Практика Комитета ООН против пыток
--------------------------------
<5> Комитет ООН против пыток действует на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года. Российская Федерация является участником указанного международного договора и в качестве государства - продолжателя Союза ССР признает компетенцию Комитета против пыток получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под ее юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником положений Конвенции против пыток.
Для сведения: в 2024 году в Верховном Суде Российской Федерации подготовлен Перечень докладов, принятых в рамках международных межправительственных организаций, о соблюдении прав и свобод человека в отдельных государствах (обновлен по состоянию на 1 декабря 2023 года).
Дело "Р. и К. против Швеции". Решение Комитета ООН против пыток от 18 июля 2024 года. Сообщение N 1073/2021. Заявители утверждали, что в случае возвращения их и их детей в Республику Беларусь им угрожает реальная опасность быть подвергнутыми смертной казни или пыткам и жестокому обращению в нарушение статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года (далее также - Конвенция против пыток). Комитет против пыток установил отсутствие нарушения положений названной конвенции.
Правовые позиции Комитета: существование в той или иной стране практики грубых, вопиющих или массовых нарушений прав человека само по себе не является достаточным основанием для признания того, что соответствующему лицу будет угрожать опасность подвергнуться пыткам по возвращении в эту страну; необходимо привести дополнительные основания в подтверждение того, что такая опасность будет угрожать лично данному лицу. С другой стороны, отсутствие постоянной практики вопиющих нарушений прав человека не означает того, что соответствующее лицо не может быть подвергнуто пыткам с учетом конкретных обстоятельств его/ее дела (пункт 8.3 Решения).
Комитет против пыток ссылается на свое Замечание общего порядка N 4 (2017) об осуществлении статьи 3 в контексте статьи 22 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, согласно которому при оценке риска применения пыток должны анализироваться основания, выходящие за пределы одних лишь умозрительных предположений или подозрений. Хотя при оценке этого риска не следует брать за основу критерий "высокой степени вероятности", Комитет против пыток напоминает, что бремя доказывания обычно возлагается на заявителя, который должен привести убедительные аргументы в подтверждение того, что ему угрожает "предсказуемая, реальная и личная" опасность. Комитет против пыток также напоминает, что в соответствии с его Замечанием общего порядка N 4 (2017) он в значительной степени опирается на заявления по фактической стороне дела, подготовленные органами соответствующего государства-участника, но при этом не считает себя связанным такими заключениями и в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Конвенции против пыток правомочен свободно оценивать факты с учетом всех обстоятельств по каждому конкретному делу (пункт 8.4 Решения).
Бремя аргументированного изложения дела, как правило, лежит на заявителе (пункт 8.10 Решения).
Комитет против пыток напоминает, что наличие нарушений прав человека в стране происхождения само по себе не является достаточным основанием для вывода о существовании опасности лично для заявителя подвергнуться там пыткам (пункт 8.11 Решения).
Оценка Комитетом фактических обстоятельств дела: заявителю была предоставлена возможность обосновать и уточнить свои жалобы в национальных органах власти. Однако представленные доказательства не позволили подтвердить слова заявителя о наличии риска преследования в связи с тем, что заявитель являлся членом оппозиционного движения, или установить наличие предсказуемой, личной, существующей и реальной опасности подвергнуться пыткам в случае возвращения заявителя, А и Б в страну происхождения (пункт 8.11 Решения).
Выводы Комитета: депортация заявителя, А и Б в Беларусь не будет представлять собой нарушение статьи 3 Конвенции против пыток.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875