3.4.1. Подготовка и оформление проектов федеральных законов

3.4.1.1. Разработка и внесение проектов федеральных законов (далее - законопроекты) в Правительство Российской Федерации осуществляются Министерством в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, Положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 389.

3.4.1.2. Организация подготовки законопроектов возлагается на директоров департаментов в соответствии с их компетенцией.

3.4.1.3. Контроль за подготовкой законопроектов осуществляется заместителем Министра, курирующим соответствующий департамент.

3.4.1.4. Подготовленный департаментом-исполнителем законопроект направляется на согласование в заинтересованные департаменты.

3.4.1.5. Согласование законопроекта осуществляется заинтересованными департаментами в срок не позднее 7 рабочих дней с даты их поступления в эти департаменты либо в более короткий срок по решению руководства Министерства.

3.4.1.6. Согласованный руководителями всех заинтересованных департаментов законопроект до размещения на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт regulation.gov.ru) и направления на согласование в заинтересованные органы государственной власти и иные организации в обязательном порядке подлежит правовой экспертизе, проводимой Департаментом правового обеспечения и законопроектной деятельности.

3.4.1.7. Законопроект направляется в Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности с приложением всех документов или с указанием реквизитов документов в поле "Связки моей организации" в рабочей карточке в ОСЭД, в соответствии с которыми или во исполнение которых он подготовлен.

3.4.1.8. Срок проведения правовой экспертизы законопроекта составляет не более 7 рабочих дней со дня поступления в Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности. При проведении правовой экспертизы законопроекта исполнитель департамента-исполнителя законопроекта может привлекаться работником Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности, проводящим правовую экспертизу, для дачи пояснений по данному проекту. Законопроект при наличии исключительно редакционных и юридико-технических замечаний с замечаниями и предложениями может быть передан работником Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности исполнителю проекта на доработку, а в РК документа в ОСЭД делается соответствующая запись.

3.4.1.9. Доработанный законопроект при отсутствии замечаний визируется директором Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности (лицом, исполняющим его обязанности).

3.4.1.10. При наличии неурегулированных разногласий законопроект не визируется и возвращается в департамент-исполнителя вместе с заключением на него, подписанным директором Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности (лицом, исполняющего его обязанности).

3.4.1.11. Подготовка финансово-экономического обоснования к законопроекту осуществляется департаментом-исполнителем совместно с Департаментом финансов.

3.4.1.12. Согласование законопроекта с заинтересованными органами государственной власти и организациями осуществляется одновременно с проведением процедур общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия, независимой антикоррупционной экспертизы. Направление законопроектов на заключение в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации и обсуждение общественно значимых из них с Общественным советом при Министерстве осуществляется в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации.

3.4.1.13. В целях обеспечения возможности проведения оценки регулирующего воздействия, раскрытия информации о подготовке законопроектов и результатах их общественного обсуждения, независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов, в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 (далее - Правила N 851), и Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 (далее - Правила N 96), они размещаются департаментами-исполнителями в установленном порядке на официальном сайте regulation.gov.ru в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации.

3.4.1.14. При наличии разногласий по законопроекту, в том числе выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, департаментом-исполнителем организуется согласительное совещание с участием заместителя Министра, курирующего департамент, ответственный за подготовку законопроекта, и представителей заинтересованных органов государственной власти с целью поиска взаимоприемлемого решения. В соответствии с пунктом 60 Регламента Правительства Российской Федерации законопроект может быть внесен в Правительство Российской Федерации с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и замечаниями, подписанными руководителями указанных органов или по указанию руководителей их заместителями, имеющими разногласия.

3.4.1.15. Законопроект после его согласования с заинтересованными органами государственной власти, проведения оценки регулирующего воздействия или раскрытия информации о подготовке законопроекта и результатах его общественного обсуждения, а также независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов до внесения в Правительство Российской Федерации направляется с приложением документов, предусмотренных пунктом 60 Регламента Правительства Российской Федерации, на правовую и антикоррупционную экспертизы в Министерство юстиции Российской Федерации.

3.4.1.16. В отдельных случаях, установленных Регламентом Правительства Российской Федерации, законопроекты направляются на заключение в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в Счетную палату Российской Федерации, Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

3.4.1.17. Законопроект, представляемый в Правительство Российской Федерации, в обязательном порядке согласовывается с курирующим заместителем Министра департамента-исполнителя, статс-секретарем - заместителем Министра, после чего визируется Министром (лицом, исполняющим его обязанности). На законопроекте проставляются электронные подписи (далее - ЭП) редактора департамента-исполнителя, директора Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности (лица, исполняющего его обязанности), статс-секретаря - заместителя Министра (в период временного отсутствия (отпуск, больничный) - заместителя Министра в соответствии с приказом Министерства о распределении обязанностей между первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации, статс-секретарем - заместителем Министра транспорта Российской Федерации и заместителями Министра транспорта Российской Федерации) и Министра (лица, исполняющего его обязанности).

(п. 3.4.1.17 в ред. Приказа Минтранса России от 14.04.2025 N 135)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4.1.18. В соответствии с пунктом 61 Регламента Правительства Российской Федерации законопроект вносится в Правительство Российской Федерации с сопроводительным письмом, содержащим основание внесения законопроекта, сведения о содержании и согласовании законопроекта, с приложением следующих документов:

проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации;

пояснительной записки, содержащей изложение предмета законодательного регулирования, основной идеи законопроекта, оформленной в соответствии с пунктом 53 Регламента Правительства Российской Федерации;

финансово-экономического обоснования принимаемых решений, предлагаемых к принятию законопроектом, оформленного в соответствии с пунктами 53(1) и 53(2) Регламента Правительства Российской Федерации;

перечня федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;

перечня нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;

заключений, предусмотренных пунктами 60, 60(1), 60(2) и 60(4) Регламента Правительства Российской Федерации;

заключения федерального государственного научно-исследовательского учреждения "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации".

Перечни нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона, должны включать в себя наименования проектов нормативных правовых актов, обоснование необходимости их подготовки, примерный срок подготовки, краткое описание каждого акта (цель, предмет и содержание правового регулирования), а также сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - ответственном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов в соответствии с пунктом 28 Положения о законопроектной деятельности.

3.4.1.19. В случаях, установленных пунктами 53 и 60(5) Регламента Правительства Российской Федерации, законопроекты вносятся в Правительство Российской Федерации также с протоколами заседаний Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии, на которых рассмотрены соответствующие законопроекты.

При внесении законопроекта лицом, исполняющим обязанности Министра, необходимо направлять копию приказа Министерства об исполнении заместителем Министра обязанностей Министра. В период временного отсутствия директора Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности также необходимо направлять копию приказа об исполнении заместителем директора Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности обязанностей директора департамента. В период временного отсутствия статс-секретаря - заместителя Министра направляется выписка из приказа Министерства о распределении обязанностей между первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации, статс-секретарем - заместителем Министра транспорта Российской Федерации и заместителями Министра транспорта Российской Федерации, содержащая информацию о рассмотрении в период временного отсутствия закрепленных за заместителями Министра вопросов другими заместителями Министра.

(в ред. Приказа Минтранса России от 14.04.2025 N 135)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4.1.20. Разработка и оформление законопроекта осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, подготовленными Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, с учетом процедур и требований, содержащихся в чек-листах, размещенных Департаментом правового обеспечения и законопроектной деятельности на внутриведомственном портале Министерства.

3.4.1.21. Требования к оформлению законопроекта и его образец приведены в приложении N 5 к Инструкции.