Приложение

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НУЖДАЕМОСТИ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

В ПОСТОЯННОМ ПОСТОРОННЕМ УХОДЕ (ПОМОЩИ, НАДЗОРЕ) СЫНА,

ДОЧЕРИ, РОДИТЕЛЯ (УСЫНОВИТЕЛЯ), СУПРУГА (СУПРУГИ), РОДНОГО

БРАТА, РОДНОЙ СЕСТРЫ, ДЕДУШКИ, БАБУШКИ ГРАЖДАНИНА,

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЦЕЛЕВОМУ ОБУЧЕНИЮ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ВО ИСПОЛНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕЛЕВОМ

ОБУЧЕНИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 АПРЕЛЯ 2024 Г. N 555

ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России (далее - Федеральное бюро) в целях обеспечения единообразного применения Положения о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 555 (далее - Положение N 555), сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 34 Положения N 555 гражданин имеет право на освобождение от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, при наличии оснований, имеющих место в период до завершения освоения гражданином образовательной программы.

Так, одним из оснований на приостановление исполнения обязательств по договору о целевом обучении или на освобождение от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении является случай, когда гражданин осуществляет уход за сыном, дочерью, родителем (усыновителем), супругом (супругой), которые признаны ребенком-инвалидом, инвалидом I группы (далее - подопечный-инвалид), или постоянный уход за родителем (усыновителем), супругом (супругой), родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, которые не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в постоянном уходе (помощи, надзоре) в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту их жительства (далее - подопечный, нуждающийся в постоянном уходе), отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать подопечного, нуждающегося в постоянном уходе, уход за подопечным-инвалидом или подопечным, нуждающимся в постоянном уходе, осуществляется в месте, отличном от места освоения гражданином образовательной программы по очной и (или) очно-заочной форме обучения, необходимость осуществления указанного ухода возникла после подачи заявки или условия осуществления указанного ухода изменились после подачи заявки.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 36 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" целевое обучение - получение гражданином профессионального образования в соответствии с договором, предусматривающим трудоустройство гражданина по завершении им обучения и осуществление им трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

Учитывая изложенное, данная категория граждан имеет право обратиться в учреждение медико-социальной экспертизы в целях определения нуждаемости по состоянию здоровья в уходе за сыном, дочерью, родителем (усыновителем), супругом (супругой), которые признаны ребенком-инвалидом, инвалидом I группы (далее - подопечный-инвалид), или постоянный уход за родителем (усыновителем), супругом (супругой), родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой.

При этом следует отметить, что пунктом 36 Положения N 555 регламентирует более широкий круг степеней родства граждан, за которыми может осуществляться уход.

В целях определения нуждаемости в постоянном постороннем уходе гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе или обучающимся по образовательной программе, представляет в учреждение медико-социальной экспертизы имеющуюся у него информацию о родственных связях с лицом, в отношении которого определяется нуждаемость, а также представляет копию договора о целевом обучении.

В остальном медико-социальная экспертиза проводится по такому же алгоритму, как и определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту) и на военную службу по мобилизации; определения нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя государственного гражданского служащего, подлежащего назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации.

Одновременно сообщаем, что поскольку в настоящее время Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 (далее - Правила признания лица инвалидом) не регламентировано проведение медико-социальной экспертизы с целью определения нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) сына, дочери, родителя (усыновителя), супруга (супруги), родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки гражданина, обучающегося по целевому обучению по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в информационной системе проведения медико-социальной экспертизы и учета мероприятий по реабилитации, предназначенной для автоматизации процессов проведения медико-социальной экспертизы и учета сведений об инвалидах, детях-инвалидах и мероприятий реабилитации (абилитации) инвалидов, детей-инвалидов и работников, пострадавших на производстве (далее - ИС МСЭ ЕЦП) государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - единая цифровая платформа) не реализована техническая возможность проведения медико-социальной экспертизы с вышеуказанной целью, в связи с чем Федеральным бюро как функциональным заказчиком создания, сопровождения и развития единой цифровой платформы, направлены заявки исполнителю по доработке функционала ИС МСЭ ЕЦП.

О факте их исполнения будет сообщено дополнительно.