1.6.3.2. Информационно-коммуникационные меры

1.6.3.2 Информационно-коммуникационные меры

Важную роль в повышении грамотности работников в вопросах здоровья и их приверженности здоровому образу жизни играют информационно-коммуникационные меры, реализуемые на рабочем месте.

Однако одной только информации недостаточно для изменения поведения в отношении здоровья. Современные подходы к повышению грамотности в вопросах здоровья подразумевают развитие персональных навыков в отношении информации о здоровье, а именно: поиска, понимания, критической оценки и самое главное - применения информации в повседневной жизни.

Основополагающими принципами повышения грамотности в вопросах здоровья являются:

- Предоставление информации простым языком, чтобы она была понятна целевой группе с первого раза;

- Проверка понимания информации и ее применимости в повседневной жизни в целевой группе;

- Привлечение целевой группы к разработке информационных материалов;

- Учет интересов, потребностей, барьеров и сложностей в отношении информации о здоровье в целевой группе;

- Использование предпочтительных для целевой группы и применимых в контексте работы каналов коммуникации

Коллективы особенно крупных предприятий и организаций чаще всего неоднородны: менеджмент, офисные сотрудники, рабочие, обсуживающий персонал и т.д. Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и привычки, пользуется разными каналами получения информации и навыками ее восприятия. В этой связи большую роль играет таргетинг - механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории определенную часть (например, рабочие), на которую может быть направлен комплекс информационных мер по профилактике заболеваний и укреплению здоровья и выбрать наиболее оптимальные и эффективные каналы коммуникации.

Наиболее популярными формами коммуникации на рабочем месте являются:

- Печатные материалы (брошюры, листовки, буклеты)

- Корпоративный сайт, информационная страница о здоровье

- Рассылки по e-mail

- Внутренняя сеть (интранет, чаты, мессенджеры)

- Информация в помещениях (лифты, стенды, столовая)

- Презентации, видео/аудио ролики

- Корпоративный форум, блоги

- Творчество (песни, стихи, картины, рисунки)

Таблица 2 - Информационно-коммуникационные меры

Доступ

Понимание

Оценка

Применение

Печатные материалы

Для многих имеют ограниченную ценность в качестве основного источника информации

Распространенный способ, но не всегда применим на практике (не проверяется понимание)

В основном используются только для информирования

Могут быть полезны с точки зрения практических знаний при возникновении потребности в информации (рецепты, упражнения)

(брошюры, плакаты, листовки)

Презентации и видеоролики на экранах

Для некоторых категорий работников являются удобными источниками информации

Эффективны в формате рассказа/интервью

Могут быть очень ценным ресурсом, если их смогут использовать для обмена опытом и обсуждения (истории из жизни, комментарии)

Практические советы и примеры могут повторно транслировать ключевые сообщения для облегчения запоминания и побуждения к действию

Коммуникация с коллегами (форумы, блоги)

"Сарафанное радио", обсуждение в своем кругу и передача информации между коллегами

Особенно важны для изучения способов перехода от советов к действиям

Неизменно играют важную роль. Немалая часть решений о том, какая информация заслуживает доверия, является актуальной и применимой

Отношение и поддержка коллег влияют на устойчивость действий, направленных на заботу о здоровье

Интранет, чаты, мессенджеры, приложения

Полезны в случае наличия цифровых устройств у работника и навыков цифровой грамотности

Полезны в случае доступности цифровых устройств. Как правило, являются первичным источником информации

Некоторые приложения предоставляют хорошие инструменты для составления личных планов по укреплению здоровья

Полезны в случае доступности цифровых устройств. Инструмент для напоминаний, контроля и мотивации

Творчество

(песни, стихи, картины, рисунки)

Способствуют преодолению препятствий в доступе к информации

Некоторые люди лучше воспринимают информацию зрительно или на слух, поэтому творчество помогает привлечь внимание и облегчает запоминание

Помогают представить идеи актуальными и осуществимыми

Могут давать примеры простых практических действий в конкретных ситуациях

Однако, не всем работникам подходят перечисленные виды коммуникации. Например, вахтовикам, работающим на производстве такие методы коммуникации не подойдут. А офисными работниками, и так зачастую перегруженными электронной почтой, рассылки по e-mail со временем будут восприниматься как спам и вовсе не будут прочитаны.

Одним из эффективных способов коммуникации на рабочем месте является "сторителлинг" - в переводе с английского означает "рассказ историй". Этот метод способствует повышению вовлеченности работников, удержанию внимания целевой группы.

Например, на корпоративном портале крупной организации был создан форум работников и было реализовано реалити-шоу по снижению веса. Несколько сотрудников компании в течение полугода снижали массу тела с помощью тренера. На протяжении мероприятия они писали в форуме о результатах, ощущениях, впечатлениях и открытиях, что это на самом деле просто, интересно и увлекательно. Специалист поддерживал, воодушевлял своих героев, выкладывал в общий доступ свои рекомендации, простые и эффективные упражнения и советы, которые могли применить для себя и другие работники компании. Помимо снижения веса, в организации укреплялся командный дух и имидж компании, которая заботится о здоровье своих работников.

Для адаптации информационных материалов под потребности целевой группы работников применяется метод фокус-групп. В фокус-группах по 10 - 12 человек из представителей целевой группы проводится разработка и тестирование информационных материалов, сбор мнений, выявление барьеров и препятствий при использовании информации, получение обратной связи, качественная оценка процесса реализации корпоративной программы.