4.2. Межведомственное взаимодействие в социальной работе с семьями участников (ветеранов) СВО
Изменение экономических условий выдвигает перед современной социальной работой новые задачи, затрагивающие не только сферу адресной социальной поддержки и помощи различным социальным группам, но и сферу планирования, организации, контроля и координации межведомственного взаимодействия государственных и общественных организаций, а также сферу социального предпринимательства.
В контексте профилактики и решения социальных проблем населения эффективное межведомственное взаимодействие становится ключевым фактором для обеспечения социального благополучия как отдельного человека, так и общества в целом. На современном этапе от его эффективности зависит не только качество и скорость предоставления социальных услуг, но и общий уровень и качество жизни населения.
В статье 28 "Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации" Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" <1> указывается, что содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, который определяет:
--------------------------------
<1> Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" N 442-ФЗ от 28.12.2013 (в ред. Федерального закона N 635-ФЗ от 25.12.2023). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102170561 (дата обращения: 20.09.2024).
1) перечень органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих межведомственное взаимодействие;
2) виды деятельности, осуществляемой органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) порядок и формы межведомственного взаимодействия;
4) требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме;
5) механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в том числе порядок привлечения организаций к его осуществлению;
6) порядок оценки результатов межведомственного взаимодействия.
При определении перечня исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих межведомственное взаимодействие, рекомендуется определить:
- исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который осуществляет организацию и координацию межведомственного взаимодействия в субъекте Российской Федерации;
- участников межведомственного взаимодействия - исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, поставщиков социальных услуг и организации, которые могут принимать участие в межведомственном взаимодействии в рамках своей компетенции.
При определении видов деятельности, осуществляемых участниками межведомственного взаимодействия, учитываются:
- сведения о гражданах, которые имеют право на получение социальных услуг и социальное сопровождение;
- перечень социальных услуг предоставляемых поставщиками социальных услуг, установленный законодательством субъекта Российской Федерации;
- перечень дополнительных социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг за плату;
- мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 вышеназванного Федерального закона;
- иную информацию, необходимую для организации межведомственного взаимодействия.
Для определения порядка и формы межведомственного взаимодействия рекомендуется определить:
- состав документов и (или) информацию, необходимую для передачи в рамках межведомственного взаимодействия, в целях оказания гражданам социальных услуг и социального сопровождения;
- сроки подготовки и направления межведомственного запроса о представлении документов и (или) информации, запрашиваемых участниками межведомственного взаимодействия, и ответа на данный запрос;
- последовательность имеющих конечный результат действий, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления социальных услуг и социального сопровождения.
Эффективное межведомственное взаимодействие является ключевым фактором повышения качества работы в различных областях социальной сферы. Его значение особенно возрастает в контексте комплексного подхода к решению социальных проблем, требующего скоординированных действий разных государственных и общественных структур.
Рассмотрим несколько примеров.
Система образования. Межведомственное взаимодействие между школами, медицинскими учреждениями, центрами психолого-педагогической помощи и органами опеки и попечительства позволяет обеспечить качественную поддержку детям с особыми образовательными потребностями. Взаимодействие между различными уровнями образования (дошкольное, школьное, профессиональное) создает единую систему, направленную на успешную адаптацию и развитие личности.
Психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение. Объединение усилий психологов, врачей и педагогов в рамках межведомственного взаимодействия обеспечивает комплексный подход к диагностике, реабилитации и сопровождению детей с особыми потребностями.
Психолого-педагогическое консультирование. Тесное сотрудничество психологов, педагогов и родителей (законных представителей) позволяет эффективно решать проблемы, возникающие в процессе обучения и воспитания детей.
Службы ранней помощи. Координация действий специалистов разных профилей (медики, педагоги, психологи, социальные работники) в рамках межведомственного взаимодействия позволяет обеспечить своевременную и качественную помощь детям с ранними признаками отставания в развитии.
Органы опеки и попечительства. Взаимодействие с различными социальными учреждениями, такими как центры помощи семье и детям, службы ранней помощи, образовательные учреждения, позволяет обеспечить защиту прав и интересов несовершеннолетних, нуждающихся в поддержке.
Учреждения социальной защиты населения. Совместная работа с медицинскими, образовательными и правоохранительными учреждениями позволяет создать единую систему поддержки для лиц, нуждающихся в социальной помощи.
Таким образом, межведомственное взаимодействие:
1) позволяет оптимизировать ресурсы: совместное использование ресурсов разных ведомств повышает эффективность их использования и позволяет сократить дублирование функций;
2) обеспечивает комплексный подход: координация действий разных структур позволяет разработать и реализовать комплексные программы, направленные на решение социальных проблем;
3) улучшает качество оказываемых услуг: совместная работа специалистов разных профилей позволяет повысить качество оказываемых услуг и обеспечить их доступность для всех нуждающихся.
Развитие и укрепление межведомственного взаимодействия является важным фактором повышения качества работы в социальной сфере. Это позволяет преодолеть барьеры между различными ведомствами, оптимизировать ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем и улучшить качество оказываемых услуг.
Межведомственный подход в работе учреждений социальной сферы усиливает позицию каждой взаимодействующей стороны, позволяет преодолеть ограниченность ведомственного управления, ведет к концентрации ресурсов и усилий учреждений на узловых проблемах.
Задачей межведомственного взаимодействия является повышение эффективности и скоординированности действий участников в целях обеспечения социального сопровождения семей участников (ветеранов) СВО и своевременного и качественного предоставления им социальных услуг.
Примером межведомственного взаимодействия в социальной сфере является открывшееся во всех регионах Российской Федерации Государственное бюджетное учреждение "Единый центр поддержки" Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества".
Целью работы данных центров является сопровождение участников специальной военной операции и членов их семей, содействие в получении региональных мер поддержки, психологическая, юридическая и досуговая поддержка, персональная помощь уволенным с военной службы ветеранам и инвалидам боевых действий - участникам СВО, семьям погибших бойцов.
К каждой семье формируют индивидуальный подход для решения широкого круга юридических, социальных и других вопросов, обеспечивая комплексную поддержку.
Направления работы единых центров:
- предоставление информации о мерах социальной поддержки: все о льготах, выплатах и других региональных мерах поддержки участников СВО и членов их семей;
- получение государственных услуг в режиме "одного окна": услуги в области образования, ЖКХ, социальной поддержки, спорта, культуры и др.;
- психологическая поддержка: индивидуальные занятия, семейные консультации и групповые тренинги для взрослых и детей;
- юридическое сопровождение: разъяснение действующего законодательства и поддержка в решении проблем семьи, требующих участия юриста;
- трудоустройство: разработка стратегии поиска работы, составление резюме, подбор вакансий и программ профессионального обучения;
- консультации специалистов о возможностях региона в области реабилитации и протезирования: подбор технических средств реабилитации, помощь при сборе документов и оформление направлений на комплексную реабилитацию в учреждениях Москвы;
- с пользой провести время с семьей, друзьями и однополчанами: мастер-классы, кинопросмотры, просветительские лекции и развивающие тренинги.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875