2.12. Практики корпоративных программ по направлению "Профилактика инфекций и вакцинация"
Актуальность проблемы. Все большее количество работодателей осознает бремя расходов, связанных с невыходом на работу и презентеизмом сотрудников [1, 2]. Невыход на работу определяется как пропущенные рабочие дни [3], в то время как посещение работы во время болезни называется презентеизмом [4]. Подсчитано, что около 50 - 60% всех невыходов на работу связано с респираторными заболеваниями или гастроэнтеритом [5]. Во всем мире ежегодные показатели заболеваемости гриппом оцениваются в 5 - 10% среди взрослых [6]. На рабочих местах заболеваемость гриппом составляет от 12 до 23,7% [7, 8] в зависимости от изучаемого периода времени. Примерно 70% сотрудников, заболевших гриппом, отсутствуют на работе во время заражения, что может привести к средней потере 3% годовых рабочих часов [7, 8].
По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) и Бюро статистики труда (BLS), почти 26 миллионов сотрудников в Соединенных Штатах Америки (США) были инфицированы H1N1 во время пика пандемии 2009 года [9], при этом 18 миллионов человек взяли больничный лист, а восемь миллионов продолжали ходить на работу. Поскольку каждый сотрудник с гриппом, который приходил на работу, по оценкам, заражал дополнительно 0,9 коллег [10], то около семи миллионов случаев заражения H1N1 произошло из-за презентеизма [9]. По оценкам, примерно 16% случаев передачи гриппа как правило происходит на рабочем месте [11].
Ежегодно в США регистрируется около 500 миллионов негриппозных вирусных инфекций дыхательных путей, что приводит к 70 миллионам потерянных рабочих дней [12], в то время как в Нидерландах уровень заболеваемости за три года составил 50%, и почти 30% работников взяли больничный лист [7]. Значительно меньше литературных данных имеется в отношении гастроэнтерита, как специфической причины отсутствия на работе. В Нидерландах уровень заболеваемости гастроэнтеритом составлял 10,1% в 1998 - 2001 годах, а уровень отсутствия на работе - 45,3% [7].
Инфекционные заболевания оказывают значительное влияние на производительность труда и расходы. Например, во Франции и Германии потеря производительности, связанная с инфекционными заболеваниями на рабочем месте, оценивается в 10 - 15 миллиардов долларов США ежегодно [13, 14]. Сопутствующие расходы из-за гриппа в США составили 87,1 миллиарда долларов США в 2003 году и еще 6,2 миллиарда долларов США были отнесены к потерям производительности [15]. Потеря производительности из-за острых респираторных заболеваний в США составляет до 75% от общего экономического бремени [16]. Исследование 2003 года подсчитало, что негриппозные вирусные респираторные заболевания в США ежегодно приводят к экономическому воздействию в размере 40 миллиардов долларов США [12]. На каждый эпизод гриппоподобного заболевания в сезоны гриппа 2007/2008 и 2008/2009 гг. приходилось в среднем 23,6 и 23,9 потери рабочих часов соответственно [17].
Сопутствующие расходы на предотвратимые заболевания обычно превышают расходы на лечение [18, 19]. В США в 2003 году прямые расходы на здравоохранение, связанные с гриппом, составили 10,4 миллиона долларов США, в то время как расходы из-за потери заработка и смерти сотрудников составили 16,3 миллиона долларов США [15]. Для простуды в США в начале 2000-х годов расходы на здравоохранение составляли 17 миллиардов долларов США, а экономические расходы - 22,5 миллиарда долларов США [12].
Влияние и издержки, связанные с презентеизмом, также значительны [20]. Больные сотрудники демонстрируют снижение времени реакции и бдительности, а также повышенную тревожность, что снижает их эффективность на работе [21, 22]. Больные сотрудники оценивают свою собственную эффективность на 45% ниже, чем обычно [23]. Последствия презентеизма включают в себя последующие серьезные и хронические заболевания, которые впоследствии могут увеличить прогулы [24, 25]. Одно из исследований [26] доказало, что потери рабочего времени и расходы из-за презентеизма превышают потери из-за прогулов, а каждая простуда приводит к средней потере 8,7 часов, 5,9 из которых приходятся на презентеизм; расходы, связанные с простудой, для работодателей в США составляют 25 миллиардов долларов в год, из которых 16,6 миллиарда долларов приходится на презентеизм.
