II. Рекомендации к образовательным программам

В ОП ВО должны быть включены базовые курсы продолжительностью не менее 8 часов для обучающихся, желающих обучиться на "цифровой кафедре", а также должно быть предусмотрено предварительное тестирование.

Целью освоения базового курса является формирование общих знаний о современных цифровых технологиях и их применении в конкретной отрасли.

Результаты тестирования по базовому курсу являются основанием для принятия решения о приеме обучающихся на "цифровую кафедру". Базовые курсы разрабатываются университетами - участниками программы "Приоритет-2030", университетами - кандидатами на участие в программе "Приоритет-2030" и (или) их партнерами и доступны в открытом доступе на безвозмездной основе. Тематика базового курса должна соответствовать отраслевому направлению подготовки студентов.

К процессу разработки, актуализации и реализации ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО, направленных на получение дополнительной квалификации в области информационных технологий, должны быть обязательно привлечены представители компаний ИТ-сферы, отраслевых организаций и предприятий, разрабатывающих и (или) применяющих цифровые технологии, научные и научно-педагогические работники, в том числе из других образовательных и научных организаций.

Представители компаний ИТ-сферы, отраслевых организаций и предприятий, разрабатывающих и (или) применяющих цифровые технологии, научные и научно-педагогические работники должны отвечать не менее двум требованиям из перечисленных:

а) высшее и (или) дополнительное образование в ИТ-сфере;

б) полученный не более 4 лет назад стаж педагогической работы в образовательной организации высшего образования и (или) работы в компании ИТ-сферы не менее 3 лет;

в) реализованные проекты и (или) исследования, и (или) патенты, связанные с разработкой, внедрением, развитием цифровых технологий.

При определении профиля ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

1. Цифровые компетенции, наиболее востребованные в отрасли (в том числе региональными работодателями), для которой готовятся высококвалифицированные кадры, обладающие цифровыми компетенциями, по ОП ВО университета - участника программы "Приоритет-2030".

2. Для ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО рекомендуется обеспечение отраслевой принадлежности в соответствии со следующим перечнем отраслей:

а) добывающая промышленность и природопользование (техносферная безопасность, промышленное природопользование);

б) здравоохранение (медицина, фармакология, психология, физическая культура и спорт);

в) маркетинг, реклама и связи с общественностью;

г) медиа и средства массовой информации;

д) обрабатывающая промышленность (машиностроение, металлургия, химическая промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность, деревообрабатывающая промышленность, электронная промышленность, фармацевтическая промышленность);

е) образование и наука (педагогика, дистанционные образовательные технологии и электронное образование, исследования и разработки);

ж) сельское хозяйство и агропромышленный комплекс;

з) социальная сфера (экология, культура, искусство, дизайн, туризм и гостеприимство, юриспруденция, лингвистика);

и) строительство и городское хозяйство (градостроительство и архитектура, жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда, промышленное строительство, дорожное строительство, комплексное развитие территорий);

к) топливно-энергетический комплекс (топливная промышленность, ядерная энергетика, электроэнергетика);

л) транспортная отрасль (автомобильный, железнодорожный, морской, речной, авиационный транспорт, дорожное хозяйство и перевозки, транспортная безопасность);

м) экономика, финансы и управление.

При реализации ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО университет - участник программы "Приоритет-2030" вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, сетевую форму реализации образовательных программ.

Рекомендуется при реализации ДПП ПП предусмотреть практикоориентированность обучения, предусматривающую знакомство обучающихся с применяемыми в отраслях цифровыми технологиями, работу с кейсами, актуальными задачи индустриальных партнеров, выполнение индивидуальных и групповых проектов.

Нормативный срок обучения по ДПП ПП или ИТ-модулям в рамках ОП ВО составляет не менее 9 и не более 15 месяцев. Минимальная трудоемкость ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО составляет 250 часов. При этом нормативный срок и минимальная трудоемкость ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО в области информационной безопасности устанавливается в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1316 "Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2020 г., регистрационный N 60696).

ДПП ПП или ИТ-модули должны предусматривать не менее 2 и не более 5 цифровых компетенций из Матрицы компетенций, актуальных для цифровой экономики (далее - Матрица цифровых компетенций), при этом не менее 1 компетенции должно быть выбрано из раздела I Матрицы цифровых компетенций.

ДПП ПП или ИТ-модули оформляются в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках проекта "Цифровые кафедры", включающими Матрицу цифровых компетенций и утверждаемые Минобрнауки России по согласованию с Минцифры России.

Практические занятия составляют не менее 40% от общего объема ДПП ПП или ИТ-модулей.

