II. Основное общее образование

5. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ основного общего образования, для поступающих в 5 класс определяется умениями:

5.1. Слушание

Понимать прослушанный художественный или научно-популярный текст объемом не более 75 - 80 слов, отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста (не менее 3).

5.2. Говорение

Понимать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Понимать роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Участвовать в диалоге объемом не менее 3 реплик в ситуациях учебного общения и на основе жизненных наблюдений, соблюдать при письме и говорении правила русского речевого этикета.

Строить устное монологическое высказывание (4 - 6 предложений) в учебной или социально-бытовой ситуации общения.

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст (объем исходного текста не более 75 - 80 слов).

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

5.3. Чтение

Читать вслух текст объемом не более 75 - 80 слов с соблюдением интонации в соответствии с пунктуационным оформлением текста.

Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли.

5.4. Письмо

Создавать небольшие письменные тексты (3 - 5 предложений) в определенной ситуации общения по опорным вопросам.

Подробно передавать в письменной форме содержание текста (объем исходного текста не более 75 - 80 слов).

Правильно списывать тексты объемом не более 75 слов.

Применять правила правописания:

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на "-мя", "-ий", "-ие", "ия", на "-ья", "-ье" во множественном числе, собственных имен существительных на "-ов", "-ин", "-ий");

безударные падежные окончания имен прилагательных;

безударные личные окончания глаголов.

Использовать знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными союзами "и", "а", "но", и без союзов.

5.5. Лексика. Грамматика

Подбирать к предложенным словам синонимы, антонимы.

Употреблять глаголы, имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения в речи.

Употреблять имена существительные в соответствии с их морфологическими признаками (род, число, падеж).

Употреблять имена прилагательные в соответствии с их морфологическими признаками (род, число, падеж).

Употреблять глаголы в соответствии с их морфологическими признаками (время, лицо, число, род).

Составлять простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочиненные с союзами "и", "а", "но" и бессоюзные сложные предложения без называния терминов).

6. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ основного общего образования, для поступающих в 6 класс определяется умениями:

6.1. Слушание

Понимать содержание прослушанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 90 слов: устно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста (не менее 4).

6.2. Говорение

Объяснять многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Участвовать в диалоге объемом не менее 3 реплик в ситуациях учебного общения и на основе жизненных наблюдений, соблюдать правила русского речевого этикета.

Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не более 90 слов.

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

6.3. Чтение

Понимать содержание прочитанных научно-учебных, научно-популярного и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 90 слов: устно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста (не менее 4); составлять план.

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.

Определять принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.

6.4. Письмо

Передавать в письменной форме содержание исходного текста (объем исходного текста должен составлять не более 90 слов).

Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину объемом не менее 70 слов.

Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 90 - 95 слов; соблюдать при письме правила речевого этикета.

Применять правила правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); корней с безударными проверяемыми гласными.

Соблюдать при письме правила правописания: безударных окончаний имен существительных; имен прилагательных; личных окончаний глаголов, правописания собственных имен существительных; слитного и раздельного написания не с глаголами.

Соблюдать при письме пунктуационные правила: тире между подлежащим и сказуемым; запятая в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но; с обращением; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а.

6.5. Лексика. Грамматика

Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту).

Употреблять однозначные и многозначные слова, синонимы и антонимы в речи.

Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения, произношения имен существительных, постановки в них ударения, употребления несклоняемых имен существительных (на ограниченном объеме слов).

Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения, произношения имен прилагательных, постановки в них ударения (на ограниченном объеме слов).

Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (на ограниченном объеме слов).

Распознавать и использовать в речи повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные и невосклицательные предложения; простые и сложные предложения; определять главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные; основные морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого, второстепенных членов предложения; простые двусоставные предложения, осложненные однородными членами.

7. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ основного общего образования, для поступающих в 7 класс определяется умениями:

7.1. Слушание

Понимать содержание прослушанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 100 слов: устно формулировать тему и главную мысль текста, отвечать на вопросы по содержанию текста.

7.2. Говорение

Объяснять многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Участвовать в диалоге объемом не менее 4 реплик (побуждение к действию, обмен мнениями), соблюдать правила русского речевого этикета.

Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, научно-популярной и художественной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение).

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не более 100 слов.

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

7.3. Чтение

Понимать содержание прочитанных научно-учебных, научно-популярных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 100 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, отвечать на вопросы по содержанию текста (не менее 4); составлять план.

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.

Определять принадлежность текста к определенному функционально-смысловому типу речи; находить в тексте описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий.

Представлять содержание прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы.