На рабочих местах, связанных с организациями системы здравоохранения, знают о потенциальных последствиях инфекционных заболеваний как для сотрудников, так и для пациентов, следуют строгим рекомендациям по профилактике инфекций [27, 28], имеются надежные программы профилактики и контроля инфекций, основанные на фактических данных. Вместе с тем, на рабочих местах из других отраслей экономической деятельности необходимые рекомендации в большинстве случаев отсутствуют, а работники и посетители хуже информированы о профилактике инфекций на рабочем месте [29].
Особую значимость необходимость развития программ профилактики инфекционных заболеваний и вакцинации на рабочем месте получила в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 [30], когда многие сотрудники и предприятия были вынуждены перейти на отличные от привычных режимы работы [31], учитывающие необходимость в самоизоляции сотрудников, внедрить дистанционный (удаленный) формат ведения профессиональной деятельности [32], ввести строгие правила по использованию сотрудниками средств индивидуальной защиты от инфекций [33], обеспечить их моющими и дезинфицирующими средствами [34].
Проведение регулярной информационной кампании среди сотрудников организации (предприятия) и работодателей о необходимости принятия профилактических мер в период эпидемий и пользе вакцинации, как специфического метода иммунопрофилактики для предупреждения развития инфекционных заболеваний, а также об экономических потерях, связанных с отсутствием работников по причине инфекционных заболеваний.
При реализации подпрограммы в организации рекомендуется:
1) издать распорядительный документ о проведении информационной кампании о необходимости вакцинации и обязать всех сотрудников организации принять участие в данном мероприятии.
2) проинформировать региональный центр общественного здоровья и медицинской профилактики о готовности к проведению на территории организации информационной кампании в формате лекции совместно с соответствующими врачами-специалистами (врач-эпидемиолог, врач-инфекционист) и специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).
3) разработать совместно с региональным центром общественного здоровья и медицинской профилактики форму обратной связи от сотрудников организации об эффективности формата информационной кампании и доступности полученных знаний.
4) обеспечить возможность работникам организации пройти вакцинацию и необходимое медицинское обследование в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), для диагностики и лечения выявленного инфекционного заболевания (при необходимости).
5) обеспечить возможность работникам организации использовать на рабочем месте средства индивидуальной защиты от инфекций, моющие и дезинфицирующие средства.
Реализация подпрограммы может потребовать дополнительного финансирования на приобретение средств индивидуальной защиты от инфекций, моющих и дезинфицирующих средств.
Мероприятия информационной кампании выполняются за счет средств, предусмотренных в рамках финансового обеспечения деятельности региональных центров общественного здоровья и медицинской профилактики, медицинское обследование в целях выявления инфекционных заболеваний - за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Для реализации подпрограммы необходимо (схема реализации):
- руководитель кадровой службы организации (менеджер по персоналу);
- уполномоченный сотрудник территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора);
- руководитель регионального ЦОЗиМП;
- руководитель МО ПМСП, в которой проводится вакцинация, диагностика и лечение (при необходимости) заболеваний инфекционного генеза.
Проведение информационной кампании - регулярно, не реже 1 раза в календарном году.
Ссылка на материалы - после реализации информационной кампании с регулярным обновлением по мере совершенствования образовательного контента.
Для работодателя и организации:
1. Доля работников организации, принявших участие в информационной кампании от всех работников организации. Рекомендуется, чтобы данный показатель составлял не менее 85%.
2. Доля работников организации, удовлетворенных качеством и доступностью материалов, представленных в рамках информационной кампании, от всех работников организации. Рекомендуется, чтобы данный показатель составлял не менее 85%.
3. Доля работников организации, обеспеченных средствами индивидуальной защиты от инфекций, моющими и дезинфицирующими средствами. Рекомендуется, чтобы данный показатель стремился к 100%.
1. Доля работников организации, не имеющих медицинских противопоказаний и посетивших медицинскую организацию, оказывающую ПМСП, в целях вакцинации. Рекомендуется, чтобы данный показатель составлял не менее 85%.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875
