Данный документ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 года.

3. Организация мероприятий по программе "Мобильность 2.0"

5. Организациям, привлекающим работников из другой местности (других территорий) в рамках программы "Мобильность 2.0", Фондом в порядке, установленном приказом Фонда от 29 декабря 2024 г. N 2713 "Об утверждении Решения о порядке предоставления субсидии на государственную поддержку трудоустройства работников из другой местности или других территорий", предоставляется субсидия.

6. В целях реализации мероприятий по программе "Мобильность 2.0" и предоставления организациям, расположенным на территории субъектов Российской Федерации, возможности получения субсидии, предусмотренной программой "Мобильность 2.0", высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации утверждаются перечни организаций, испытывающих потребность в привлечении работников (далее - перечни организаций), и перечни приоритетных отраслей экономики.

Исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения, утверждаются перечни востребованных профессий (должностей, специальностей) (далее - перечни профессий).

Перечни, предусмотренные абзацами первым и вторым настоящего пункта, публикуются на официальных сайтах соответствующих высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также направляются в Фонд.

7. Организации включаются в перечни организаций с учетом их соответствия следующим требованиям:

а) получатель субсидии не является иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорные компании), а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов.

При расчете доли участия офшорных компаний в капитале российских юридических лиц не учитывается прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации, а также косвенное участие таких офшорных компаний в капитале других российских юридических лиц, реализованное через участие в капитале указанных публичных акционерных обществ;

б) получатель субсидии не находится в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

в) получатель субсидии не получает средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации (нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов), решений о порядке предоставления субсидии на цели, предусмотренные решением о порядке предоставления субсидии;

г) получатель субсидии не является иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием";

д) получатель субсидии не находится в составляемых в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;

е) у получателя субсидии отсутствует просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии, иных субсидий, бюджетных инвестиций, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, из бюджета которого планируется предоставление субсидии (за исключением случаев, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией);

ж) получатель субсидии не является лицом, нарушившим условие о внедрении современных технологий, включая решения на базе искусственного интеллекта.

Организации должны соответствовать следующим критериям:

1) организации относятся к одной или нескольким из следующих категорий:

1.1) организации относятся к оборонно-промышленному комплексу, включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса", ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

1.2) организации, зарегистрированные на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (филиалы и (или) представительства российских юридических лиц, расположенные на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области), не имеющие задолженности перед работниками по заработной плате;

1.3) организации, осуществляющие деятельность в отрасли (отраслях), которая субъектом Российской Федерации включена в перечни приоритетных отраслей экономики, и соответствующие одновременно следующим требованиям:

среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц - работников организации, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам за последние 3 месяца последнего отчетного (расчетного) периода, срок представления которых истек на дату включения организации в перечень организаций, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована организация, за квартал, предшествующий указанному периоду;

реализуют крупный проект (начало реализации проекта осуществлено в текущем финансовом году или году, предшествующем текущему, объем вложений в проект в течение всего срока реализации превышает 3 млрд рублей, объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в рамках реализации проекта составит в ближайшие 3 года более 5 процентов всего валового объема производства данного вида продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) в субъекте Российской Федерации) и для его реализации дополнительно привлекает не менее 100 работников;

2) организация осуществляет деятельность на территории субъекта Российской Федерации не менее одного года (за исключением случаев, если организация участвует в выполнении государственного оборонного заказа или зарегистрирована на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области);

3) организация не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения организации к другому юридическому лицу или реорганизации в форме преобразования), ликвидации, исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, в отношении организации не введена процедура банкротства, ее деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

4) организация не участвует в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, софинансируемой за счет средств федерального бюджета, и не является получателем иных мер поддержки за счет ассигнований из федерального бюджета;

5) контролирующими лицами для организации не являются иностранные граждане или юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и расположенные на территориях иностранных государств, или юридические лица, местом регистрации которых является государство (территории), включенное в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

8. В перечни профессий включаются профессии, на которые организации трудоустраивают граждан, и соответствующие следующим критериям:

информация о вакантном рабочем месте по профессии (должности, специальности) размещается на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа);

количество вакантных рабочих мест по профессии (должности, специальности) на региональном рынке труда превышает численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости субъекта Российской Федерации в качестве безработных и имеющих подходящую профессию (должность, специальность);

профессия (должность, специальность) не относится к профессиям административно-хозяйственного персонала (заведующий хозяйством, охранник, уборщик и другие работники, которые выполняют различные внутренние хозяйственные функции, включая хозяйственное обеспечение деятельности организации, эксплуатацию зданий, помещений, территорий и другое, и не заняты непосредственно в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг);

работа, выполняемая в соответствии с профессией (должностью, специальностью), не должна осуществляться в пути или иметь разъездной характер.