7.4. Письмо

Передавать в письменной форме подробно и сжато содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (объем исходного текста должен составлять не более 110 слов).

Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства объемом не менее 90 слов.

Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 100 - 110 слов; соблюдать при письме правила русского речевого этикета.

Применять правила правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); гласных в приставках пре- и при-; корней с безударными проверяемыми гласными.

Соблюдать правила правописания: безударных окончаний имен существительных; имен прилагательных; личных окончаний глаголов, правописания собственных имен существительных; слитного и раздельного написания не с глаголами; ь в формах глагола повелительного наклонения.

Соблюдать при письме правила слитного, раздельного правописания имен числительных; окончаний имен числительных.

Соблюдать при письме правила правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений.

Соблюдать при письме пунктуационные правила: тире между подлежащим и сказуемым; запятая в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но; с обращением; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а.

7.5. Лексика. Грамматика

Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.

Соблюдать нормы словоизменения, нормы произношения имен существительных, постановки ударения в именах существительных.

Соблюдать нормы словообразования, нормы произношения имен прилагательных, постановки ударения в именах прилагательных.

Уметь склонять числительные.

Употреблять местоимения в соответствии с их морфологическими признаками и требованиями русского речевого этикета.

Употреблять глаголы в изъявительном, условном и повелительном наклонении.

8. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ основного общего образования, для поступающих в 8 класс определяется умениями:

8.1. Слушание

Понимать содержание прослушанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не более 120 слов: устно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста.

8.2. Говорение

Объяснять многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Участвовать в диалоге объемом не менее 5 реплик на основе жизненных наблюдений, соблюдать правила русского речевого этикета.

Владеть различными видами диалога: диалог - запрос информации, диалог - сообщение информации.

Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.

Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объемом не более 120 слов.

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

8.3. Чтение

Понимать содержание прочитанных научно-популярных, публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не более 120 слов: устно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста; составлять план.

Выделять главную и второстепенную информацию в тексте.

Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы.

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.

Распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы).

8.4. Письмо

В письменной форме подробно, сжато и выборочно передавать содержание текста (объем исходного текста должен составлять не более 120 слов); письменно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста.

Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (объемом не менее 90 слов).

Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 110 - 120 слов; соблюдать при письме правила речевого этикета.

Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; написания не с причастиями.

Применять правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями.

Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; написания е и и в приставках не- и ни- наречий.

Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

Соблюдать при письме правила постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и.

8.5. Лексика. Грамматика

Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией. Употреблять причастия, деепричастия, наречия; союзы, предлоги, частицы в речи.

Склонять причастия.

Правильно строить предложения с одиночными причастиями и причастными оборотами.

Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения.

Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением.

Соблюдать нормы употребления имен существительных и местоимений с предлогами, предлогов из - с, в - на в составе словосочетаний.

Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением.

Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением.

9. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ основного общего образования, для поступающих в 9 класс определяется умениями:

9.1. Слушание

Понимать содержание прослушанных научно-учебных, научно-популярных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 130 слов.

9.2. Говорение

Объяснять многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Участвовать в диалоге объемом не менее 6 реплик на основе жизненных наблюдений, соблюдать правила русского речевого этикета.

Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование).

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не более 130 слов.

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

9.3. Чтение

Понимать содержание прочитанных научно-учебных, научно-популярных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 130 слов.

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.

Распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы).

Находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.

Представлять содержание прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

9.4. Письмо

Передавать в письменной форме подробно, сжато и выборочно содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (объем исходного текста должен составлять не более 130 слов; для сжатого и выборочного изложения - не более 250 слов).

Составлять тезисы на основе прочитанного текста.

Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства объемом не менее 90 слов.

Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика, оформлять деловые бумаги).

Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 120 - 130 слов; соблюдать при письме правила русского речевого этикета.

Применять правила постановки тире между подлежащим и сказуемым; знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обособленными членами, со сравнительным оборотом; с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями.

9.5. Лексика. Грамматика

Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.

Применять нормы построения словосочетаний.

Распознавать и использовать в речи предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске; простые и сложные предложения; различать способы выражения подлежащего и сказуемого, виды сказуемого. Применять нормы построения простого предложения, нормы согласования сказуемого с подлежащим.

Составлять распространенные и нераспространенные предложения.

Распознавать и использовать в речи односоставные предложения.

Распознавать и использовать в речи простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами, вставными конструкциями, междометиями. Применять нормы построения простых осложненных предложений.

Распознавать и использовать в речи сложные предложения, конструкции с чужой речью.