Рисунок 12 - Принципы оценки корпоративных программ
Формирующая оценка (Оценка процессов) - оценка того, каким образом реализуется программа, что мы делаем и как мы делаем - направлена на улучшение программы:
- Чаще качественная
- Через короткие промежутки времени
- В течение всей программы позволяет заглянуть внутрь программы
- Дает возможность применить обратную связь и изменить ход программы
- Позволяет прогнозировать конечный результат
- Позволяет экономить ресурсы.
Суммирующая оценка (Оценка результата) - оценивает в какой мере достигнут результат - подведение итогов программы, направлена на выявление эффективности программы:
- Чаще количественная
- Через длительный период времени
- В конце программы
- Невозможно применить обратную связь и изменить программу и вкладываемые в нее ресурсы
- Более точная оценка
- Позволяет судить о достижении целей и задач.
Индикаторы оценки. Все индикаторы оценки корпоративных программ можно разделить на два основных типа: индикаторы оценки процесса и индикаторы оценки эффективности.
Индикаторы оценки процесса реализации программы нужны для своевременного определения соответствия реализации программы плану. Примерами таких индикаторов являются:
- % охвата сотрудников мероприятием/программой (соответствие запланированному)
- выполнение плана мероприятий в запланированные сроки
- соответствие затрат запланированному бюджету.
Индикаторы эффективности можно разделить на три группы по срокам их достижение
Рисунок 13 - Индикаторы эффективности программ по срокам
их достижения
Оценка программы возможна также по основным направлениям мероприятий: создание условий для ведения здорового образа жизни, информирование сотрудников и оценки достижения запланированного эффекта.
Таблица 3 - Оценка результатов программы по созданию условий
Показатель
Как оценивать
Комментарий
Приверженность компании принципам ЗОЖ зафиксирована во внутренних и внешних документах
ДА/НЕТ
Перечислить конкретные документы
Рабочие места безопасны для здоровья
% от общего числа рабочих мест
Данные показатели могут рассчитываться для компании в целом и для ее отдельных подразделений.
Сотрудники обеспечены здоровым питанием и возможностями для полезных перекусов в течение дня
% от общего числа сотрудников
Сотрудники имеют возможность для физической активности в течение дня
% от общего числа сотрудников
Социальный пакет включает ДМС, путевки в лечебно-оздоровительные учреждения, бесплатные занятия спортом
% сотрудников, которым предоставляется полный и сокращенный объем ДМС
Возможно, поэтапное внедрение а разных предприятиях/подразделениях/филиалах.
На предприятии действует медкабинет или медсанчасть
% сотрудников, которые могут воспользоваться услугами
Сотрудникам оказывается психологическая помощь и поддержка
% сотрудников, которым доступна услуга
Компания организует собственные спортивные мероприятия для сотрудников или помогает участвовать во внешних мероприятиях
Кол-во мероприятий в год, общее кол-во участников
Главная задача - отслеживать динамику на протяжении продолжительного периода и в случае негативных трендов (снижения показателей) принимать соответствующие меры.
Показатели, связанные с ЗОЖ, чтены в КПЭ руководителей
% руководителей
Компания поддерживает волонтерские проекты сотрудников по продвижению ЗОЖ среди коллег
Кол-во проектов, кол-во участников
Таблица 4 - Оценка программы по достижению
целей информирования
Показатель
Как оценивать
Комментарий
Количество сотрудников, которые видели информационные материалы о ЗОЖ, размещенные на территории предприятия
По результатам опроса сотрудников:
Возможно проведение глубинных опросов с уточнением, какая информация запомнилась, побудила к действию и пр.
- Точное число
- % от общего количества сотрудников
Количество сотрудников, которые ознакомились с информационными материалами о ЗОЖ, размеченными на территории предприятия
Количество публикаций на внутрикорпоративном сайте/в корпоративных СМИ/социальных сетях компании
Статистика, которую собирают и отслеживают отделы внутренних и/или внешних коммуникаций
Количество публикаций в личных аккаунтах сотрудников
Количество проведенных образовательных мероприятий о различных аспектах ЗОЖ и кол-во сотрудников - участников
Статистика мероприятий - собирают ответственные за проведение
Количество участников опросов
Статистика участников
Может собираться онлайн или вручную (печатные анкеты)
Количество посетителей/просмотров страницы, посвященной ЗОЖ, на внутрикорпоративном сайте
Статистика сайта
Количество корпоративных мероприятий, куда были интегрирована тематика ЗОЖ
Кол-во мероприятий, кол-во их посетителей, сколько заинтересовались темой ЗОЖ и пр.
Данные могут собираться непосредственно в ходе мероприятий в ЗОЖ - зона
Таблица 5 - Пример оценки программы по достижению
результата программы
Показатель
Как оценивать
Комментарий
Количество сотрудников, отказавшихся от табака и никотина
На старте кампании проводится опрос сотрудников, который включает сбор данных о вредных привычках и планах отказа от них.
Для оценки могут быть использованы следующие инструменты:
Количество сотрудников, сокративших употребление табака и никотина
- Данные мобильного приложения в случае его разработки и запуска
Далее каждый показатель оценивается по следующим параметрам:
- Данные, которые сотрудники могут вводить в своих личных кабинетах на корпоративной странице, посвященной ЗОЖ
Количество сотрудников, отказавшихся от употребления алкоголя
- Точное число сотрудников
Количество сотрудников, сокративших потребление алкоголя
- % от общего количества сотрудников компании
% от цифры, получившейся по итогам опроса на старте кампании
Количество сотрудников, сбросивших вес
Количество сотрудников, которые регулярно проходят обследование репродуктивной системы
- Если компания имеет несколько предприятий/обособленных подразделений/филиалов
- данные собираются как по отдельным локациям, так и по компании в целом
Количество сотрудников, регулярно употребляющих полезные продукты (фрукты, овощи, рыбу, кисломолочные продукты и пр.)
Количество сотрудников, регулярно занимающихся фитнесом и/или спортом
Сокращение зависимости
Оценивается по принятой в компании системе в % по отношению к предыдущим периодам
Для оценки используется статистика отдела кадров и медсанчасти/медицинск ого кабинета