XII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан

XII. Порядок работы с обращениями граждан

и организаций, прием граждан

12.1. В федеральном органе исполнительной власти подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления или жалобы граждан и организаций (далее - обращения) по вопросам сфер деятельности федеральных органов исполнительной власти, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме или в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), иной информационной системы федерального органа исполнительной власти либо официального сайта федерального органа исполнительной власти в сети Интернет, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан (если иное не установлено Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"), или в форме устного обращения к руководителю федерального органа исполнительной власти или уполномоченному должностному лицу во время личного приема граждан.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

При необходимости государственный орган, сенатор Российской Федерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение, информируются о результатах его рассмотрения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящего раздела не распространяются на взаимоотношения граждан и федеральных органов исполнительной власти в процессе реализации федеральными органами исполнительной власти государственных функций и предоставления государственных услуг этим гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствующими административными регламентами, а до их принятия - актами федеральных органов исполнительной власти.

Порядок предоставления гражданам информации по их запросам, в том числе информации справочного характера, устанавливается регламентами федеральных органов исполнительной власти в соответствии с разделом XV настоящего Типового регламента.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 936)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1(1). Обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с даты поступления в федеральный орган исполнительной власти или уполномоченному должностному лицу.

(п. 12.1(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.2. Поступившие в федеральный орган исполнительной власти обращения в зависимости от содержания докладываются руководителю (заместителю руководителя) федерального органа исполнительной власти либо направляются руководителям соответствующих структурных подразделений.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращения, поступившие в федеральное министерство, могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в находящиеся в ведении федерального министерства федеральные службы и федеральные агентства, их территориальные органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращения, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц федерального органа исполнительной власти, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращения, содержащие обжалование актов (приказов) федерального органа исполнительной власти, направляются соответствующим структурным подразделениям (в том числе в юридическую службу) для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае ответ заявителю дается заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти (в соответствии с распределением обязанностей) с информированием заявителя о принятом решении и при необходимости о порядке обжалования актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращения рассматриваются в федеральном органе исполнительной власти в течение 30 дней с даты их регистрации. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен руководителем федерального органа исполнительной власти либо уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 675, от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.3. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, или если в обращении, поступившем в форме электронного документа, не указана фамилия гражданина, направившего обращение, ответ на обращение не дается. Если в таком обращении, а также в иных обращениях содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Федеральный орган исполнительной власти при получении обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов, сообщить гражданину, направившему указанное обращение, о недопустимости злоупотребления правом, а также направить указанное обращение для рассмотрения в соответствующий правоохранительный орган.

В случае если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае если в обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель федерального органа исполнительной власти либо уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же федеральный орган исполнительной власти. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

(п. 12.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2007 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.4. Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кроме того, в федеральном органе исполнительной власти, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций. В указанных случаях руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти информируют об этом заявителей.

В случае если поставленные в обращениях вопросы не входят в компетенцию федерального органа исполнительной власти, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти направляют такие обращения в 7-дневный срок с даты их регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов, с уведомлением заявителей, направивших обращения, о переадресации обращений, за исключением случая, когда текст обращения не поддается прочтению.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 675, от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней с даты его регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.10.2007 N 675; в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный орган исполнительной власти при направлении обращения на рассмотрение в другой орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.10.2007 N 675; в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный орган исполнительной власти по направленному в установленном порядке запросу органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязан в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.10.2007 N 675; в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.5. Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы либо ответы в форме электронных документов.

(п. 12.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.6. Руководители федеральных органов исполнительной власти обеспечивают учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций, в том числе анализ следующих данных:

а) количество и характер рассмотренных обращений граждан;

б) количество и характер рассмотренных обращений организаций;

в) количество и характер решений, принятых по обращениям граждан и организаций федеральным органом исполнительной власти в пределах его полномочий;

г) количество и характер судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях;

д) количество и характер судебных споров с организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.

Руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти организуют учет и анализ этих вопросов и подготавливают предложения, направленные на устранение недостатков, в том числе в области нормативного регулирования.

12.7. Структурное подразделение, определенное руководителем федерального органа исполнительной власти, обобщает результаты анализа обращений по итогам года и представляет проект соответствующего доклада руководителю федерального органа исполнительной власти для последующего направления в Правительство.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

По итогам года руководители (заместители руководителей) федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства, направляют доклад с обобщенными результатами анализа обращений также в соответствующее федеральное министерство.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.8. Поступившие на имя руководителя федерального органа исполнительной власти обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, содержащие жалобы на нарушение законодательства Российской Федерации, положения о федеральном органе исполнительной власти и регламента федерального органа исполнительной власти, докладываются руководителю федерального органа исполнительной власти его заместителями, руководителями структурных подразделений, а также руководителями (заместителями руководителей) федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства, с представлением заключений структурных подразделений, определенных руководителем (в том числе, при необходимости, юридической службы) в 10-дневный срок.

Поступившие на имя руководителя федерального органа исполнительной власти обращения организаций, содержащие жалобы (несогласие, неудовлетворенность и т.п.) на результаты рассмотрения ранее поступивших в федеральный орган исполнительной власти обращений этих организаций, направляются соответствующим заместителям руководителя федерального органа исполнительной власти, руководителям структурных подразделений для ответа.

12.9. Для приема обращений в форме электронных документов применяется платформа обратной связи единого портала, иная информационная система федерального органа исполнительной власти либо официальный сайт федерального органа исполнительной власти в сети Интернет, обеспечивающие идентификацию и (или) аутентификацию граждан.

(п. 12.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.10. Основанием для отказа в рассмотрении обращения в форме электронного документа, помимо оснований, указанных в пункте 12.3 настоящего Типового регламента, также может являться:

а) поступление дубликата уже принятого обращения в форме электронного документа;

б) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).

(п. 12.10 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.11. Ответ на обращение в форме электронного документа направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти или должностному лицу в форме электронного документа, либо по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на едином портале или в иной информационной системе федерального органа исполнительной власти, обеспечивающей идентификацию и (или) аутентификацию гражданина, при использовании единого портала или иной информационной системы и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти или должностному лицу в письменной форме.

Ответы на обращения подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти либо уполномоченным должностным лицом.

(п. 12.11 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.12. Личный прием граждан в федеральных органах исполнительной власти проводится их руководителями и уполномоченными должностными лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2007 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если во время приема граждан решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное обращение, которое после регистрации направляется на рассмотрение в соответствующие структурные подразделения федерального органа исполнительной власти.

В случае если поставленные гражданином во время приема вопросы не входят в компетенцию федерального органа исполнительной власти, ему разъясняется порядок обращения в соответствующие органы государственной власти.

12.13. Порядок использования федеральными органами исполнительной власти платформы обратной связи единого портала для получения и обработки обращений, направляемых с использованием платформы обратной связи единого портала, и направления ответов на такие обращения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N 2334 "Об утверждении Правил использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для направления гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, объединениями граждан, в том числе юридическими лицами, обращений и сообщений в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам, а также для получения и обработки такими органами и организациями указанных обращений и сообщений и направления ответов на такие обращения и сообщения".

(п. 12.13 введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2025 N 346)