Примеры практик, рекомендуемых в целях оказания психологической помощи и поддержки участникам (ветеранам) СВО и членам их семей

По мнению А.С. Огнева, эффективную работу с участниками (ветеранами) СВО и членами их семей обеспечивают различные формы мультимодального игрового моделирования (МИМ). В их состав входят:

- песочное игровое моделирование (ПИМ);

- работа с метафорическими ассоциативными картами (МАК);

- метафорическое моделирование с использованием кинетического песка (МКП);

- песочные рисунки на световых планшетах (РСП).

Песочное игровое моделирование - это построение на песке с помощью игрушечных фигурок таких композиций, которые ассоциируются у человека с какими-то событиями (достижением своей мечты, важными переговорами, ответственным выступлением) или сторонами его жизни (важная для этого человека организация, семья, соседи, его трудовой коллектив, учебная группа и т.д.). По сути, в специальном ящике для размещения песка человек как режиссер в театре или кино проигрывает с помощью игрушечных фигурок сцены из собственной жизни. В результате ему удается наглядно представить, что и как можно сделать для улучшения таких ситуаций и управления такими событиями.

Аналогичные метафорические композиции можно создавать и с помощью различных наборов метафорических ассоциативных карт (МАК). Для этого психолог, педагог, консультант просит своего подопечного создать иллюстрацию обсуждаемых вопросов. Этими вопросами могут быть как волнующие человека проблемы, так и пути их решения. Также можно попросить проиллюстрировать с помощь МАК то, что человек считает для себя жизненным успехом, своей мечтой, планом реализации своих намерений и т.д.

Участникам подобных занятий с помощью кинетического песка удобнее всего в метафорической форме отображать свои телесные состояния. Например, их можно попросить создать из кинетического песка композицию, которая будет метафорой их текущего состояния, какого-то неприятного для них ощущения, а затем того состояния, которое соответствует их максимальному комфорту, и т.д.

Для работы метафорическими композициями в виде тематических рисунков на поверхности световых планшетов в качестве последних обычно используются прямоугольные ящики различных размеров. Их поверхность - полупрозрачная крышка с небольшим слоем мелкозернистого песка. Внутри такого ящика находится электрическая подсветка. Сейчас практически все они снабжены низковольтными пультами управления подсветкой, которая может по желанию автора композиции менять свой цвет.

В реальной практике оказания психологической помощи участникам (ветеранам) СВО и членам их семей позитивная динамика может быть достигнута даже в ходе однократных сессий, в состав которых входят:

- Задание N 1: Изображение в спонтанном режиме на поверхности светового планшета любого узора, который консультируемому хочется создать при размышлении над волнующей его в данный момент проблемой;

- Задание N 2: Изображение в спонтанном режиме на поверхности светового планшета любого узора, который респонденту хочется создать, когда он представляет себе идеальное разрешение волнующей его в данный момент проблемы;

- Задание N 3: Подбор такого варианта подсветки, который максимально сочетается с этим "проблемным" изображением;

- Задание N 4: Подбор такого варианта подсветки, который максимально сочетается с этим "беспроблемным" изображением.

Практика показала, что оптимальным сочетанием различных вариантов мультимодального игрового моделирования является использование кинетического песка и песочных рисунков на световых планшетах как средства развития стрессоустойчивости, игрового песочного моделирования и метафорических ассоциативных карт как наглядно-образной основы для более глубокого осознания происходящего и как инструмента поиска оптимальных решений, а также как своего рода идеомоторной тренировки, репетиции их практической реализации. И этого удалось добиться при работе не только со школьниками, но и людьми более старших возрастов с богатым жизненным опытом. В такого рода занятиях неоднократно принимали участие и различные категории авиационного персонала, и ветераны СВО, и взрослые, вынужденные по разным причинам решать вопрос о своем трудоустройстве. Для всех этих людей оказалось полезным воссоздать для себя визуальные, аудиальные и кинестетические компоненты схемы ориентировки, помогающие оценить свое психоэмоциональное состояние. Еще более ценным для них было определение составляющих разной модальности персональной ориентировки при формировании оптимального состояния. Как важнейшее приобретение все они оценивали более глубокое осознание в ходе песочного игрового моделирования и благодаря работе с метафорическими ассоциативными картами своих жизненных приоритетов. И не менее ценной сочли возможность проверить и скорректировать свою готовность работать в составе различных команд.

Помимо этого, многие участники подобных занятий воспользовались возможностью выяснить с помощью средств мультимодального игрового моделирования природу своих страхов, проанализировать причины важных для них межличностных конфликтов, провести ревизию своих персональных ресурсов и наметить наилучшие способы их использования. В ряде случаев участники таких занятий предприняли и продолжают предпринимать попытки по разработке важных для них проектов.

