О предложении предусмотреть учет при расчете квоты для приема на работу инвалидов граждан, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход (самозанятыми)

Статьей 27 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" установлено, что государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов и их продвижения по службе, а также оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы.

Основным механизмом поддержки занятости лиц с инвалидностью являются установление квоты для приема на работу инвалидов, создание специальных рабочих мест, сопровождение при содействии занятости инвалидов, организация сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов.

С 1 сентября 2024 г. вступают в силу отдельные положения Федерального закона N 565-ФЗ, которыми конкретизированы и расширены меры по содействию в трудоустройстве инвалидов, в том числе в отношении вопросов квотирования.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона N 565-ФЗ квота для приема на работу инвалидов устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Представительствам и филиалам работодателя квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, на территории которых они расположены (часть 4 статьи 38 Федерального закона N 565-ФЗ).

При сотрудничестве работодателей с лицами, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - самозанятые) заключаются договоры гражданско-правового характера на выполнение работ и (или) оказание услуг, исполнитель и заказчик не вступают в трудовые отношения. Кроме того, самозанятый может работать по трудовому договору в организации или у индивидуального предпринимателя, не являющихся его заказчиком.

Выявление признаков трудовых отношений при взаимодействии работодателей с гражданами, осуществляющими деятельность в качестве самозанятых, является основанием для проверки и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства.

Учитывая вышеизложенное, нецелесообразно вводить условие выполнения работодателем установленной квоты при заключении соглашения с гражданами, осуществляющими деятельность в качестве самозанятых и имеющими инвалидность, поскольку такой способ выполнения квоты не направлен на достижение цели установления квоты - приема на работу инвалидов и обеспечение их трудоустройства.