Актуализированные и (или) разработанные ДПП ПП или ИТ-модули в рамках ОП ВО проходят экспертизу, организованную автономной некоммерческой организацией "Цифровая экономика" с участием ведущих экспертов ИТ-компаний и отраслевых организаций и предприятий, на соответствие потребностям приоритетных отраслей экономики (далее - экспертиза).

Реализация ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО на "цифровой кафедре" возможна при наличии положительного заключения по итогам экспертизы. Экспертиза проводится ежегодно в отношении новых и актуализированных ДПП ПП или ИТ-модулей.

Дополнительно в отношении ДПП ПП или ИТ-модулей, по которым по результатам итоговой оценки цифровых компетенций (ассесмента) зафиксированы неудовлетворительные результаты обучения (более 30% обучающихся не достигли целевого уровня сформированности компетенций), проводится повторная экспертиза. В случае если численность выпускников на "цифровой кафедре" в предыдущем году ниже планового количества выпускников, повторной экспертизе подлежат все ДПП ПП или ИТ-модули такого университета. Также повторная экспертиза проводится в отношении ДПП ПП или ИТ-модулей, прошедших экспертизу и утвержденных более 3-х лет назад.

Экспертиза ДПП ПП осуществляется в соответствии со следующими группами критериев:

1. Оценка соответствия формальным требованиям (компетенции, практикоориентированность, квалификация преподавателей, отраслевая принадлежность);

2. Оценка отраслевой компоненты (актуальность изучаемых цифровых технологий в выбранной отрасли, наличие отраслевых кейсов, заданий);

3. Оценка ИТ-компоненты (актуальность и качество проработки содержания в части ИТ-технологий);

4. Оценка образовательной компоненты (методическая проработка, включая планирование необходимых для формирования цифровых компетенций знаний, умений и опыта практической деятельности, соответствие форм и методов обучения, содержания и оценочных средств образовательным результатам, планирование индивидуальных образовательных траекторий, требования и задания для демонстрационного экзамена).

Критерии экспертизы и результаты экспертизы утверждаются автономной некоммерческой организацией "Цифровая экономика" по согласованию Минобрнауки России при участии Минцифры России.

По итогам экспертизы формируется заключение автономной некоммерческой организации "Цифровая экономика" о соответствии или несоответствии ДПП ПП указанным критериям, включающее рекомендации по доработке ДПП ПП (при необходимости).

ДПП ПП, получившие заключение о несоответствии критериям в рамках проведенной экспертизы, не допускаются до реализации ДПП ПП.

После завершения обучения по ДПП ПП обучающиеся допускаются к итоговой аттестации. Итоговая аттестация проводится с участием представителей профильных организаций-работодателей в формате демонстрационного экзамена и предусматривает выполнение обучающимся профессиональных задач и оценку результатов и (или) процесса выполнения.

Задания демонстрационного экзамена разрабатываются с участием организаций-работодателей, отраслевых партнеров и профессиональных сообществ. Демонстрационный экзамен должен предусматривать выполнение (демонстрацию) обучающимся деятельности, завершающейся получением результата (продукта или его элемента), значимого при выполнении трудовой функции или трудовых действий.

Механизм проведения демонстрационного экзамена определяется университетами - участниками проекта самостоятельно. Итоговая аттестация может проходить: в форме защиты проекта, в ходе которого обучающиеся используют и демонстрируют цифровые компетенции, предусмотренные в процессе освоения ДПП ПП. Защита проекта сопровождается презентацией и докладом об основных этапах реализации проекта, а также демонстрацией прототипа проектного решения. Возможна защита проекта как в группах, так и индивидуально, а также проведение демонстрационного экзамена с применением дистанционных технологий.

Лицам, успешно освоившим соответствующую ДПП ПП и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке. Диплом о профессиональной переподготовке выдается не ранее получения соответствующего документа об образовании и о квалификации (за исключением лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование).

Лицам, успешно освоившим соответствующие ИТ-модули в рамках ОП ВО, присваивается квалификация в соответствии с перечнями специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденными приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1060 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30160) и от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 301630), которая указывается в документах об образовании и о квалификации.

При расчете численности лиц, завершивших обучение на "цифровых кафедрах" в отчетном периоде, учитываются лица, завершившие обучение на бесплатной основе в целях получения дополнительной квалификации по ИТ-профилю в рамках обучения по образовательным программам высшего образования, а также по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки ИТ-профиля, достигшие целевого уровня развития цифровых компетенций по результатам итоговой оценки и прошедшие итоговую аттестацию.