиты, за период действия программы льготного ипотечного кредитования (данные официальной статистической информации и (или) иные официальные сведения из открытых источников);

Oв - численность плательщиков, обратившихся впервые и получивших льготу в отчетном году, определяемая в соответствии с пунктом 9 настоящей Методики;

O - общий объем льготы в отчетном году, определяемый на основании сведений, представляемых Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 Правил;

NV.ср - среднее расчетное количество лет, за которое плательщик получает льготу;

Кг - коэффициент снижения процентных расходов по мере погашения льготного ипотечного кредита, определяемый по следующей формуле:

Рисунок 7

где:

Рисунок 8

где:

Ка - коэффициент аннуитета;

Ст - средневзвешенная ставка по льготному ипотечному кредиту с начала действия программы льготного ипотечного кредитования (данные акционерного общества "ДОМ.РФ", размещенные в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").

13. Налоговый расход признается эффективным, если показатель бюджетной эффективности налогового расхода (B) принимает значение большее или равное нулю.

Вывод по результатам оценки эффективности налогового расхода должен включать в себя:

а) вывод о достижении целевых характеристик (критериев целесообразности) налогового расхода;

б) вывод о вкладе налогового расхода в достижение целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации;

в) вывод о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации.

По итогам оценки эффективности налогового расхода Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации формирует вывод о необходимости сохранения (уточнения, отмены) льготы, обусловливающей налоговый расход.