Для организации и планирования серии встреч не с одним, а сразу с несколькими участниками (семьей, классом, группой консультируемых), позволяющих применять различные сочетания МИМ, можно также использовать следующий перечень хорошо зарекомендовавших себя занятий.

Занятие 1 (ориентировочная продолжительность 4 академических часа)

Построение в контейнере с сухим кварцевым песком следующих композиций:

- Тема N 1: "Мое реальное Я (Я в настоящий момент)" и "Я-идеальное" с их последующим преобразованием в единую композицию;

- Тема N 2: "Мой МИР" с последующим преобразованием в "Наш МИР".

Занятие 2 (ориентировочная продолжительность 4 академических часа)

- Тема N 3:

- Построение с помощью метафорических ассоциативных карт (МАК) модели идеального дня, благодаря событиям, делам которого я надеюсь реализовать свою мечту, стать человеком благополучным, успешным и процветающим.

- Построение в песочном контейнере с помощью игрушечных миниатюр композиции на тему "Модель идеального дня".

- Тема N 4:

- Построение в песочном контейнере с помощью игрушечных миниатюр композиции на тему "Мой ДОМ" с последующим преобразованием в "Наш ДОМ".

Занятие 3 (ориентировочная продолжительность 4 академических часа)

- Тема N 5:

- Иллюстрация с помощью МАК рассказа на тему "Социальные СЕТИ в моей жизни".

- Построение в песочном контейнере с помощью игрушечных миниатюр композиции на тему "Мои социальные СЕТИ" с ориентацией на последующий SWOT-анализ.

- Построение в песочном контейнере с помощью игрушечных миниатюр композиции на тему "Я в СЕТИ" с последующим преобразованием в "Мы в СЕТИ".

Занятие 4 (ориентировочная продолжительность 4 академических часа)

- Тема N 6: Иллюстрация с помощью МАК рассказа на тему "Особенности моих взаимоотношений со значимым ДРУГИМ".

- Тема N 7: Построение в песочном контейнере с помощью игрушечных миниатюр композиции на тему "Переговоры".

- Тема N 8: Построение в песочном контейнере с помощью игрушечных миниатюр композиции на тему "Наш САД".

Занятие 5 (ориентировочная продолжительность 4 академических часа)

- Тема N 9:

- Изготовление из кинетического песка (КП) фигурок "Я в состоянии стресса" и "Я в спокойном, уравновешенном, комфортном состоянии" с их последующим объединением в единую фигуру.

- Предварительный подбор фигурок, олицетворяющих собой следующие психоэмоциональные состояния:

- 1-я пара - крайнее недовольство собой и явное удовлетворение своим поведением;

- 2-я пара - растерянность и, наоборот, ощущение полного контроля ситуации;

- 3-я пара - переживание негативных эмоций и переживание позитивных эмоций.

- Построение в песочном контейнере с их помощью композиции на тему "Мир, в котором они живут".

- Тема N 10: Построение в песочном контейнере с помощью игрушечных миниатюр композиции на тему "Моя работа (организация)" с последующим преобразованием в "Наша работа (организация)".

Занятие 6 (ориентировочная продолжительность 4 академических часа)

- Тема N 11:

- Создание по выбору самих консультируемых либо подборки картинок с помощью МАК, либо фигуры с помощью КП на темы "КОМАНДА реальна", "КОМАНДА идеальна" с их последующим объединением в единую фигуру или композицию.

- Предварительный подбор фигурок, олицетворяющих собой следующие психоэмоциональные состояния:

- 1-я пара - начальник и подчиненный;

- 2-я пара - учитель и ученик;

- 3-я пара - прокурор и адвокат;

- 4-я пара - агрессор и миротворец.

- Построение в песочном контейнере с их помощью композиции на тему "Мир, в котором они живут".

- Тема N 12: Построение в песочном контейнере с помощью игрушечных миниатюр композиции на тему "Мой ГОРОД" с последующим преобразованием в "Наш ГОРОД".

Занятие 7 (ориентировочная продолжительность 4 академических часа)

- Тема N 13: Создание по выбору самих консультируемых либо подборки картинок с помощью МАК, либо фигуры с помощью КП на темы "Я как реальный сотрудник - такой, каким являюсь в настоящий момент", "Я как идеальный сотрудник" с их последующим объединением в единую фигуру или композицию.