Субсидия не предоставляется при трудоустройстве граждан из других субъектов Российской Федерации, либо в пределах одного субъекта Российской Федерации работодателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территориях Москвы и Санкт-Петербурга, за исключением случаев привлечения работников для осуществления трудовой деятельности в филиалах и территориальных обособленных структурных подразделениях организаций, расположенных в других субъектах Российской Федерации. В таких случаях указанные филиалы и территориальные обособленные структурные подразделения организаций включаются в перечни организаций в соответствии с пунктом 6 настоящих методических рекомендаций.

Трудоустроенные граждане должны относиться к категории лиц, с которыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации возможно заключение трудового договора.

9. В случае отсутствия в субъекте Российской Федерации утвержденных перечней организаций и профессий, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящих Методических рекомендаций, субсидирование организаций из бюджета Фонда в рамках программы "Мобильность 2.0" не осуществляется.

Перечень приоритетных отраслей экономики в субъекте Российской Федерации может утверждаться исходя из имеющейся кадровой потребности в сферах экономики.

10. Исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере занятости населения, обеспечиваются:

а) оказание содействия работодателям в реализации мероприятий по удовлетворению кадровой потребности значимых для экономики предприятий по программе "Мобильность 2.0" в рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации";

б) направление в Фонд сведений о работодателях, трудоустроивших граждан, а также о трудоустроенных гражданах, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда в течение 3 рабочих дней со дня трудоустройства граждан по форматам, определяемым Фондом;

в) ежемесячное представление в Федеральную службу по труду и занятости информации о численности трудоустроенных граждан.

11. Федеральная служба по труду и занятости предоставляет возможность направления работодателем, включенным в перечень организаций, заявления с приложением перечня свободных рабочих мест и вакантных должностей, на которые предполагается трудоустройство граждан, соответствующих критериям программы "Мобильность 2.0", в органы службы занятости с использованием личного кабинета на единой цифровой платформе.

Форма заявления и перечня свободных рабочих мест и вакантных должностей утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Направление работодателями, зарегистрированными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в органы службы занятости заявления с приложением перечня свободных рабочих мест и вакантных должностей, соответствующим критериям программы "Мобильность 2.0", осуществляется с учетом пунктов 20 и 21 особенностей применения законодательства о занятости населения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2022 г. N 2371 "Об особенностях применения законодательства о занятости населения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".

12. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, в целях направления в Фонд сведений о работодателях, трудоустроивших граждан, а также о трудоустроенных гражданах, проверяют соответствие работника, переезжающего для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации или другого муниципального образования того же субъекта Российской Федерации, следующим критериям:

работник переехал в целях трудоустройства в организацию, включенную в перечень организаций, по профессии (должности, специальности), включенной в перечень профессий, из другого субъекта Российской Федерации или в пределах одного субъекта Российской Федерации в случае, если расстояние от места, где гражданин до переезда для трудоустройства был зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания, до места осуществления трудовой деятельности не менее 50 километров;

работник заключил с организацией, включенной в перечень организаций, трудовой договор, в котором определена профессия (должность, специальность), включенная в перечень профессий, не позднее одного месяца со дня снятия с регистрационного учета в качестве ищущего работу или безработного;

предоставление работодателем трудоустроенному гражданину на основе заключенного с ним соглашения мер финансовой поддержки за счет средств работодателя (компенсация затрат работника на проезд к новому месту проживания, аренда жилья и (или) иные выплаты);

трудоустройство работодателем граждан на условиях полного рабочего дня с учетом режима рабочего времени, установленного правилами внутреннего распорядка работодателя;

выплата работодателем заработной платы трудоустроенным гражданам в размере не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" (для работодателей, включенных в перечни организаций как организации, осуществляющие деятельность в отрасли (отраслях), которая субъектом Российской Федерации включена в перечни приоритетных отраслей экономики, - не ниже среднемесячной начисленной заработной платы по субъекту Российской Федерации).