3) Определение Верховного Суда от 01.02.2024 N 309-ЭС23-29414 по делу N А50-31394/2022
Публичное акционерное общество (далее в настоящем пункте - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на имущество организаций (далее в настоящем пункте - налог) за 2021 год, по результатам которой вынесено решение о доначислении налога по основанию занижения налогоплательщиком налоговой базы, в силу ее неправомерного исчисления из среднегодовой, а не из кадастровой стоимости.
По мнению общества, принадлежащие ему налогооблагаемые помещения не отвечают признакам административно-делового и (или) торгового центра; с экономической точки зрения такие объекты недвижимости не приносят самостоятельного дохода, и их использование возможно только по функциональному назначению; само по себе нахождение спорных объектов в пределах зданий, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не исключает возможности в отношении рассматриваемых объектов исчислять спорный налог, исходя из среднегодовой стоимости имущества.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что инспекция правомерно доначислила обществу налог по спорным помещениям исходя из кадастровой стоимости.
Суд округа признал данный вывод судов правильным, основанным на материалах дела и соответствующим налоговому законодательству.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается, в том числе, недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности.
Виды недвижимого имущества, для которого налоговая база по налогу определяется, как его кадастровая стоимость, а также критерии, позволяющие отнести тот или иной объект к таким видам, установлены в статье 378.2 Кодекса. По смыслу пункта 7 статьи 378.2 Кодекса конкретный перечень такой недвижимости на очередной налоговый период определяется на основе соответствующих признаков уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 указанной статьи Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Во исполнение вышеуказанных положений Кодекса, региональным правительством принято постановление об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, а именно: нежилое помещение РП-85 в цокольном и на 2 этаже 9-этажного административно-торгово-бытового здания с автостоянками и нежилое помещение трансформаторной подстанции, общая площадь 93,9 кв. м, этаж 1, включены в данный перечень.
Более того, спорные помещения с трансформаторной подстанцией и распределительным пунктом расположены в торгово-офисных зданиях, которые также включены в указанный перечень.
Судом округа отмечено, что в жалобе заявитель ссылается на то, что помещения, находящиеся в собственности общества, относятся к объектам электроэнергетики, в связи с чем отсутствуют основания предполагать рост их потенциальной доходности, так как они не используются и не могут быть использованы в качестве офисно-торговой недвижимости.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках.
Трансформаторная подстанция и распределительный пункт, находящиеся в собственности налогоплательщика, расположены в торгово-офисных зданиях, которые осуществляют передачу электрической энергии, необходимой для функционирования торгово-офисных зданий. Собственники (арендаторы) осуществляют плату за потребление предоставляемой энергии согласно тарифам, установленным Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 12.12.2019 N 20-э.
Кроме того, из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12.11.2020 N 46-П, следует, что в обычной деловой обстановке, недвижимость, расположенную в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах), можно использовать как доходный объект. Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже если они используются по другому назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость.
С учетом вышеизложенного приведенный довод отклонен судом округа, поскольку при рассмотрении спора судами установлено, что спорные помещения общества осуществляют передачу энергии, необходимой для функционирования соответствующих зданий.
С учетом совокупности вышеизложенных правовых норм суд кассационной инстанции отметил, что суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество, как собственник части помещений в зданиях административно-деловых и (или) торговых центрах, включенных в вышеуказанный перечень, должно уплачивать налог в отношении рассматриваемых помещений, исходя из кадастровой стоимости.
Доводы о том, что само по себе нахождение спорных объектов в пределах зданий, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не исключает возможности в отношении спорных объектов исчислять налог, исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаны судом округа основанными на ошибочном толковании вышеизложенных норм.
При этом ссылка на позицию, изложенную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2018 N 5-АПГ18-2, от 11.01.2019 N 5-АПГ18-128, не принята судом округа, поскольку приведенные судебные акты приняты с учетом обстоятельств конкретного дела, отличных от тех, которые установлены в рамках настоящего спора.
Определением Верховного Суда от 01.02.2024 N 309-ЭС23-29414 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда для пересмотра в порядке кассационного производства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875