- Тема N 14: Построение в контейнере с сухим кварцевым песком композиции "Идеальное место работы" с последующим обсуждением того, как такое место получить, что для этого надо сделать.

- Тема N 15: Построение в песочном контейнере с помощью игрушечных миниатюр композиции на тему "Моя СТРАНА" с последующим преобразованием в "Наша СТРАНА".

Занятие 8 (ориентировочная продолжительность 4 академических часа)

- Тема N 16:

- Создание по выбору самих консультируемых либо подборки картинок с помощью МАК, либо фигуры с помощью КП на темы "СЕМЬЯ реальна", "СЕМЬЯ идеальна" с их последующим объединением в единую фигуру или композицию.

- Построение в контейнере с сухим кварцевым песком композиций "Моя реальная СЕМЬЯ" и "Моя идеальная СЕМЬЯ" с их последующим преобразованием в единую композицию.

- Построение в песочном контейнере с помощью игрушечных миниатюр композиции на тему "Моя СЕМЬЯ" с последующим преобразованием в "Наша СЕМЬЯ".

Занятие 9 (ориентировочная продолжительность 4 академических часа)

- Тема N 17:

- Создание по выбору самих консультируемых либо подборки картинок с помощью МАК, либо фигуры с помощью КП на темы "То, что мне нравится, меня радует, мне доставляет удовольствие".

- Построение в песочном контейнере с их помощью композиции на тему "Здоровый и полноценный образ жизни".

- Тема N 18: Построение в песочном контейнере с помощью игрушечных миниатюр композиции на тему "Мое БУДУЩЕЕ" с последующим преобразованием в "Наше БУДУЩЕЕ".

При обсуждении перечисленных выше заданий многие консультанты с успехом применяют модель ТЭМП (Тело - вопросы о физических ощущениях, возникающих в ходе работы и сохраняющихся в данный момент, Эмоции - вопросы о возникших эмоциях, об их связи с актуальными потребностями и значимыми для клиента ценностями, Мысли - обсуждение тех размышлений, на которые натолкнуло клиента все происходящее, Поведение - вопросы о том, к каким действиям все это побуждает, склонность к какому поведению отражает). Важным ориентиром для консультантов при оценке полученных ответов и наблюдавшихся реакций является степень конгруэнтности (согласованности, соразмерности) того, что клиент, каждый консультируемый ощущает, тому, что переживает, о чем думает, и тому, что намерен делать.

При обсуждении создаваемых консультируемыми фигурок, подборок, композиций также можно воспользоваться и любыми другими схемами их анализа. В качестве доказавших свою эффективность можно рекомендовать:

- SCORE (Symptoms - симптом проблемы, Causes - причины происходящего, Outcomes - результаты, которых клиент намерен достичь, Resources - ресурсы, которые для этого необходимы, Effects - эффекты в виде ценных долгосрочных последствий реализации намеченного);

- LIGHT (Language - речь, словесные маркеры задействованных ценностей, Ideas - идеи и реализующие их интервенции, Goal - цели и способы их визуализации, Happy - положительный эмоциональный отклик на реализацию моего замысла, Time based - базирующийся на конкретных временных ориентирах план предстоящих действий);

- VALOUR (Vision - видение: где я сейчас, откуда и куда двигаюсь; Awarness - осознание: что меня устраивает и что хочу изменить, что и почему является проблемой; Love - любовь, пристрастия: чем я дорожу, что меня мотивирует; Obstacles - помехи, препятствия: что мешает реализации задуманного и как это можно преодолеть; Uplift - подъем: на какие новые ступени саморазвития смогу подняться; Results - результат: в чем будет состоять конкретный результат и как, по каким признакам я о нем узнаю). При работе с жизненными планами консультируемых также практически во всех без исключения случаях оказались уместными классический SWOT-анализ (Strengths - сильные стороны обсуждаемого, Weaknesses - его слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats - угрозы, опасения) и SMART-тест (Specific - конкретность формулировок, Measurable - измеримость результатов, Achievable - достижимость с учетом сложившихся условий и имеющихся ресурсов, Relevant - значимость, Timely - учет ограничений по времени, привязка к определенным периодам). В ряде случаев полезным было применение и СТЭП-анализа возможных последствий (С - социальные, Т - технологические Э - экономические и П - политические последствия принимаемых решений).

Таким образом, в условиях современного социально-экономического существования нашего общества актуализация межведомственного взаимодействия в социальной сфере, опирающегося на принципы ответственности, обязательности, сотрудничества, комплексности, системности и согласованности действий, обеспечивает комплексное сопровождение семей участников (ветеранов) специальной военной операции.