5) Определение Верховного Суда от 04.10.2024 N 310-ЭС24-18410 по делу N А35-6290/2023

Общество с ограниченной ответственностью (далее в настоящем пункте - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий по включению в налоговую базу для исчисления налога на имущество организаций (далее в настоящем пункте - налог) кадастровой стоимости нежилого помещения, соответствующей суммы исчисленного налога, признании недействительным сообщения в части включения в налоговую базу для исчисления налога за 2022 год кадастровой стоимости нежилого помещения и соответствующей суммы исчисленного налога.

Из материалов дела следует, что общество с 2001 года являлось собственником здания площадью 882,8 кв. м (наименование объекта собственности - магазин), которое по характеристикам состояло из помещений одного надземного этажа и подвальных помещений подземной части. Налоговая база по налогу в отношении данного здания определялась обществом как его среднегодовая стоимость.

Решением Комитета по управлению имуществом области принадлежащее обществу здание магазина включено в перечень объектов недвижимости на территории области, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость.

10.02.2022 по заявлению общества право собственности общества на указанное здание прекращено, за обществом зарегистрировано право собственности на два нежилых помещения, образованных из указанного здания, с наименованиями: "магазин, этаж: 1"; "подсобные помещения, этаж: подвал".

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 372 - 375, 378 - 378.2 Кодекса и нормами регионального закона о налоге, пришли к выводу о недоказанности обществом совокупности оснований, необходимых для удовлетворения требований общества.

Суд кассационной инстанции, с учетом предоставленных ему частью 1 статьи 286 АПК РФ полномочий, не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.

В силу пункта 1 статьи 372 Кодекса налог вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 Кодекса.

Согласно положениям пункта 2 статьи 372 Кодекса, устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 373 Кодекса плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 374 Кодекса, действовавшему в проверяемый период, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Для отнесения имущества к объекту обложения налогом оно должно быть учтено на балансе налогоплательщика в качестве объекта основного средства в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. В соответствии со статьей 375 Кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Кодекса.

Если иное не установлено пунктом 2 статьи 375 Кодекса, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.

После принятия закона, указанного в пункте 2 статьи 378.2 Кодекса, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, как их среднегодовой стоимости не допускается, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 2.2 пункта 12 статьи 378.2 Кодекса.

В соответствии с региональным законом налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень).

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено пунктом 10 статьи 378.2 Кодекса.

В случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Как указали суды, общество не учло, что в силу абзаца 2 пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, в случае если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Согласно информации, предоставленной органом Росреестра, общество с 27.08.2001 по 10.02.2022 являлось собственником нежилого помещения (наименование объекта собственности - магазин), а также с 10.02.2022 является собственником нежилых помещений (наименование объектов собственности - магазин и подсобные помещения).

Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости нежилые помещения расположены в пределах здания.

Решением Комитета по управлению имуществом области здание включено в перечень объектов недвижимости на территории области, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость.

Как отмечено судами, поскольку предыдущий объект недвижимости по состоянию на 01.01.2022 включен в перечень объектов недвижимости на территории области, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, то вновь образованные объекты недвижимости подлежат обложению налогом по кадастровой стоимости в силу пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

Также суд кассационной инстанции пришел к выводу, что довод общества об исчислении налоговым органом налога по помещению по кадастровой стоимости без учета его предназначения и фактического использования правомерно отклонен судами, исходя из положений пункта 9 статьи 378.2 Кодекса, подпунктов 1.2 и 2.1 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением администрации Курской области от 26.10.2018 N 840-па, поскольку налоговые органы не уполномочены определять вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем данный вопрос не относится к компетенции налоговых органов.

При этом, согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости нежилые помещения находятся в аренде на основании договора аренды нежилого помещения.

В этой связи суд кассационной инстанции пришел к выводу об использовании указанных объектов недвижимости как единого торгового объекта.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2024 N 310-ЭС24-18410 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда для пересмотра в порядке кассационного производства.